В. Трепавлова “Орда самовольная”. Кочевая империя ногаев XV-XVII вв

У истоков ногайской истории стоял военачальник Едигей,

фактический правитель Золотой Орды. Едигей (1395 г.)

 

 

Книга В. Трепавлова “Орда самовольная”. Кочевая империя ногаев XV-XVII вв. 2015 г.
У истоков ногайской истории стоял военачальник Едигей, фактический правитель Золотой Орды. Едигей (1395 г.) закрепил за собой район кочевий между реками Яиком (Уралом) и Эмбой, да так прочно, что после его гибели (1419 г.) наследники, несмотря на междоусобицы, не только ничего не потеряли, но и объединили под своей властью большую часть кочевников бывшей Золотой Орды.
В период расцвета столицей державы с населением до 1 млн был Сарайчик в низовьях р. Урал. Западным рубежом долго служила Волга. На востоке и юге ее граница подходила к верховьям Тобола и Нуры, шла по pp. Сарысу и Сырдарье к Аральскому морю.  На севере Орда включала большую часть нынешней Башкирии.
К середине XVI в. раздоры знати привели к распаду державы.
В XVII в. (1552-1634 гг)  ногаи расселились по Причерноморью и Северному Кавказу.  Эти их разно- племенные подданные и получили общее название «Ногаи».
Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, откуда появилось это слово. Еще в XVIII в. было высказано предположение, что в его основе лежит имя могущественного правителя Золотой Орды конца XIII в. Ногая.
Этот талантливый политик и военачальник прибрал к рукам всю власть в государстве и даже назначал ханов. Впоследствии подданные Ногая образовали, дескать,  Ногайскую Орду. (Ставка Ногая распологалось в дельте Дуная, на территории современной Румынии) Эта догадка, основанная только на сходстве имен, была поддержана Н. М. Карамзиным. Огромный авторитет «отца русской историографии» превратил ее в непреложную истину. С тех пор Ногай и ногаи оказались прочно связаны в исторических трудах..
Но, в последнее время,  в казахстанской историографии, предпринята любопытная попытка связать термин «Ногай» не с Золотоордынским правителем конца XIII в. Ногаем, а с Ханом восточной части левого крыла в середине XIV в.,  Тукатимуридом,  Кара-Ногаем.
Его подданные стали называться ногайлы (т.е. ногаевцы — именно этот вариант этнонима закрепился в каракалпакском и отчасти казахском фольклоре). После возвышения в Улусе Джучи Едигей и его соратников-мангытов — выходцев из бывшего ханства Кара-Ногая — слово «ногай» постепенно превратилось в самоназвание жителей Мангытского юрта, Казахского и Сибирского ханств, а также всех кипчаков — от Иртыша до Черного моря.
Данная гипотетическая реконструкция выглядит весьма логичной и явно более предпочтительной, чем возведение имени народа к темнику Ногаю.

 

 

 

Отправлено со смартфона Samsung Galaxy.

 

Ответить

Переслать

Предложить звонок