О том, как великодушная матушка Россияпротянула руку помощи бедствующимбеженцам из Казакстана в 1932-33гг.

Сгруппируйте письма себе в отдельную папку, чтобы они всегда были под рукой!

 

 

О том, как великодушная матушка Россия

протянула руку помощи бедствующим

беженцам из Казакстана в 1932-33гг.

 

 

Это была действительно гуманитарная катастрофа.

Продолжаю читать сборник архивных документов “Гонимые голодом” и материалы о фактах проявления великодержавного шовинизма со стороны местного населения Западно-Сибирского края в отношении прибывших откочевников из  Казакстана. Все эти вопиющие для цивилизованного общества случаи приводят в дикий ужас.

Ниже опишу некоторые из них. Слабонервным и чувствительным не читать.

…10 мая 1932 года гражданин села Полуямок Ключевского района избил казаха и казашку. Свидетелями данного избиения стали колхозники колхоза Красный луч. После избиения он их повел в сторону кордона Казак-Лачаг. Не доходя до кордона всего несколько километров, он, связав двух жертв веревками, сбросил их в пустой колодец, где они погибли. Трупы казахов были обнаружены только лишь год спустя 16 мая 1933г.

…В это же время 13 мая 1932 года житель села Бостан гражданин Ельников, под необоснованным предлогом того, что казахи украли у него корову, организовал группу из 16 человек из того же села (Богданов, Сухих, Заводских, Летов, Кузнецов Н, Кузнецов М и другие) и выехал в сторону места стоянки казахов. Приехав к кочевью, группа Ельникова открыла стрельбу из ружей. После стрельбы они учинили погром и побоище кольями. Избитых до полусознания семерых связанных казахов они повезли в село Бостан. Приехав к зданию местного сельсовета, по инициативе Никиты Кузнецова группа шовинистов учинила над еле живыми казахами зверское избиение. После публичного избиения их поместили в закрытое и пустое помещение, где в течении еще суток проводили над ними всевозможные издевательства и истязания. Ни члены сельсовета, ни члены местной парторганизации не приняли никаких мер по пресечению данных издевательств. Этой же группой шовинистов также был избит казах по имени Мукан вместе со своей семьей. Жертв избиения били кольями, кирпичами и бичем.

…В Исиль-Кульском районе две казахские семьи четвертого аула купили в совхозе номер 14 забракованную лошадь. Как положено оформили документы, произвели с совхозом расчет, а затем разделали лошадь. По случайному стечению обстоятельств, в это же самое время в соседней русской деревне Ночки пропала лошадь. Крестьяне пошли с обыском прямиком в казахские аулы. Обнаружив мясо у вышеуказанных казахов, крестьяне заподозрили их в краже, устроили самосуд и убили двоих из них. Одного из казахов сожгли на костре. Никто из местных районных работников вопиющим преступлением не заинтересовался. Когда начальник управления милиции Жилин пошел по этому вопросу к секретарю Райкома Горбуновскому, то в ответ услышал: “Террор, террор казакам, беспощадный террор им. Что это такое – там кража, там грабежи – и все казаки. Нужно терроризировать их”.

…В марте-апреле 1932 года в этом же районе были обнаружены трупы трех казахов с явными признаками насилия. Следователь Степанов, который вел это дело, в беседе с райпрокурором, военным следователем и начальником РУМа заявил, что “Киргизия – это такая сволочь, почти все преступники, и по делам – столько дел, что и не разберешь. Я до сих пор жалею, что их всех не расстреляли”.

…19 мая 1932 года рабочий совхоза #3 казах Телетаргашев Байжан проезжал мимо колхозного поля, где его без всяких оснований задержали и направили в колхозную бригаду. Оттуда 20 молодых ребят повели его в сторону сельсовета. По дороге Телетаргашева Байжана зверски избивали, били прикладами ружья, тащили на кнуте на шее, подбрасывали вверх и бросали на землю.

…16 февраля 1932 года по делу избиения казахов русскими на почве национальной вражды Алейская КК РКИ сообщает: 8 января пять пьяных жителей
поседка Алейского по дороге в Панюшево напали на ехавших с базара казахов и стали их избивать. Насмерть забиты были казахи Сарбасов и Тюлюмбаев.

…В Ояшинском сельсовете поселка Вороново два казаха просили милостыню. У дома гр.Самокоина сидел четырехлетний ребенок, который, увидев казахов, сильно испугался и заплакал. На крик выбежала мать, подняла крик, на что сбежались соседи, которые начали без разбирательств избивать схваченных казахов. Председатель сельсовета Епишев, его заместитель и исполнитель подключились к самосуду. Били так, чтобы следов не оставалось: поднимали высоко вверх, а затем ударяли о землю задней частью тела. Один из них скончался на месте. Второй был отправлен к участковому.

…15 июля 1932 года казахская семья в количестве из 4 человек направлялась из деревни Ново-Алексеевки в Ново-Песчаново, по пути без каких-либо оснований их заподозрили в краже коров, после чего, их задержали работники завода Изоплит и местные колхозники, устроив задержанным зверское избиение в поле. После этого казахов привезли на завод Изоплит, где подвергли вторичному избиению. В результате казахский ребенок умер. Взрослые в страхе скрылись. В избиении также принимал активное участие член ВКП(б) Макаров Н.С..

…В начале мая 1932 года в одном из совхозов Купинского района местные рабочие облили керосином и сожгли 30 казахских жилищ, мотивировав это тем, что остерегаются занесения эпизоотии на овец. Оставшись без крыши над головой, казахи вынуждены были рыть себе землянки.

…В сентябре 1932 года в селе Михайловка Волчихинского района учитель Тихановский ворвался в квартиру казахов, и с криками “ты украла у меня картошку” разбил голову казашке по имени Мария, и выкинул спящего полуторамесячного младенца из окна. Ребенок, получив травмы, вскоре умер. Тихановский забил окна и выгнал казахов из квартиры.

И подобных официально зафиксированных государственными органами зверских случаев нетерпимости, расизма, ксенофобии, неприязни и презрения к откочевникам степи в РСФСР было множество. А сколько всего не задокументировано. Конечно, это лишь малый эпизод всего того кошмара, который выпал на голову мирного и самодостаточного народа за столь короткий промежуток времени.

В то время неприязнь проявлялось во всем. Издевательства, ограбления, унижения, убийства, закидывания камнями, оскорбления и дискриминация происходили везде и всюду. И это были вовсе не единичные случаи. Шовинизм проявлялся как на работе, так и на базарах, на улице, и даже в госучреждениях.

Это была действительно гуманитарная катастрофа. В начале 30-ых годов миллионы казакских беженцев отчаянно покинули родные степи в поисках спасения и понимания. Только вот они не еще знали, что ожидает их впереди.

 

 

Отправлено с устройства Galaxy