https://www.facebook.com/nomadsgreatsteppe/posts/2217203421737602
Ю.А. Евстигнеев.
Кыпчаки/половцы/куманы и их потомки
Ю.А. Евстигнеев. Кыпчаки/половцы/куманы и их потомки. К проблеме этнической преемственности: Нашествие монголов (раздел второй)
После покорения Волжской Булгарии (1236-1237) и Северо-Восточной Руси (1237-1238) монголы приступили к завоеванию Половецкой степи. События 1238-1240 годов наименее изучены из-за малочисленности источников. Древнерусские летописи, так подробно освещавшие прежде все события в «Поле Половецком», об этом периоде молчат. Практически единственным источником, где имеются сообщения о монгольском нашествии на половцев в этом регионе, является «Собрание летописей» Рашид ад-Дина.
По сведениям персидского историка, Менгу, покончив в 1237 году с сопротивлением кыпчаков Бачмана на Нижней Волге, вместе с Каданом направился на покорение племён Северного Кавказа – черкесов, алан и местных половцев. В 1238 году Берке в Половецкой степи громил половцев, пленил их хана Беркути и его военачальников Арджумака, Курабаса и Капарана (древнерусским летописцам они неизвестны), в течение 1239 года был захвачен Крым, куда в большом числе бежали разбитые в Причерноморье половцы. Монголы переправились через Днепр и продолжили свой поход. Половцы бежали на Дунай (вскоре, на северном берегу образовалась целая область Кумания), в Болгарию, где правила половецкая по происхождению династия Асеней (1187-1279), а хан Котян ещё в 1239 году ушёл в Венгрию.
Осенью 1240 года были разгромлены чёрные клобуки под Киевом, причём только в Поросье было взято и сожжено 23 городка [Каргалов, 2008: стр.178-180]. Настала очередь Киева и Юго-Западной Руси. К 1241 году монгольские тумены прошлись по всей Половецкой степи, сокрушая сопротивлявшихся и включая в свои ряды покорных (Фома Сплитский, современник похода Бату на Венгрию, говорит о большом числе в его войсках куманов/половцев). Так что же представляла эта степь после нашествия? Некоторое представление об этом дают впечатления двух посланцев Римского папы к «императору монголов», проследовавших через причерноморские степи в напрвлении Каракорума, столицы Монгольской империи.
Первый из них, Иоанн де Плано Карпини (Джовани дель Пьяно-Карпини, родом из города Перуджи), монах-францисканец, отправился с посланием от папы римского Иннокентия IV в 1245 году. Из Лиона он пересёк всю Восточную Европу с запада на восток, в том числе через причерноморские степи в ставку Бату на Волге и далее, в Каракорум. Второй, монах-минорит Гилермус де Рубрук (Виллем, родом из фламандской деревушки Рубрук) был отправлен из Палестины с дипломатическим поручением от французского короля Людовика IX в 1253 году. В Акконе (современный город Аккра в Израиле) он сел на корабль и через Константинополь (Стамбул) пересекнув Чёрное море, прибыл в Солдайю (Судак). Из Крыма В. Рубрук пересёк Половецкую степь и далее следовал по маршруту Иоанн де Плано Карпини.
П. Карпини вернулся домой, побывав в Киеве, в 1247 году; на основе своих наблюдений написал «Книгу о татарах». В. Рубрук вернулся во Францию через Кавказ и Малую Азию в 1255 году, представив королю отчёт под названием «Путевые заметки». Из их сообщений представляют интерес сведения, сделанные в причерноморских степях и в Крыму, о половцах. В целом, их не очень много. Касаясь географии расселения половцев, П. Карпини замечает, что на «земле команов текут четыре больших реки – Днепр, Дон, Волга, Яик, с запада с ней граничат Венгрия и Русь, с севера – Мордвия, Великая Булгария и Баскарты, с юга – аланы и черкесы». Далее он сообщает: «Этих команов перебили татары, некоторые убежали, другие обращены в рабство, однако многие из убежавших возвращаются к ним обратно (т.е. в свои кочевья)».
За Яиком П. Карпини вступил «в землю кангитов. В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мёртвых людей, лежащих подобно навозу. Эти люди были язычниками, и как команы, так и кангиты не обрабатывали землю, а питались скотом; они не строили домов, а жили в шатрах. Их (кангитов) также истребили и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими (татарами) в рабство». При возвращении назад П. Карпини, будучи во владении темника Куремсы, попросил его дать проводника и «Корейца дал нам двух команов, бывших из числа татар до рутенского (латинское название Руси – Рутения) города Киева» [«Образование Золотой Орды», 2008: стр.279, 287].
В. Рубрук в своих «Путевых заметках» описал обряд погребения знатного половца, отметив, что обряд был языческим, несмотря на то, что умерший был крещён, а также заметив, что «всё родство их (команов) погребается вместе». Проезжая по Половецкой степи Рубрук пишет: «В ней прежде пасли свои стада команы, именуемые капчат, немцы же называют их валанами» [«Образование…», 2008: стр.326-327].
Наконец, наиболее ценным для историков источником является «История архиепископов Салоны и Сплита» архидьякона сплитской церкви и хрониста тех времён Фомы Сплитского (годы его жизни: 1200-1260). Повествуя о походе монголов на Русь, он пишет: «А потом, пополнив свои воинские соединения, прежде всего, за счёт племён куманов, они снова повернули против рутенов». Далее он излагает следующий рассказ о походе монгольских войск на Венгрию: «У них (татар) имеется великое множество воинов из разных покорённых ими в войнах народов, прежде всего, куманов, которых они насильно заставляют сражаться» [«Образование…», 2008: стр.375, 384].
В 1241 году хан Котян был убит венгерскими магнатами в городе Пеште, а его соплеменники ушли из Венгрии в Болгарию, Никейскую империю и в пределы Латинской империи, император которой Бодуэн II заключил с ними союз против Никейской империи [Гугуев, 2009: стр.125]. Несколько раньше (1241) правитель Никейской империи Иоан III Дука Ватац (1222-1254) принял другую часть орды Котяна. По данным византийского писателя и дипломата, автора исторического труда о Никейской империи Георгия Акрополита (1217-1282), императору удалось расселить более 10 тысяч куманов во Фракии, Македонии и в районе реки Меандра (современная река Мендерес к югу от города Измир, Турция).
Часть никейской армии, так называемая «Скитион», состояла в основном из тех самых половцев/куманов хана Котяна. Они участвовали во всех походах и сражениях никейцев на Балканах в 1246-1261 годах (вероятно сражаясь и с воинами Латинской империи, в рядах которых были их соплеменники). Были половцы и среди 800 воинов отряда Алексея Стратигопула, выбившего латинских рыцарей из Константинополя. В самом начале своего пребывания в Никейской империи половцы были крещены (часть их приняла католичество ещё в Венгрии) в православие и поселены в качестве военных поселенцев – стратиотов. Жили кочевники обособленно деревнями, т.е. стали жить оседло.
Интересно то, что в Венгрии половцев не могли заставить жить оседло несколько веков, а здесь они быстро осели. Очевидно, здесь сказались малочисленность (10 тысяч половцев расселены в разных районах Никее небольшими группами) и положение беженцев. Греки, соседи половцев, их не любили, но всё же обращались к ним за помощью, так как их опыт и военная сила были известны. Некоторые из половецкой знати стали приближёнными императора Феодора II (1254-1258), а один из них, по имени Клеон, в 1256 году успешно воевал в Болгарии. Половцы в 1258 году поддержали Михаила Палеолога в захвате власти и сохранили своё высокое положение при нём [Жаворонков, 1995, № 56 (81), стр.137-143].
Достаточно важную роль играли половцы/куманы и в Болгарии. Поддержав в 1185 году антивизантийское восстание болгарского народа, куманы содействовали приходу к власти болгарских боляр (бояр) половецкого происхождения братьев Петра и Асеня, основателей династии Асеней (1187-1279), что закрепило их высокое положение в болгарском обществе. Известный своими победами над византийцами и рыцарями Латинской империи царь Калоян (1197-1207) был женат на дочери куманского хана, что дало ему военную помощь куманской конницы и принесло многие победы.
В 1280 году начался новый период возвышения куманов: царём Болгарии стал выходец из племени тортоба (в болгарском источнике – тертероба, в древнерусской летописи – тортъробичи) Георгий Тертер (правил в 1280-1292 годах), основавший династию Тертеровичей. А до избрания на царство он был стратигом (военачальником) всей болгарской армией и женат на сестре последнего царя династии Асеней. Но возрастание роли половцев не поспособствовало могуществу Болгарии, напротив, и в период правления Тертеров начался процесс дробления единой страны, а сам царь стал вассалом темника Ногая. Следует отметить, что усиление присутствия куманов в «высшем эшелоне» аристократии, в государственных органах и в армии не привело к особым изменениям в политической жизни страны, тем более что куманская знать очень быстро слилась с болгарской.
Что же касается простых кочевых куманов, то в отличие от куманской знати, процесс их ассимиляции болгарами был более сложным и длительным. Отдельные группы половцев/куманов вошли в состав гагаузов. Тогда же возникло княжество кумана Балика на степной территории, расположенной между Дунаем и Чёрным морем, названной Добротица, Добруджей [Павлов, 1990, № 7, стр.16-26]. Княжество Балика существовало в Добрудже до завоевания её турками в 1400 году.
Первую часть читать по ссылке:
https://www.facebook.com/nomadsgreatsteppe/posts/2217203421737602
Иллюстрация: Cuman warrior By Kecse Somogur Andrа́s