. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI – начало XIII вв.)
Расселение кыпчаков и их этнический состав. Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих племен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав созданногоКыпчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.
Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.
Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевывали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршруты кочевий.
Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.
Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая – западное объединение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая – восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь – мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» – «четыре племени», «йетиоба» – «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.
В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков ижикил.
Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общественный строй и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не могло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. Поэтому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.
Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии.
Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили правители, знать. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левогокрыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла – в присыр- дарьинеком городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание ханской власти на западе правым крылом, на востоке – левым.
Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках. |
Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах.
О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов«яланкугами».
Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, например, если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи, погребенные вместе с умершим, то в других найдены лишь одни скелеты.
В кыпчакском обществе неравенство было и в землепользовании. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатыми пастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовьем или совсем не имеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.
Политическое положение Кыпчакского ханства. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения ханства требовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремиться к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но между кыпчаками и названными регионами преградой являлись огузы. В конце X и начале XI веков Огуз- ское ханство переживало тяжелый упадок. Воспользовавшись восстанием внутри страны, сельджуки захватили город Дженд. В это время и кыпчаки вторглись в Огузское ханство с севера и северо- востока. Таким образом кыпчаки расширили свои границы от среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.
В русских исторических источниках вторгшихся в земли Руси кыпчаков называли «половцами», а дошедших до берегов Дуная кып- чаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».
Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. Шах Хорезма опасался усиления кыпчаков и приближения их к своим границам. Поэтому он прибегал к различным политическим ухищрениям. Такую же политику по ослаблению кыпчаков проводил и наследник шаха Хорезма Атсыз.Хорезмийцы стремились использовать малейшую иозможность для ослабления кыпчаков.
Судя по некоторым письменным источникам, шах Атсыз несколько раз нападал на огузов, находящихся под властью кыпчаков. В 1133 году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха. Но окончательной победы шах Хорезма так и не добился. Однако после этого поражения кыпчаки распались на две племенные группировки и это привело их к ослаблению. Убедившись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хорезмийцы использовали их внутренние противоречия и междоусобицы. Например, принимая представителей знати господствующего сословия кыпчаков и щедро одаривая их подарками, они натравливали их друг против друга, чтобы противопоставить их остальной части кыпчаков. Хорезмийцы занимались и распространением ислама среди кыпчаков. Таким путем они старались поставить кыпчаков в зависимость от себя.
Правители Хорезма Текеш и Мухаммед II пытались осуществить давно вынашиваемые планы. Воспользовавшись борьбой за класть между кыпчакским ханомКадыр-Букой и его племянником Алии-Дереком, Текеш задумал захватить город Сыгнак. В 1195
Кыпчакские воины. |
Конная повозка (арба). Верблюжья повозка (арба). |
году он совершил поход против правителя Сыгнака хана Кадыр-Буки и при поддержке правителя Отрара Алып-Дерека захватил город.
В начале XIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и Кып- чакским ханством произошло несколько сражений за овладение при- сырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар и Сыгнак, а также регион Аральского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпча- ков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами.
Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его народ не исчез. Кыпчаки продолжили свое историческое развитие.
В итоге они составили основу этнического состава казахского народа.
Хозяйство. Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством. По данным археологических раскопок, у кыпчаков разводили четыре вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота». Далее он рассказывал об удивительной многочисленности поголовья скота в этой стране и восхищался, что, наверное, нигде нет такого его количества.
В середине XIII века побывавшие в Казахстане европейские путешественники П.KapnuHU и В. Ру брук упоминали о колесных повозках, в которые запрягались 10 быков. Количество поголовья лошадей считалось показателем обеспеченности людей. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков и крупного рогатого скота. Он писал, что кыпчаки впрягали в арбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы».
Кыпчакские скотоводы в поисках пастбищных угодий не кочевали беспорядочно, у них были издавна установившиеся маршруты кочевий, постоянные зимовки и жайляу.
Среди кыпчаков были и земледельцы.
Еврейский путешественник Петахъя, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV веке подтвердил и арабский историк алъ-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) мало и меньше всего пшеницы и ячменя.
Чаще всего у них встречается просо, им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».
Охота у кыпчаков служила одним из источников существования. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком. Он поражался меткости охотников. Безусловно, если для представителей знати охота была развлечением, то для бедняков она служила средством выживания. На одних зверей охотились из-за мяса, а на других – из-за ценного меха. Из шкур зверей шили теплую одежду.
У кыпчаков были хорошо развиты домашние промыслы, ремесла. Из шкур и шерсти скота они изготавливали необходимые изделия, шили одежду. Вместе с тем кыпчаки являлись искусными мастерами по дереву, кузнецами и ювелирами.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.