Мамлюкский султанат в Египте: Бейбарс и его эпоха (1260-1277)

Авторы Е.И. Зеленёв, М.Ю. Илюшина

Мамлюкский султанат в Египте: Бейбарс и его эпоха (1260-1277)
Авторы Е.И. Зеленёв, М.Ю. Илюшина

Бейбарс, полное имя – аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс аль-Бундукдари, пришёл к власти осенью 1260 года. Источники называют точную дату – 24 октября. Через два дня, 26 октября 1260 года, Бейбарс принимал присягу у эмиров высшего ранга и всего остального воинства, визирей, правителей областей и городов, чиновников. Все они поклялись «быть одной рукой, управляя делами страны, прокладывать путь владениям султана, склонять на его сторону сердца и мысли людей видных и влиятельных, использовать хитрость там, где это необходимо, и прельщать тех, кто готов действовать по доброй воле».

Происхождение самого султана Бейбарса, или Бибарса [Во флорентийской рукописи арабо-кипчакского словаря, обнаруженной польским академиком А. Зайончковским, имеется интересный материал по тюркско-мамлюкской ономастике. Здесь дан арабский перевод таких известных в истории мамлюков имён, как Кайит – ирджа’ (вернись), Бай-барс – амир фахд (Эмир Барс), или фахд гани (Барс-богач)], до конца не ясно. Он считается выходцем с Южного Урала, кипчаком. Эта точка зрения основывается на данных Таки ад-Дина аль-Макризи, который указывал, что Бейбарс родился в Кипчаке, и отсюда большинство авторов выводят его кипчакские (половецкие) корни. По другой версии, его родиной был город Солхат близ Кафы (совр. Феодосии) в восточной части Крыма, и в Египте он появился как «турок» и «скиф», что в то время не несло определённого этнического содержания.

В связи с дискуссией о происхождении Бейбарса отметим, что употребление в средневековых источниках так называемых нулевых этниконов, т.е. терминов, не имеющих определённого этнического содержания, создаёт известные трудности в выявлении истинных этнических корней исторических личностей. Нередко в источниках намеренно используются этнические названия, тенденциозно игнорирующие самоназвания, тяготеющие к архаике или заменяющие точный этникон описательной формой. Так, например, известный телохранитель Наполеона Рустам Риза был продан мамлюкам с территории Черкессии и под видом черкеса.


 В Старом Крыму и сейчас показывают развалины мечети, которую построил здесь Бейбарс с согласия местного хана. Её стены «были покрыты мрамором, а верх порфиром». Согласно другим данным, эту мечеть возводили по повелению султана Калауна (1279-1290), преемника Бейбарса, но местные жители всегда называли её мечетью Бейбарса. Первоначально Бейбарс был мамлюком эмира Ала ад-Дина Айдакина Бундук-дари, отсюда и его прозвище ал-Бундукдари (буквально «Арбалетчик»). Эмир этот попал в опалу, был схвачен и посажен в тюрьму. Позднее эмир аль-Бурдукдари был освобождён и в период правления Бейбарса действовал как командир одного из военных отрядов, находившихся в подчинении султана.

Его мамлюков по приказу ас-Салиха Наджм-ад-Дина ‘Айюба (1240-1249) перевели в разряд султанских, и тогда Бейбарс оказался в числе джамдарийа – камердинеров султана, затем он перешёл в полк Бахрийа, созданный султаном для личной охраны. Удача, способности политика, ум, смелость – именно так и в такой последовательности определяет составляющие успеха Бейбарса один из его биографов и, что немаловажно в данном случае, тоже выходец из мамлюкской среды. Он был шатеном, высокого роста и обладал феноменальной физической силой. Рассказывают, что он мог переплыть Нил в черте Каира, буксируя за собой плот с несколькими мамлюками. Его внешность несколько портило бельмо на одном глазу. Из-за этого физического недостатка он был продан на невольничьем рынке в Дамаске всего за 800 дирхемов.


Бейбарс по праву считается подлинным основателем державы египетских мамлюков, продолжателем имперского политического курса Салах ад-Дина, с которым он себя с гордостью сравнивал и которого считал образцом для подражания. Начиная с Бейбарса титул «султан», который начали использовать уже Аййубиды, стали носить все верховные мамлюкские правители. Политическое доминирование требовало от мамлюков поиска механизма легитимации их власти, придания ей законности в глазах египтян. Для решения этой задачи Бейбарс предпринял смелый шаг, пригласив в Египет потомков багдадских халифов, чудом уцелевших после хулагуидской резни. Дело обстояло так. После захвата и разорения Багдада внуком Чингизхана Хулагу в 1258 году аббасидский халифат перестал существовать. Несколько членов аббасидского семейства сумели избежать гибели и обосновались в Дамаске.

В 1261 году султан Бейбарс аль-Бундукдари пригласил в Каир из Дамаска дядю последнего аббасидского халифа – сына халифа аз-Захира (1225-1226). Этого потомка Аббасидов встретили в Каире как нового халифа правоверных, присвоив ему почётное имя аль-Мустансир. После проверки его происхождения совет высших религиозных экспертов Египта подтвердил его право на халифат. Уже в качестве халифа аль-Мустансир вынес инвеституру об утверждении Бейбарса правителем Египта, Сирии, Дийарбекира, Хиджаза, Йемена и земель Евфрата. Тем самым были заложены основы теократического правления мамлюкских султанов, получавших власть из рук халифа – повелителя правоверных.

Аль-Мустансир не сумел завоевать доверия Бейбарса. Считается, что в основе размолвки султана и халифа лежали их личные качества: властолюбие Бейбарса, с одной стороны, амбициозность и политическая недальновидность аль-Мустансира – с другой. Уже через три месяца Бейбарс решил избавиться от неудобного халифа. Ему удалось убедить аль-Мустансира в своём желании отвоевать для него Багдад. Аль-Мустансир поверил этому обещанию и всерьёз собрался в военный поход, взяв с собой самых преданных и близких ему людей. Однако уже в Дамаске Бейбарс, не утруждая себя благовидными предлогами, бросил халифа с немногочисленной охраной, вернувшись с войском в Каир. Дальнейшая судьба аль-Мустансира не вполне ясна. Скорее всего он погиб «мучеником от мечей татар и рук безбожников» во время безуспешной попытки освободить Багдад в ноябре 1261 года.


Примерно через год Бейбарс предпринял вторую попытку сделать мамлюкский Египет резиденцией аббасидских халифов, а следовательно, преемником Багдадского халифата. С этой целью он посадил на трон халифа ещё одного отпрыска аббасидского рода. Новый ставленник по имени аль-Хаким оказался достаточно гибким и осмотрительным, чтобы избежать конфликтов с мамлюкской элитой: он просто не вмешивался в их дела, выполняя декоративные функции. Так возник неповторимый религиозно-политический тандем мамлюкского султана и аббасидского халифа, просуществовавший как уникальный феномен мамлюкской политической культуры вплоть до османского завоевания 1517 года. Справедливости ради отметим, что впервые религиозно-политическое объединение властных полномочий султана и халифа возникает в период правления в Багдаде султанов династии Буидов (Х-ХI века), а закрепляется при Сельджукидах в ХI-XII веках.

В мамлюкскую эпоху султанат приобретает самодостаточную форму политического управления, полностью подчинившую себе институт халифатской власти. Важнейший шаг в этом направлении был сделан именно султаном Бейбарсом, получившим султанский титул из рук мамлюкских эмиров, но дополнительно к этому освящённый волей халифа. Такой механизм легитимации султанской власти сохранялся на протяжении более чем двух с половиной столетий существования мамлюкского султаната в Египте. Бейбарс едва ли мог предвидеть, сколь устойчивым и продуктивным станет его инициатива по перенесению резиденции аббасидских халифов в Каир.

Как отмечают исследователи, возрождая халифат, Бейбарс ставил перед собой конкретные и неотложные политические задачи, связанные с удержанием власти. Во-первых, придать законность правлению мамлюков и, во-вторых, использовать халифат в Каире в качестве морального оружия в борьбе с крестоносцами и хулагуидами. В официальное имя Бейбарса входит титул «Рукн ад-Дин» (буквально «Столп Веры»). Титул был получен за успешные войны против крестоносцев. Его целью было полное изгнание крестоносцев с Ближнего Востока, и в этом деле он добился выдающихся успехов. Он сломил сопротивление крестоносных крепостей, заложив фундамент тех побед, которые позже одержал его преемник и друг султан Калаун, положивший конец независимым христианским владениям в Сирии.


 

 

 

Отправлено со смартфона Samsung Galaxy.