КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI – начало XIII вв.)

. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI – начало XIII вв.)

 

 

           Расселение кыпчаков и их этнический состав. Когда мы гово­рим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих пле­мен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского кагана­та в XI веке полностью вошла в состав созданногоКыпчакского хан­ства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сыр­дарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.

Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевыва­ли в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршру­ты кочевий.

Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая – западное объ­единение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая – восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь – мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («на­род волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бы­тует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» оз­начает «девять племен», «дурут» – «четыре племени», «йетиоба» – «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.

В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоедине­ны племена канлы, карлуков ижикил.

Таким образом, племена, входившие в этнический состав кып­чаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общест­венный строй и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не мог­ло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. По­этому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монголь­ское нашествие помешало развитию этого процесса. И образова­ние единой народности было заторможено до XV века.

Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского хан­ства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому араб­ский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской ди­настии.

Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили пра­вители, знать. Система управления войском по существующей тра­диции состояла из правого и левогокрыльев. Ставка более сильно­го и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла – в присыр- дарьинеком городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание хан­ской власти на западе правым крылом, на востоке – левым.

Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.

 

 

Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сосло­вия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему со­словию относились простой народ и бед­няки, не имевшие скота. К беднякам при­числялись и жатаки, занимавшиеся зем­леделием. В кыпчакском обществе име­лись даже рабы. Рабами обычно станови­лись две категории людей: во-первых, бед­ные должники, не имевшие скота; во-вто­рых, люди, попавшие в плен. Одним из ис­точников обогащения представителей гос­подствующего сословия была продажа ра­бов на среднеазиатских базарах.

О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свиде­тельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов«яланкугами».

Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, напри­мер, если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи, погребенные вместе с умершим, то в других най­дены лишь одни скелеты.

В кыпчакском обществе неравенство было и в землепользова­нии. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатыми пастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовь­ем или совсем не имеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.

Политическое положение Кыпчакского ханства. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения хан­ства требовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремить­ся к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но между кыпчаками и названными регио­нами преградой являлись огузы. В конце X и начале XI веков Огуз- ское ханство переживало тяжелый упадок. Воспользовавшись вос­станием внутри страны, сельджуки захватили город Дженд. В это время и кыпчаки вторглись в Огузское ханство с севера и северо- востока. Таким образом кыпчаки расширили свои границы от сред­него течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.

В русских исторических источниках вторгшихся в земли Руси кып­чаков называли «половцами», а дошедших до берегов Дуная кып- чаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. Шах Хорезма опасался усиления кыпчаков и приближения их к своим границам. Поэто­му он прибегал к различным политическим ухищрениям. Такую же политику по ослаблению кыпчаков проводил и наследник шаха Хорезма Атсыз.Хорезмийцы стремились использовать малейшую иозможность для ослабления кыпчаков.

Судя по некоторым письменным источникам, шах Атсыз не­сколько раз нападал на огузов, находящихся под властью кыпча­ков. В 1133 году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезм­ского шаха. Но окончательной победы шах Хорезма так и не до­бился. Однако после этого поражения кыпчаки распались на две племенные группировки и это привело их к ослаблению. Убедив­шись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хо­резмийцы использовали их внутренние противоречия и междоусо­бицы. Например, принимая представителей знати господствующе­го сословия кыпчаков и щедро одаривая их подарками, они натрав­ливали их друг против друга, чтобы противопоставить их осталь­ной части кыпчаков. Хорезмийцы занимались и распространением ислама среди кыпчаков. Таким путем они старались поставить кыпчаков в зависимость от себя.

Правители Хорезма Текеш и Мухаммед II пытались осуще­ствить давно вынашиваемые планы. Воспользовавшись борьбой за класть между кыпчакским ханомКадыр-Букой и его племянни­ком Алии-Дереком, Текеш задумал захватить город Сыгнак. В 1195

Кыпчакские воины.

 

 

 

 

 

 

Конная повозка (арба).      Верблюжья повозка (арба).

 

году он совершил поход против правителя Сыгнака хана Кадыр-Буки и при поддержке правителя Отрара Алып-Дерека захватил город.

В начале XIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и Кып- чакским ханством произошло несколько сражений за овладение при- сырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри стра­ны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар и Сыгнак, а также регион Араль­ского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпча- ков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами.

Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его на­род не исчез. Кыпчаки продолжили свое историческое развитие.

В итоге они составили основу этнического состава казахского народа.

Хозяйство. Кыпчаки преимущественно занимались скотовод­ством. По данным археологических раскопок, у кыпчаков разводи­ли четыре вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особеннос­ти нет у других стран. Вот почему в ней много скота». Далее он рассказывал об удивительной многочисленности поголовья скота в этой стране и восхищался, что, наверное, нигде нет такого его количества.

В середине XIII века побывавшие в Казахстане европейские пу­тешественники П.KapnuHU и В. Ру брук упоминали о колесных по­возках, в которые запрягались 10 быков. Количество поголовья ло­шадей считалось показателем обеспеченности людей. В Афгани­стане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков и крупного рогатого скота. Он писал, что кыпчаки впрягали в арбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы».

Кыпчакские скотоводы в поисках пастбищных угодий не коче­вали беспорядочно, у них были издавна установившиеся маршру­ты кочевий, постоянные зимовки и жайляу.

Среди кыпчаков были и земледельцы.

Еврейский путешественник Петахъя, про­езжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой зем­ле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV веке подтвердил и арабский историк алъ-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) ма­ло и меньше всего пшеницы и ячменя.

Чаще всего у них встречается просо, им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».

Охота у кыпчаков служила одним из источников существова­ния. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком. Он поражался меткости охотников. Безусловно, если для представителей знати охота была развлечением, то для бедняков она служила средством выживания. На одних зверей охотились из-за мяса, а на других – из-за ценного меха. Из шкур зверей шили теплую одежду.

У кыпчаков были хорошо развиты домашние промыслы, ре­месла. Из шкур и шерсти скота они изготавливали необходимые изделия, шили одежду. Вместе с тем кыпчаки являлись искусны­ми мастерами по дереву, кузнецами и ювелирами.