Астраханские казахи история возникновения до наших дней

 

Не пропустите новые публикации История для всех

Астраханские казахи история возникновения до наших дней

 

 

 

Астраха́нские каза́хи (каз. астрахандық қазақтар) — крупнейшая региональная община казахов в России и крупнейшее этническое меньшинство Астраханской области, составляющее более 16% её населения.

История

Астраханские казахи — выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. В Волго-Уральское междуречье он привёл 5 тыс. кибиток (семей), а затем прибыло ещё 1 265 кибиток. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда. Данное государственное образование, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой находилось ханство, являлось собственностью России, а хан считался находящимся на службе у русского императора. В 1812 г. султан Букей, уже провозглашённый ханом представителями родовой знати с соблюдением старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утверждён в этом статусе имперской администрацией в г. Уральске.

После смерти Букея в 1815 г. ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире султан Шигай, брат Букея. В 1824 г. в ханское звание был возведён Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 г. И хотя ханская власть после него не восстанавливалась (для управления казахами был создан «Временный комитет»), вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х гг. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX в. и до 1876 г. Букеевская Орда подчинялась в административном отношении Оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 г. – Астраханскому губернатору.

Букеевские казахи вели кочевую жизнь и, в основном, занимались кочевым скотоводством. Кочевали аулами, которые насчитывали от 5 до 10 и более кибиток, составляя одно семейство. У каждого аула были свои маршруты кочевок и места зимовок (кыстау). Разводили овец, лошадей, верблюдов, коз, коров, баранов. Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Казахи часто занимались извозным промыслом, нанимались на рыболовные суда. Важное место в экономике Букеевской Орды занимала торговля с русскими, армянами, татарами, немцами. Центрами торговли были ярмарки в Ханской Ставке, в с. Болхуны Черноярского уезда Астраханской губернии, в Гурьеве, Уральске и в Астрахани. Казахи торговали скотом, кожами, шерстью, овчинами, козьим пухом, звериными шкурами и тут же на этих ярмарках закупали хлеб, сафьян, шёлк, сукно, меха, холст, бязь, сахар, чай, железные изделия и др.

«Столицей» Букеевской Орды была Ханская Ставка (совр. пос. Урда Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Начало этому селению положил хан Джангир, построивший себе большой дом в Рын-песках. Примеру правителя вскоре последовали некоторые баи (богачи) и султаны. Во второй половине XIX — начале XX вв. население Ставки состояло из казахов (знать, писари, прислуга, работники-поденщики), русских (астраханские и уральские казаки, чиновники, купцы), татар (купцы), армян (купцы). В Ставке была мечеть, православная церковь, мужская школа, торговые лавки, жилые дома, ярмарка.

Казахское общество Букеевской Орды делилось на два основных сословия:

  1. «белая кость», к которому относились ханы и их потомки-султаны, возводящие свой род к Чингисхану. Они управляли народом, были свободны от уплаты податей и телесных наказаний. К «белой кости» также причисляли и ходжей — потомков мусульманских святых, освобождённых от податей;
  2. «чёрная кость», т.е. простой народ, кочевники-скотоводы (шаруа). Платили подати в пользу хана; не платили только те, кто обладал особыми тарханными грамотами, даваемыми за заслуги, родовые старшины, киргизы-пастухи, нанимающиеся к уральским казакам. «Чёрная кость» была неоднородна в социально-имущественном положении: выделялись бедняки и богачи-баи.

Несколько особняком стояли представители мусульманского духовенства – муллы.

Казахи издревле придерживались ислама суннитского направления ханифитского мазхаба. Однако, многие исследователи Букеевской Орды неоднократно отмечали слабые позиции ислама среди кочевников. Хан Джангир проводил последовательную политику исламизации своих подданных. Так, в частности, при нём в Орду активно приглашались татарские муллы, увеличилось количество мечетей и мусульманских школ – мектебов. В начале XX в. в Киргизской степи Астраханской губернии насчитывалось 120 мечетей (правда, большинство из них располагались в кочевых жилищах — юртах) и 84 мектеба для обучения казахских детей. Однако, наряду с упрочившимися позициями «официального» ислама, у астраханских казахов по сей день сохранился широкий круг представлений и обычаев, восходящих своими корнями или тесно переплетённых с доисламскими традициями, которые подверглись влиянию мусульманской религии. Это, прежде всего, исламизированное шаманство (баксылык), анимистические верования, культ предков, культ святых и их могил (аулья, авлия), обряды вызывания дождя (кудай жол) и др.

Казахи делились на племена, роды (ру), родовые подразделения. Родовой состав букеевских казахов в целом напоминал родовой состав Младшего жуза, в котором насчитывалось 27 подразделений. Но из трёх основных родоплеменных групп этого жуза — «бай улы»«алим улы» и «жете ру» — в Волго-Уральское междуречье переселились в основном байулинцы – 14 родов, в т.ч. адай, алача/алаша, байбакты, бериш/берш, жаппас, иссык, маскар, исентемир, кызылкурт, ногай, тана, черкеш/шеркеш, таз, толенгит. В меньшей степени встречаются ру алимулинцев (в частности, кита), а из последней группы «жете ру» наиболее часты представители ру табын и тама.

В конце XIX в. казахов в Астраханской губернии насчитывалось 205 820 чел. После того, как большая часть Букеевской Орды отошла к Советскому Казахстану (с 1920 г. — Казахская АССР, с 1936 – Казахская ССР), естественно сократилась и численность астраханских казахов. Однако, на протяжении второй половины XX в. наблюдался её неуклонный рост: в 1959 г. казахов насчитывалось 70 тыс. чел., в 1989 г. — более 126 тыс., в 2002 г. — более 142 тыс. Сегодня казахи – вторая по численности группа населения в регионе. Они проживают в г. Астрахани и во всех районах Астраханской области, численно преобладая в Володарском и Красноярском. Возрождаются и развиваются лучшие традиции астраханских казахов.

В 1990 г. образовалось Астраханское областное общество казахской культуры и языка «Жолдастык» («Товарищество» или «Содружество»). Председателем был избран Н.С. Искаков, возглавляющий общество долгие годы. Общество стало вести активную работу по следующим направлениям: развитие национального языка и культуры, пропаганда казахских традиций и праздников, работа с молодёжью, создание средств массовой информации на казахском языке и др. Так, с 1990 г. до 2006 г. на местном телевидении транслировалась передача «Атамекен» («Земля отцов»; первоначально называлась «Жолдастык»). Выходили передачи на казахском языке и в радиоэфире. С 1991 г. обществом издаётся газета «Ак Арна» («Чистый родник»).

Обществом была проделана огромная работа по пробуждению в народных массах национального самосознания, возрождению обычаев и традиций астраханских казахов. Так, в частности, с 1991 г. в казахских сёлах области ежегодно стал отмечаться весенний праздник Наурыз. Активно работают молодёжные секции общества в Астраханском государственном техническом университете и Астраханской государственной медицинской академии.

С 1991 г. в Астраханском педагогическом училище ведётся подготовка учителей казахского языка для начальных классов. В 65 школах области в местах компактного проживания казахов предметно или факультативно преподаётся казахский язык. В 2003 г. в Астраханском государственном университете открыта специальность «учитель казахского языка и литературы».

Общество регулярно проводит «Дни казахской культуры» и другие мероприятия, посвящённые памяти казахского композитора Курмангазы Сагырбаева (1823-1896, или 1806-1879), его ученицы, домбристки Дины Нурпеисовой (1861-1955), писателя и поэта Абая Кунанбаева (1845-1904), писателя Мухтара Ауэзова (1897-1961).

1 из 2

В 1996 г. в с. Алтынжар Володарского района состоялось торжественное открытие мавзолея Курмангазы. Спустя почти десять лет, в 2005 г. рядом с этим памятником был открыт Межгосударственный культурный центр им. Курмангазы, который стал хорошей базой для развития культурного наследия астраханских казахов и укрепления дружественных отношений между Астраханской областью и Республикой Казахстан.

А 13 декабря 2008 г. в Астрахани, в центре площади, образованной на пересечении улиц Советская и Калинина открыли бронзовый памятник Курмангазы. Монумент стал подарком Республики Казахстан к 450-летию Астрахани.

Традиционно казахский народ состоит из трёх жузов (казах. жуз – «сотня», «часть», или «союз»): Старший (Улы жуз), Средний (Орта жуз) и Младший (Киши жуз). У казахских жузов имелись следующие особенности 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства. Также у каждого жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. У Старшего жуза – это Семиречье (Жетысу) и Южный Казахстан, у Среднего – Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего – низовья Сырдарьи и Западный Казахстан.

В прошлом в русской этнической терминологии существовала путаница в употреблении названий «казак» («казах») и «киргиз»; казахов с начала XVIII в. именовали «киргиз-кайсаками», впоследствии «киргиз-казаками» или, чаще «киргизами», а настоящих киргизов русские называли «кара-киргизами». Кроме того, этническое имя «казак» могло смешиваться с названием русского военного сословия (казаки донские, сибирские, астраханские и т.д.). Истинное самоназвание казахского народа – «қазақ» — сохранялось в казахском языке и в языке других народов Средней Азии (при этом два этнических названия – «казак» и «киргиз» — никогда не смешивались). В русском языке с 1930-х гг., во избежание существовавшей прежде терминологической путаницы, название этого народа стали произносить и писать как «казах».

Расселение

Казахи проживают практически на всей территории области, составляют абсолютное или относительное большинство населения в 163 населённых пунктах региона. В двух районах казахи являются крупнейшей этнической группой — они составляют абсолютное (68,05 % населения) большинство в Володарском районе и относительное (47,65 %) большинство в Красноярском районе. Значительные ареалы компактного расселения казахов есть также в Ахтубинском, Енотаевском, Наримановском, Камызякском, Приволжском и Харабалинском районах. Единичные казахские сёла встречаются также в Икрянинском и Лиманском районах. Черноярский — единственный район области, где нет ни одного населённого пункта с казахским большинством.

На территории Астраханской области есть моноэтничные казахские сёла и даже сельсоветы, то есть территории, где перепись населения не обнаружила ни одного человека с этнической идентичностью, отличной от казахской. Крупнейший муниципалитет со стопроцентно казахским населением — Султановский сельсовет, расположенный в западной части Володарского района, где в 2017 году проживало 683 человека. Крупнейший населённый пункт Астраханской области с казахским большинством — районный центр Володарский, где в 2010 году казахи составляли 60,3 % от приблизительно 10 тысяч жителей. Город с самой высокой долей казахского населения — Харабали, где казахов около 33,6 %.

Астраханские казахи

Язык

В отличие от Казахстана, где казахский язык имеет статус государственного, пользуется социальным престижем и используется во многих сферах, в Астраханской области большинство его носителей находится на стадии языкового сдвига на доминирующий в обществе русский язык. Многие представители общественных организаций обеспокоены положением казахского языка в регионе[5]. Основным регистром общения для многих казахский семей региона является постоянное смешение кодов, при котором русский «отвечает» за все сложные, современные и «высокие» темы, тогда как казахские элементы преобладают в разговорах, связанных с домашним хозяйством, старшими родственниками, этническими и религиозными традициями.

Статус казахского языка и процент его активных пользователей различаются между разными сёлами и районами области. Наиболее традиционной и казахоязычной частью региона считаются отдалённые от города и районного центра сёла в юго-восточной части дельты Волги, где некоторые пожилые сельчане до сих пор остаются казахскими монолингвами, практически не владея русским языком. К таким сёлам относятя Мултаново, Блиново, Ямное и Калинино.

На территории Астраханской области существуют школы с преподаванием казахского языка, однако их количество стремительно убывает: в 1998 году уроки казахского проводились в 72 школах, к 2018 году таких школ осталось всего 22. Зачастую отмена уроков связана с пожеланиями самих учеников и их родителей, считающих, что преподавание казахского или неэффективно, или просто бесполезно.

Друзья, ставьте лайки, если вам понравилась статья.
И не забудьте подписаться на канал. Подписаться здесь

Похожие статьи на тему

история

“В Курской битве союзники оказали СССР «медвежью услугу»”МК

Бункеры богов: первый спуск в закрытую гробницу Сенусерта IIIЗапретные Темы Истории

Потомки Сююмбике всегда помнят о своих татарских корняхKAZVED.RU

Не пропустите новые публикацииИстория для всехПодписаться

история

астрахань

казахи

астраханская область

еще 1

1 нравится