ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (ХIII – ХV вв.)

 

Истории об истории

3 подписчика

Подписаться

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (ХIII – ХV вв.)

19 мая

В предыдущей статье мы поговорили о государственном строе и военной организации Золотой Орды. В части 4 Вашему вниманию предлагается тема о судебных учреждениях и источниках права золотоордынского государства.

Судебные учреждения и источники права

Судебные учреждения Золотой Орды имели ярко выраженный сословный характер. Высшая судебная власть принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

Золотая Орда. Средневековые миниатюры

В период монгольского владычества все русские князья были подсудны высшему суду Золотой Орды. Судебные иски и уголовные дела, сторонами в которых были русские и монголы, рассматривались только монгольскими судами на основании монгольского права, тяжбы между русскими разбирали русские княжеские суды, используя нормы Русской Правды.

Специальный орган монгольского суда – диван-яргу – возглавлялся главным судьей. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судьей), которые рассматривали менее опасные дела. С принятием ислама суд стали вершить мусульманские судьи – кади на основе законов шариата, т.е., норм мусульманского права.

Основными источниками права Золотой Орды являлись:

1) свод монгольских законов и обычаев – Великая Яса Чингисхана;

2) обычное право монгольских племен;

3) грамоты, ярлыки, повеления золотоордынских ханов;

4) шариат.

Основным источником права была Великая Яса, обычное право кочевых народов и позже нормы шариата. Правовые нормы не отделялись от норм нравственных, религиозных. Вещное и обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией.

Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206г. в качестве назидания потомкам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала, в основном, правила организации монгольского войска и нормы уголовного права. Яса включала также крепостной устав, обязывающий все население империи к службе государству на определенных местах в войске и системе податей (впоследствии этот принцип будет заимствован московской властью).

Чингисов камень 1224-1225 гг. Древнейший памятник старомонгольской письменности

Отдельные группы населения освобождались от общей крепостной и податной повинностей (церковь, ремесленники, врачи, юристы) на основе ханских ярлыков, которые возобновлялись при каждой новой смене власти в Золотой Орде.

Пайцза хана Узбека (серебро, позолота) — символ делегирования власти

Система преступлений по Ясе включала:

1) Религиозные преступления, совершенные против установленных обычаев и нравственности (притеснение церквей и духовенства, лжесвидетельство, неправильно совершенный убой скота, прелюбодеяние). Суровая кара грозила всякому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Запрещалось под страхом смерти проходить по тому месту, где была ставка хана, опускать руку в текущую воду, заниматься колдовством.

2) Преступления против хана и государства (нарушение крепостного устава, закабаление свободного монгола, злоупотребление властью). Жестоко карались воинские преступления – измена, неповиновение хану и другим начальникам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, бегство с поля боя и неоказание помощи, сострадание пленнику и др.

3) Преступления против жизни и свободы (убийство, увод или принятие чужого раба, конокрадство и увод скота, злостное банкротство).

Законы Ясы были чрезвычайно жестоки. Неисполнение их, малейшее нарушение правил грозило смертной казнью, особенно воинские преступления. Смертная казнь производилась публично, способами, характерными для кочевого образа жизни – посредством удавливания веревкой, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми и разрывания на части. Знатных кочевников казнили путем переламывания спины.

Среди других мер наказания применялись тюремное заключение и ссылка, разжалование, телесные наказания, выкуп или пеня в пользу родичей потерпевшего. Так, за убийство мусульманина платили 40 золотых монет, за убийство китайца – цену осла.

Тюрьмы-ящики, вероятно позаимствованные в Китае

Вор, укравший лошадь, должен был вернуть ее с прибавкой десяти таких же лошадей. За неимением лошади преступник расплачивался своими детьми, а при отсутствии детей Яса приказывала виновного зарезать «как барана». За более мелкие кражи, например одного барана, виновного подвергали телесному наказанию и возмещению стоимости украденного.

О судебном процессе Золотой Орды до нас дошли весьма скудные сведения. Наказание применялось к преступнику только в том случае, «если он будет уличен в деянии и сознается». Древнемонгольский процесс носил состязательный характер. Кроме свидетельских показаний и клятвы, применялись пытки, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности. Допускались различные испытания и поединки.

Гражданское право составляли нормы наследственного и семейного права. Правила, регулирующие другие гражданско-правовые отношения, до нас не дошли. Имущественные отношения были весьма запутаны.

Быт монголов

Отец был главой большой полигамной семьи. Он был собственником всего имущества, распоряжался судьбой членов семьи, за долги мог отдать своих детей в служение и даже продать в рабство.

При наследовании старший сын получал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота наследовались младшим сыном, который и женившись продолжал жить с родителями.

Яса допускала многоженство и содержание наложниц. Жену обычай требовал выкупить у ее родителей. Сумма выкупа была значительной и требовалось время, чтобы ее накопить. Поэтому девушки выходили замуж в зрелом возрасте. До совершеннолетия сыновей имуществом после смерти мужа управляла старшая (главная) жена.

Восточный рынок невольниц

Сын имел право жениться на женах умершего отца (кроме своей матери). Дети, рожденные от рабынь, приравнивались к законным детям. Хан не вмешивался в наследственные отношения.

Важными указами, дополнявшими Ясу, были указы, требовавшие возвращения беглого раба законному собственнику, регламентировавшие работу ямской (почтовой) службы, проведение переписи и т.п.

Суд и судопроизводство Яса отдавала на усмотрение местных старейшин, общин и наместников хана. Судебная власть не была отделена от административной. Яса не утратила своего значения и в процессе исламизации Орды, когда возникли шариатские суды, действовавшие на основе Корана. Они функционировали главным образом в городах и в местностях с оседлым населением. В целом для права Золотой Орды был характерен узаконенный произвол должностных лиц.

Яса Чингисхана не действовала на Руси. Какого-либо специального кодекса для Руси монголы не могли создать вследствие отсутствия достаточного для этого уровня правовой культуры. Псковская судная грамота представляла кодекс, превосходящий по своему уровню Ясу Чингисхана.

Исследователи не находят никаких следов монгольского влияния на русское гражданское право, в сфере же уголовного права просматривается усиление наказаний в Судебниках 1497 и 1550 гг. Это введение смертной казни, наказания кнутом, пыток – чего не было в «Русской правде» и почти не было в Псковской судной грамоте. Это могло быть вызвано общим огрублением нравов, жестокостью и всеобщим насилием, вызванными монголо-татарским нашествием.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине ХIII в. они попали в положение данников Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были выплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это закреплялось выдачей ханского ярлыка, который как бы давал право на титул великого князя, политическую и военную поддержку со стороны Орды.

 

Святитель Алексий исцеляет слепую жену хана Узбека — Тайдулу

Некоторые князья умело использовали эту ситуацию, чтобы усилить свое влияние на другие княжества, в борьбе за власть. Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали ярлыки на правление вначале у самого великого хана в Монголии, позже – у хана Золотой Орды в Сарае. Первыми после завоевания поехали получать ярлыки князья восточной Руси, потом – западной.

Русское посольство в Орде

Политическое отношение к Орде в разных русских княжествах было различным. Князь Даниил Галицкий решил просить католиков-крестоносцев помочь в борьбе с монголами. Римский Папа послал Даниилу корону, что означало переход последнего в лоно римской католической церкви. Однако православное духовенство не поддержало своего князя. В 1260 г. монголы разгромили Волынь и Галич, Даниил стал ханским вассалом.

Князь Даниил Галицкий

Новгородский князь Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана. В борьбе с агрессией литовских и шведских феодалов и рыцарей Тевтонского ордена на северо – западные земли Александр принял ханское покровительство. Первый натиск удалось остановить (победы в 1240г. на реке Неве и 1242г. на Чудском озере). Однако, война продолжалась, и, чтобы иметь союзников, Александр побратался с сыном Батыя, Сартаком. Взамен ему удалось получить в помощь монгольские войска для борьбы с немцами. Проводя сложную дипломатическую политику, единственно возможную в этих условиях, Александр подавлял стихийные выступления против монголов, помогал провести перепись населения и организовать сбор налогов. Этот союз сохранился и после смерти Александра Невского.