Сағымбай Қозыбаев , Қазақстан Журналистика академиясының президенті
Исторические записи (продолжение)
13.Царица Орды
Потратил значительные (слова другого не нахожу) усилия, чтобы иметь в своем архиве эту книгу. Она издана в Казани в 2017 году тиражом… 150 экземпляров (как говорится, что есть она, что нет). Речь о бесценном источнике – “Чингис-наме”, написанном на тюркском языке в середине XVI века Утемишем-хаджи. Сравнительно недавно в Турции нашли полный список этого сочинения, считавшегося до этого времени утерянным. Книга носит название “Кара таварих”.
Вот цитата из нее в переводе на русский язык: “Посадили биким (бегим, дочь бека. – С.К.) в крытые санки, полость крепко завязали и запрягли необъезженного жеребца и отпустили. Этот бешеный конь понес санки и ударял ее по буеракам и оврагам, пока биким не погибла. После этого случилась смута”.
О чем эта цитата? Она о казни женщины. Если конкретнее – степной царицы времен Золотой Орды, плотоядной, прозорливой и коварной, во имя власти не брезговавшей ни телом своим, ни убийством царедворцев и даже собственных сына и внука.
События относят нас к XIV веку, а точнее к 1313-1360 годам. Тайдула-хатун (она известна и как Тай-Тоглу-бегим, Тайтуглы, Тогай-Тоглу) в 1313 году стала одной из жен золотоордынского хана Узбека. Она принадлежала к могущественному роду кунграт (конырат), представители которого играли важную роль в политической жизни Орды. Родовым владением будущей жены, матери и бабки нескольких ханов Золотой Орды был город Бельджамен (Бездеж) – местность между Волгой и Доном.
Тайдула, естественно, была не единственной женой Узбека. Вопреки норме мусульманского права, согласно которой сын не имеет права жениться на вдове своего отца, Узбек взял в жены Баялун, внебрачную дочь византийского императора Андроника II Палеолога, которая была сначала женой Тогрула, отца Узбека, а затем и дяди его – хана Токта. Узбек лишь некоторое время оказывал Баялун-хатун предпочтение. Марокканский путешественник Ибн Баттута, посетивший Золотую Орду в 1333 году, оставил записи, в которых подробно сообщает о весе и могуществе Тайдулы-хатун. На торжественных приемах и иных мероприятиях с участием хана она садилась рядом с ним справа, следом сидела вторая хатун Кабак, а слева – третья Баялун и четвертая жена Урдуджа. При этом Узбек прилюдно выказывал уважение лишь Тайдуле-хатун – он ее, как самую любимую, встречал у двери шатра, брал за руку, подводил к трону и сам садился одновременно с ней. Узбек испытывал к Тайдуле личную привязанность, большую часть ночей своих он проводил у нее.
Вот как объясняют современники причину столь горячей любви хана Узбека к Тайдуле-хатун. Фрагмент воспоминаний Ибн Баттуты: “Сообщил мне один из заслуживающих доверие людей, знакомых с рассказами об этой царице, что султан (хан Узбек. – С.К.) любит ее за одну свойственную ей особенность, которая состоит в том, что каждую ночь он находил ее как бы девственницей”.
Подобно влиятельным женам первых золотоордынских ханов Тайдула лично принимает послов и других иностранных визитеров, которые представляли интерес для Орды. Она стала покровительницей русской православной церкви, выдавала с этой целью от своего имени грамоты епископам, митрополиту Руси Феогносту. Благодаря ей вся русская православная церковь возвращала прежние льготы и привилегии. Великие русские князья обращались за поддержкой именно к ней, она нередко примиряла между собой соперничающих князей.
На рубеже 1340-1350 годов Тайдула, по свидетельству российского исследователя Р. Почекаева, вмешалась в усобицу московских и рязанских князей по поводу спорных территорий. Чтобы прекратить конфликт, она “просто-напросто взяла спорную область под свой контроль, направив туда для управления и сбора налогов собственных баскаков. До самой ее смерти (1360. – С.К.) эта территория оставалась под властью Тайдулы, и некоторые исследователи считают, что название центра этой области, Тула, является производным от имени ханши”.
Не берусь судить, насколько это правомерно, но мнение такое существует.
В 1341 году после тридцатилетнего правления умирает хан Узбек. Стремясь сохранить свое влияние на политические процессы, в сговоре с младшим сыном Джанибеком (хан Золотой Орды, 1342-1357) Тайдула организовывает заговор, убив своего старшего сына – хана Тинибека. Спустя 15 лет Джанибек был умерщвлен своим же сыном Бердибеком, последним ханом ветви Бату. Тайдула и в этой ситуации выступает соучастницей, теперь уже в сговоре с собственным внуком.
На рубеже 1350 года в Золотой Орде началась полоса смуты. Ханы в бешеной гонке сменяли друг друга, не гнушаясь убийством. Вдовствующая царица в своей резиденции Гулистан – в пригороде Сарая, вынашивает свои коварные планы. Стареющая ханша, покрасив волосы в черный цвет, задумала выйти замуж за очередного хана. Но царевич Хызыр-Махмуд, представитель рода Шибана, пятого сына Джучи, проявил несговорчивость. Оказался покладистым лишь Базарджи, потомок Тангута, шестого сына Джучи. Брак между ним и Тайдулой заключили. Вскоре при поддержке влиятельной ханши Базарджи, убив своего родного брата хана Кульну, вступил на трон под именем Мухаммада Наурузбека (Навруз).
Возводя своего нового мужа на трон (а брак продлился лишь полгода), Тайдула-хатун положила начало смуте в Золотой Орде. Она создала прецедент, в соответствии с которым потомки всех сыновей Джучи получали равные права на трон. В результате междоусобной схватки Золотую Орду охватил хаос почти на два десятилетия.
Летом 1360 года Навруза схватили с его сыном Тимуром и казнили. Его судьбу разделила и Тайдула-хатун, которая, по мнению всех недовольных, “совратилась… на путь шайтана”.
Так закончился бренный мир одной из влиятельнейших цариц Золотой Орды – жены, матери и бабушки первых ее ханов.
Отправлено из Mail.ru для Android
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.