С.А. Плетнёва. Хазары. Глава VI. Новая география Хазарии

Сгруппируйте письма себе в отдельную папку, чтобы они всегда были под рукой!

 

С.А. Плетнёва. Хазары. Глава VI. Новая география Хазарии

(раздел пятый)

 

Разносторонней и развитой экономике соответствовали общественные отношения, установившиеся в каганате в тот период. Мы уже говорили, что общество разделилось на классы. Наверху сложной иерархической лестницы стояла родовая аристократия. Сложной эта лестница была потому, что по ней распределялись князья разноэтничных родов и орд. Если в XIII веке монгольские ханы, придя в южнорусские степи, прежде всего уничтожили всю половецкую (команскую) аристократию и сами стали единственной знатью в половецкой степи, то хазары, наоборот, сохранили всю правящую верхушку побеждённых народов, болгар и алан, связав её с собой достаточно твёрдым вассалитетом.

По существу алано-болгарские аристократы в данном случае ничего не потеряли, войдя в Хазарский каганат. Единственно, чего они никогда не могли достигнуть, это каганского трона – обожествлённой власти кагана (ведь каганом мог быть только хазарин-тюрк из рода Ашина). Но и этот непреложный закон сумели обойти болгарские ханы, добившись для самого богатого и знатного рода права соуправления, т.е. добившись двоевластия. Зачатки его мы наблюдали ещё в первый период существования Хазарского каганата, но, видимо, власть кагана особенно пошатнулась во время арабских войн, когда ему пришлось бегать по степи, спасаясь от арабских конных разъездов, и в конце концов принять под угрозой лишения власти религию своих врагов – ислам.

Вот тогда и выдвинула жизнь соправителя кагана из среды наиболее дееспособных и богатых (а также не разорённых войной) донских болгарских ханов. Вполне возможно, что в те годы болгары очень просто могли сбросить кагана с полуразрушенного трона, однако они сделали более мудрый шаг к достижению власти в государстве: кагана полностью табуировали, а соправителю, который в арабских источниках называется царь, каган-бек, бек или шад, фактически предоставили право устранять (убивать) неугодного владыку. Носитель древних, освящённых традицией обычаев остался на троне, но окончательно связанный этими обычаями по рукам и ногам, тогда как свободный от всяких условностей царь теперь единолично правил Хазарским государством.


О власти царя, о его неограниченных правах много писали арабские авторы, поражённые таким фактом хазарского двоевластия. «У хакана власть номинальная, – отмечал Истахри, – его только почитают и преклоняются перед ним при представлении… хотя хакан выше царя, но его самого назначает царь». По словам ибн Русте, «царь не даёт отчёта никому, кто бы стоял выше его» (а значит, он не отчитывался и перед каганом), он «сам распоряжается получаемыми податями и в походы свои ходит со своими войсками». Царь же возлагал на богатых обязанность поставлять всадников, «сколько могут они по количеству имущества своего». Конное царское войско состояло из 10-12 тыс. всадников, находившихся на постоянной службе и на жалованье у него, а также из выставлявшихся аристократами в виде вассальной повинности.

Таким образом, царь был уже настоящим феодальным сюзереном. Войско его представляло собой регулярную наёмную армию, которая была соединена с феодальным ополчением. Он собирал подати – для этого при нём существовали чиновники. Важными лицами в Хазарском государстве были упомянутые Истахри «лица одного класса» с царём, имевшие наряду с ним право входа к кагану. Ибн Фадлан пишет, что «царя замещает муж, называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшигыр». Однако только сам царь, или, как его именует ибн Фадлан, хакан-бек, после ритуальных изъявления покорности и очищения огнём имел право садиться вместе с каганом на трон и вершить дела.

В городах, кроме тудунов, о которых уже упоминалось, правили ещё и судьи. Причём судей было много, и судили они по разным законам: христиан – по-христианскому, мусульман и иудеев – по Корану и То́ре, язычников – по «обычному» праву, т.е. по законам общины. Наличие судей предполагает и наличие какой-то полиции. Полицейские функции, возможно, выполняла наёмная гвардия кагана, о которой неоднократно писали арабские авторы Х столетия. Состояла эта гвардия из мусульман, переселившихся из прилегающих к Хорезму земель. Масуди называет их лариссии, или ал-арсии. Очевидно, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Аму-Дарьи. Как уже говорилось, каждую группу населения, объединённую одной верой, судил соответствующий судья.


Мало того, в городах Итиле, Семендере и других городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети с медресе, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Однако обстановка в государстве уже к концу VIII столетия сложилась так, что появилась настоятельная потребность во всеобщей государственной религии. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба – Тенгри-хана. Таким же образом всегда поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, и Киевской Руси, в которой Владимир Святославич усиленно насаждал славянский культ Перуна – бога грома и молнии.

Христианство наступало и на Хазарию с запада, из Византии, и с юга, из закавказских государств. В конце VII века в христианство был обращён савирский хан Алп-Илитвер со свитой, а через 100 лет в Крыму Византия уже учредила Готскую митрополию, в которую вошло 7 епархий, находившихся на хазарской земле. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе этой религии мешало то, что народ в каганате был весьма привержен мировоззрению предков – язычеству, о чём свидетельствует господство языческих погребальных обрядов, а также и то, что сами правители не могли остановиться на какой-либо определённой религии: то они принимали иудейство, то поспешно опять обращались в мусульманство.

Временами, отдавая своих дочерей и сестёр замуж за византийских императоров, роднясь с христианнейшим государем, они сами начинали склоняться к христианству. Но стоило хазарскому правительству проявить слабость по отношению к империи, как византийцы старались закрепить своё положение в каганате, а главное – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Так, основание Готской митрополии с разветвлениями почти по всем хазарским городам произошло после восстания готского населения Крыма против хазар, возглавленного епископом Готской епископии Иоанном. Хазары послали в Крым свой карательный отряд, заняли с помощью местной знати столицу Крымской Готии Дорос и, захватив всех народных главарей, публично казнили их.


Помиловали они только епскопа Иоанна. Добившись первой уступки (помилования названного епископа), византийцы начали просить и требовать расширения прав христианской церкви в Хазарии, а затем перешли уже к интригам, ставившим целью занятие византийскими войсками христианского Крыма, т.е. превращения его в имперское владение. Споры с Византией о влиянии в западных провинциях не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев. Мы уже говорили о тех событиях, при которых каган был вынужден принять мусульманство. Религия основного врага и обидчика – халифата – вряд ли имела шансы стать популярной в каганате, хотя в городах жили мусульманские купцы, ремесленники и воины (гвардейцы-лариссии).

Итак, несоответствие общественно-экономического строя и языческого культа Тенгри-хана, враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями и, наконец, знакомство правящей верхушки каганата с иудейством, в которое обращались Булан и его окружение ещё в первой половине VIII столетия, привели хазарское правительство в начале IX столетия к серьёзному политическому шагу – официальному принятию, иудейской религии.
Продолжение следует…
Раздел четвёртый «Экономика Хазарского каганата» можно прочитать по ссылке:
https://web.facebook.com/nomadsgreatsteppe/posts/2289753557815921
Источник публикации: https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/hazary?fbclid=IwAR1TxIPDavb3201kz1XCWK_FUqGYq0taArNaZPQu9orlEhGpRvE3cXwtH8A