Две Войны

КонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
moldabekov47@mail.ru выход

🎭 Ленинградский театр во время Великой Отечественной войныЧитать

 

Две Войны

Подписчики: 640

Подписаться

«Наша дивизия участвовала в депортации

крымских татар»- ветеран НКВД рассказывает

о своей службе во время войны

07.02.2021

15

247  

Войска НКВД обросли огромным количеством разнообразных мифов, за время войны и об их роли до сих пор ведутся споры. Одни говорят, что они были кровавыми палачами, а другие считают их элитой Красной Армии. В сегодняшней статье, я расскажу Вам о беседе с ветераном НКВД, в которой он честно отвечает на подобные вопросы.

Для начала расскажу о главном герое сегодняшней статьи. Элев Иосиф Зусевич родился в Умани (это в Украине), под конец Гражданской Войны, 7 декабря 1921 года. Элев закончил еврейскую школу и сразу после этого был призван в армию, в 1940 году. В 37-38 году, в Умани прокатилась волна репрессий, но отец Элева был старым убежденным коммунистом, и их это не коснулось.

После попадания на службу, Иосифа отправили в Ташкент, где располагался мотострелковый полк внутренних войск НКВД. К слову, эта часть считалась элитной.

Элев Иосиф Зусевич. Фото в свободном доступе.

Как проходил отбор в НКВД? По каким критериям туда отбирали, и почему выбрали именно Вас?

« Не знаю, почему меня призвали в войска НКВД – об этом знало только начальство. Наверное, учли мою биографию, происхождение. Никаких особых допросов при призыве мне не устраивали, а по физическим данным я подходил. Все-таки думаю, что учитывали в первую очередь социальное происхождение. Ведь мой отец был член партии, рабочий, и вообще наша семья была трудовая. »

На самом деле, убеждения человека, или даже его членство в партии не было гарантом защиты от репрессий. Если говорить про сталинские чистки, когда он повсюду искал троцкистов, досталось и его со партийцам. Репрессионная машина никогда не может работать идеально, независимо от времени или идеологии.

Как проходила “Учебка” в НКВД? Чему конкретно Вас учили?

« По-моему, это была самая обычная военная подготовка. Нас учили нести военную службу – была строевая подготовка, физкультура, стрельбы. Служил я замполитруком роты, а уже во время войны, когда звания политруков ликвидировали, то мне присвоили звание старшего сержанта и дали должность помкомвзвода. В этом звании я и прослужил до самой демобилизации.Я имел хорошие связи со штабом полка. Дело в том, что один мой земляк, его звали Андрей Сакал, имел хороший почерк, и его взяли писарем в штаб полка. Когда началась война, то было воскресенье, и в полку почти никто еще не знал об этом. Я играл в шахматы у себя в палатке, а Андрей пришел ко мне и сказал: «Йося, ты знаешь, началась война, немцы напали!» Я сначала не поверил ему, говорю: «Это просто болтают!» Но в тот же день в три часа дня по ташкентскому времени Молотов по радио объявил о начале войны.Когда началась война, я решил так: «Идет война, и бегать, как другие,  проситься, чтобы меня послали туда, куда я хочу, я не буду». Да и как я мог знать во время войны, где будет хорошо, а где плохо? Погибали миллионы людей, и я подумал, что если суждено погибнуть, то погибну, а если суждено выжить, то останусь жив. В подтверждение этой мысли приведу Вам пример. Перед началом войны, в мае 1941 года, когда мы стояли в Ташкенте, начальство отбирало из полка двести человек, чтобы перевести их на службу в Киев – там формировался такой же полк. Наши украинцы как услышали про Киев, давай бегать, пытаться попасть в число этих двухсот человек. Я же решил никуда не переводиться – куда направили, там и буду служить. А те, кто поехал в Киев, через два месяца попали на войну, не имея никакой серьезной подготовки, и почти все погибли. »

 

Если говорить о войсках НКВД, то тут есть очень широкое заблуждение, в которое многие верят. Дело в том, что для основной массы НКВД- и всё что с этим связно ассоциируется с комиссарами, палачами, заградотрядами и “чёрными воронками”. Но на самом деле всё обстоит иначе.

К НКВД относились и некоторые пограничные части, внутренние войска тоже, которые не занимались репрессиями, а воевали на фронте так же как и простые солдаты. Структура этой организации была похожа на СС. То есть там были и политические ведомства, были и надзиратели концлагерей и карательные органы. Но были и простые вояки, которых чуть позже реорганизовали в Ваффен СС и отправили на Восточный Фронт вместе с другими солдатами.

Служащие НКВД. Фото в свободном доступе.

Как началась война для Вас?

« 22 июня 1941 года началась война, а 28 июня наш полк был погружен в эшелон и отправлен на запад. Через неделю нас выгрузили под Москвой. В восемнадцати километрах от Москвы есть такой поселок Реутово, мы попали туда. Полк влили в состав 1-й ордена Ленина Краснознаменной дивизии НКВД имени Дзержинского. В Москве тогда были две мотострелковые дивизии НКВД. Наша, 1-я дивизия, занималась в основном патрулированием и проверкой документов, пока не попала на фронт. Документы проверяли для того, чтобы в тыл не попали вражеские лазутчики, чтобы враг не смог организовать диверсии. Немецкие шпионы и диверсанты действительно попадались, хотя лично я с ними и не сталкивался. Уже после войны я узнал, что нашу дивизию готовили к боевым действиям на улицах Москвы на случай, если немцы все-таки войдут в город.Во время наступления немцев на Москву они, во-первых, страшно бомбили город, во-вторых, распространяли слухи, что советское начальство бросило Москву, что Москва никем не управляема и так далее. Но это было не так, власти продолжали действовать и разрабатывались планы по защите города. Хотя положение было действительно тяжелое – например, бомбили Москву по шесть-семь раз в день! »

Многие считают, что переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны была Курская Дуга или Сталинград. Но я думаю, что этим моментам была Битва за Москву. Именно там окончательно провалился Блицкриг, а Вермахт был вынужден отступать, чтобы хоть как то удержать свои позиции. Красная Армия одержала победу в Москве из-за многих факторов, но главной причиной я считаю то, что они выиграли у немцев время.

Начиная с первых дней войны, практически все формирования РККА, которые встречались на пути германской армии оказывали ожесточенное сопротивление. Тем самым, они “тормозили” Блицкриг и навязывали немцам затяжной характер войны. А к затяжной войне с СССР Германия была не готова.

Контрнаступление советских войск в Битве под Москвой. Фото в свободном доступе.

 

При каких обстоятельствах Вы попали на фронт?

« В начале декабря 1941 года, в самый разгар обороны Москвы. Мы находились не на самой передовой, а во втором эшелоне. Когда немцы прорывали первую линию обороны, то по ним стреляли мы, и они отходили назад. Увидеть немцев вблизи на фронте мне не пришлось, а вот когда их разбили под Москвой, то нам поручили вести немецких пленных по улицам города, чтобы люди посмотрели на них. »

Бойцов вашей дивизии использовали в качестве заградотрядов?

« Части нашего полка не использовали как заградительные, а про остальные части дивизии не знаю. »

Заградотряды использовали не на всех участках фронта. В основном это было связано с известной сталинской директивой 227Запретить войскам отступать было спорным решением. Да, после такого приказа солдаты более упорно удерживали свои стратегические позиции, но иногда решение об отступлении нужно было было принять быстро, чтобы не попасть в окружение. И тогда, такие меры только делали хуже.

Что было с Вами после Битвы за Москву?

« В январе 1942 года наш полк отвели в Москву, где мы и несли службу до февраля 1944 года, когда части 1-й дивизии отправили на Северный Кавказ, под город Грозный. Там началась операция по выселению чеченцев.Перед началом операции по выселению какого-нибудь села командование проводило переговоры с чеченцами, потом грузили их в вагоны и отправляли в Казахстан. Например, наша рота не сталкивалась с сопротивлением выселению, но вообще чеченцы достаточно сильно сопротивлялись депортации. Во-первых, это очень жестокий народ, а во-вторых, у них было много оружия. Был случай, когда одиннадцать наших бойцов находились в пригороде Грозного и решили присесть отдохнуть, хотя по инструкции было категорически запрещено собираться всем вместе во время переходов. В группе было восемь солдат, два офицера и женщина-санинструктор. Они собрались на отдых под деревом, а чеченцы устроили там засаду и почти всех перестреляли, в живых остался только один солдат.Потери у нас были в основном из-за недисциплинированности. »

Многие ненавидели советскую власть из-за такой жесткой политики, что использовал в своих целях Третий Рейх. Напомню, что на территории СССР, под контролем немцев создавали национальные формирования.

Грузинские коллаборационисты. Фото в свободном доступе.

Основной мотивацией коллаборационистов, среди которых были и мусульмане, были идеи сепаратизма. Разумеется, что руководство Рейха обещало представителям таких формирований национальное и независимое государство.

У Вас были каки-либо инструкции для проведения подобных операций?

« Чаще всего мы в села не заходили. Наше командование старалось решать все вопросы с чеченцами мирным путем, чтобы они сами выходили из сел. Но все равно, даже когда основную массу чеченцев вывезли, в горах прятались группы людей. И нам приходилось лазить по горам, искать их. По-моему, самая большая высота, до которой мы доходили, была 3400 метров, выше не поднимались. Это было в центральной Чечне, на юг от Грозного. Эти переходы были очень тяжелыми, из-за них я заработал себе варикозное расширение вен на ногах, сейчас оно дает о себе знать, не могу много ходить.В мае 1944 года во время борьбы с немецкими лазутчиками была проведена депортация крымских татар. Наша дивизия участвовала и в этой депортации. Приехали в какое-то село возле Бахчисарая, за селом в поле работали мужчины-татары. Тут же их собрали, окружили цепью солдат и объявили, что для ликвидации потенциальной базы для противника село будет выселено, чтобы они шли к своим семьям и объяснили, что сопротивляться не надо. Потом мы сопровождали людей до железнодорожной станции и сажали в эшелоны. »

 

По словам Иосифа депортация татар была в более “мягкой” форме. Причиной депортации татар, стали многочисленные случаи их сотрудничества с немцами. За период депортации погибло по разным подсчётам от 34 до 195 тыс. человек. В ноябре 1989 сам СССР признал депортацию крымских татар незаконной и преступной.

А Как к Вам относились солдаты?

« Относились нормально. Антисоветских настроений я не замечал – может, они где-то в дивизии и были, но лично я таких разговоров не слышал. »

Несмотря на слова автора интервью, отношения армейских офицеров и офицеров НКВД нельзя назвать “тёплыми”. И дело тут даже не в “гулагах и заградотрядах” (если что это шутка). Причина в том, что когда несколько структур выполняет одинаковые или смежные задачи, такая грызня обязательно будет. Хоть эти ведомства сражаются с общим врагом, у них часто бывает расхождение интересов и приоритетов.

А по поводу конкретных слова Иосифа, я думаю это связано с тем, что в войсках НКВД больше времени уделяли политическому воспитанию, поэтому подобные разговоры “пресекались на корню”.

Какое у Вас было вооружение?

« До начала войны у меня была «драгунка» образца 1891 года, а когда началась война, нам выдали самозарядные винтовки СВТ-40. И с этой винтовкой я прослужил всю войну. СВТ-40 действительно была плохо защищена от грязи, у нее было довольно много открытых частей. Но я к ней так привык, что не хотел менять. »

СВТ-40, несмотря на негативное отношение автора статьи, пользовалась спросом у немецких солдат, и её часто брали в качестве трофея. Несмотря на “капризность” винтовки в обслуживании, она имела лучшую дальность и кучность, чем немецкие маузеры.

Советские солдаты с СВТ-40. Иногда её называли      Светка    Фото в свободном доступе.

Какое отношение у Вас было к Сталину?

« Вы сами понимаете, как была направлена агитация в то время. В результате этой агитации я и все мои друзья были ярыми патриотами, считали, что страны лучше Советского Союза в мире нет. А когда Советский Союз распался, и открылось окно в мир, то мы увидели, как живут другие страны и поняли недостатки социализма. Но все равно, как человек старшего поколения, я вспоминаю СССР и сегодня… Такие старики, как я, до сих пор отдают предпочтение советской власти. Образование было бесплатное, квартиры давали бесплатно, обеспечивали работой и так далее. Когда я работал, то считалось, что каждый получал на руки 18 копеек из каждого заработанного рубля. Поэтому у страны были денежные резервы для обеспечения основных нужд людей.А Сталина мы считали великим вождем, но после разоблачения культа личности многое изменилось в моем отношении к нему. К тому же я хорошо помню репрессии 30-х годов. »

По моему мнению, социализм в той форме, в которой он был в СССР был нежизнеспособен по многим причинам, я как нибудь напишу об этом отдельную статью.

Несмотря на то, что я являюсь противником большевизма, я признаю, что у Советского Союза были и сильные стороны, в виде серьезных промышленных комплексов, современной армии и некоторой социальной справедливости. Но остается один вопрос. Каким путём всё это было достигнуто?

«Самая большая опасность – попасть к русским в плен»- румынский ветеран о войне с СССР

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал “Две Войны” в Пульс и Телеграм, пишите, что думаете – всё это мне очень поможет!

А теперь вопрос читателям:

Как Вы думаете, играли ли войска НКВД важную роль на фронте, или это были больше “политические солдаты”?