черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина // Проблемы востоковедения. № 5,1960)].
Они же отметили, что
«Государство черных татар называется Великой Монголией (да Мэнгу). В пустыне имеется гора Мэнгу-шань (Серебряная гора), а в их языке серебро называется мэнгу». Борис Новицкий
4945 подписчиков
Подписаться
Кто же такие эти желтоголовые басурманы – хиновины?
Для начала из воспоминание из школьных годов. Тогда наизусть учили «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве». Звучало это примерно так:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки́?»
Казалось бы, что тут такого? Татары, да половцы – наша вечная проблема! Но вот, что интересно, «широкому зрителю» дали в какой-то степени облегченный вариант плача. Зачем школьникам забивать голову какими-то историческими тонкостями.
Ведь в древнерусском оригинале о половцах и речи нет. Вот этот вариант:
Ярославна рано плачетъ
въ Путивле на забрале, аркучи:
“О ветре, ветрило!
Чему, господине, насильно вееши?
Чему мычеши хиновьскыя стрелкы.
Получается, не половецкие стрелы летели в русские шлемы, а какие-то «хиновские». И это была не ошибка, а намеренное исправление.
Если бы это были татары, то всё было бы ясно. Всё по схеме, навязанной историками. Но что-то не стыкуется. Хиновины есть, а объяснения этого этнонима для широкого пользователя нет. Ясно, что в узкой среде специалистов определенные разговоры идут, версии выдвигается, гипотезы предлагаются. Недаром же изначально всплыли половцы.
О половцах можно напомнить, что имя это выводится от русского слова «полова», «половый» (о цвете), то есть соломенный. Стало быть, некое подобие с половцами эти хиновины имели, хотя бы по светлому цвету волос. Но тогда причем здесь татары?
А вот в «Задонщине» хиновинов всё равно называют погаными татарами:
Посмотрим на земли восточные – удел сына Ноева Сима, от которого пошли хинове – поганые татары, басурманы.
И это объяснимо. На Западе термин этот введен папскими лазутчиками на Руси, они все народы неведомые называли тартарами. Ясно, что хинове не тартары и не татары. Подмена понятий произошла значительно позже, когда переписчики летописей слово хинове стали заменять татарами. Хотя фантазиям интерпретаторов предела не было. вот как например, переводил те же строки Т. Шевченко:
Нащо на дужому крилі
На вої любії мої,
На князя, ладо моє миле,
Ти ханові метаєш стріли?
А почему бы и не хановы стрелы? То есть, стрелы летели от хана. Тоже вариант.
Обратимся к «Задонщине». Знаменитую «Задонщину» по следам Куликовской битвы написал в конце XIV века брянский боярин, а впоследствии рязанский священник Софоний Рязанец. Более полное название ее – «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче…». Вот ее начало:
Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он:
«Пришла к нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас в Залесскую землю».
«Что же ты поганый Мамай, заришься на Русскую землю? Ведь побила тебя теперь орда Залесская».
Скажем только, что будущая «Великороссия» в «Задонщине» называлась «Залесской ордой». О Залесской земле еще пойдет речь.
Кто же такие хинове на самом деле? В принципе, не исключено, что хинова некое общее название для неких враждебных племен, применимое в том числе и к половцам. Некоторые так и полагают, что здесь на ряд народов распространилось название одного.
Имелась и финская версия имени хиновинов (Вс. Миллер). Хотя, в «Слове о полку Игореве» финнов и близко нет. Не обнаружено этого названия и в большом числе новгородских берестяных грамот. Очень схож по звучанию с «хиновой» этноним хунавы у византийского писателя Льва Диакона. Правда, он сопоставлял их с «восточными половцами», хотя половцы, да еще на Балканах в Европе были неизвестны. Предлагался также вариант происхождения этнонима «хунавы» от названия гуннов. Они осели в центре Европы – также и на западных Балканах. Будто бы именно гунны могли так отразиться в славянском воображении, что стали в их глазах «врагами вообще».
Заметим, что на «хиновинов» «Задонщина» ссылается не один раз:
«Вот уже заскрипели телеги меж Доном и Днепром, идут хинове на Русскую землю». <…> И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве. <…> Это сверкали доспехи золоченые, и гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские».
Там же и Мамай непосредственно называется хиновином:
«Стреляй князь великий, по всем землям рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина за землю Русскую, за веру христианскую».
Но есть еще одна версия происхождения этнонима хиновины. Так, одна из транскрипций названия династии и государства Цинь (Chin) (221 – 207 до н.э.) в Древнем Китае, – термин «Хин» (Син, Чин). Но это не китайцы. К. Пензев [Князья Рос: Арийская кровь] полагает, что под именем «Хин» может подразумеваться и чжурчженьская империя Цзинь (Золотая империя), располагавшаяся в XII—XIII вв. на территории северо-востока современного Китая. Конечно это никакие не татары, но и не китайцы. Собственно китайцы – это хань, и их государством в ту пору была Южная Сун.
Получается, «хиновин» – это чжурчжэнь». Никак нельзя ассоциировать чжурчжэней и с моголами. Государство моголов именовалось «да Мэнгу» (Серебряная империя»). Современники событий писали:
Чжурчжэни называли свое государство «Великой золотой династией», а потому и татары называют свое государство «Великой серебряной династией» [«Краткие све
Здесь следует подчеркнуть, что чжурчжени были представителями белокурой расы, антропологически близкой славянам. У Л. Гумилева («Русь и великая степь»), и у Якова Бичурина (отца Иакинфа) чжурчжени называются «белокурой расой» в Китае. Стало быть, хинове – это белокурые европеоиды из Южной Сибири и северо-востока Китая. Так что, К. Пензев делает логичный вывод:
«Если под словом «Хинова» понимать чжурчжэньское государство Цзинь (а о каком государстве в 1185 году может еще идти речь?) или в общем случае территорию северо-востока современного Китая, то из «Слова о полку Игореве», следует признать, что до 1185 года эта территория была уже под контролем славян».
Приведенная дата – год, которым датируется «Слово о полку Игореве» – 1185. А под славянами понимаются, видимо, эти самые «хинове».
Почему на это стоит обратить внимание? Потому что, судя по «Слову о полку Игореве», хиновины в Половецкой степи были уже в 1185 году, когда до прихода «татаро-монголов» оставалось более полувека – 52 года.
А ты, буйный Роман, и Мстислав! Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг. Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря, стремясь птицу храбро одолеть. Есть ведь у вас железные подвязи под шлемами латинскими. От них дрогнула земля, и многие страны – Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела, и половцы копья свои повергли, а головы свои подклонили под те мечи булатные. Перевод. Лихачева.
Из перечисления покоренных областей совершенно определенно видно, что Хиновины это не половцы.
Каким же всё-таки образом могут быть связаны «хинове», Русь и Залесская Орда? Сегодня историки могут только предполагать, как белокурая раса уже в Средние века оказалась в Китайской Маньчжурии, и в Монголии. Традиционно предполагается, что широкое расселение славян, и других нордических народов в Евразии, в частности в Центральной Азии, очевидно, произошло в глубокой древности. Но это только предположение.
Более очевидно однако, что индоевропейцы в Центральной Азии являются автохтонами и были вытеснены оттуда китайцами. Ответ на этот вопрос стал возможным с получением информации ДНК-генеалогии об обнаружении европеоидной гаплогруппы R1a уже 22 тысячи лет назад на юге Сибири у озера Байкал. А следом 20 тысяч лет назад и другой европеоидной группы R1b.
Носители обеих этих гаплогрупп разными путями прошли в Европу. А затем первая из них по пути в Индию прошла через Монголию и Китай. При этом там они вполне могли встретить автохтонов древнейших снипов R1a европеоидов, признав их своими.
Гигантский временной разрыв между протопредками R1a (22 т. л.н.) и прошедшими через Европу их далекими потомками носителями R1a (4 т. л.н.) вполне объясняет колоссальное различие в языках. Вот почему так различаются имена средневековых русов и моголов-русов и языки. При том, что европеоидная антропология и тех и других почти не отличалась.
Манчжурия, выделена красным цветом.
Наши города Владивосток и Хабаровск располагаются на территории бывшей Внешней Манчжурии. Обитание здесь русских непосредственно на границе Китая было бы странным, если бы не одно «но». Еще с 1115 года ее заселяли предки манчжуров чжурчжени, создавшие известную империю Цзинь (1115 — 1134 гг.) контролировавшую как Маньчжурию, так и почти весь северный Китай. Но антропологически китайцами они не были. В китайской транскрипции чжурчжени произносились как ну-чи.
Выясняем, что это за ну-чи. Из «Сборника летописей» иранского визиря Рашид-ад-дина те самые моголы (мугулы) русской истории разделялись на две основные группы: нирун или же niuča, ниуча, ни’уча (они же ну-чи, нюйчжи) и дарлекин. Так вот, к ну-чи принадлежал род Чингиса.
По собщению того же персидского автора Чингиз-хан «счастливо выступил осенью года барана (18 января —16 февраля 1211 г. н. э.) на завоевание областей Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ. Вот это Джурджэ и населялось ну-чи, или чжурчженями, и его также называли Ну-чи. А вот оригинальное название одного из основных источников по монгольской истории – Mongol-un Niruca tobciyan. Это и есть «Сокровенное сказание монголов». Транскрибированное китайскими иероглифами оригинальное название хроники читается как Ман-хо-лунь ню-ча то-ча-ань [К. Пензев. Хан Рюрик: начальная история Руси].
А как выглядели нюйчжи? Среди ну-чи (нюйчжи) или же чжурчжэней, было большое число лиц с зелеными глазами и светлыми волосами. Китайские источники диких чжурчжэней, называли еще и желтоголовыми. «Было много чжурчжэней, у которых волосы на висках были желтыми, все они имели желтые глаза с зелеными зрачками». [Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь М., 1975]. Китайский историк XII века Е Лун Ли о желтоголовых чжурчжэнях писал: «Желтоголовые нюйчжэни живут в горах»…. Желтоголовые нюйчжэни грубы, свирепы и не щадят своей жизни.…У всех желтоголовых нюйчжэней желтые усы, зрачки глаз по большей части черные, но много также и светло-желтого цвета». [Е Лун-ли. История государства киданей. М. Наука. 1979].
Так или иначе, обитание русов в Манчжурии – это не прихоть очередного императора России, а естественное право их предков на автохтонное обитание на севере Китая.
Итак, самые разные источники утверждают о принадлежности моголов-ниучей к северному разделу европеоидной расы. Тот же Рашид-ад-дин [«Сборник летописей». М-Л. Т.1. 1952] сообщает вполне определенно:
«Третий сын (Бартан-бахадура) был Есугэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени (до 1310 г. — К.П.) произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи».
Известно также, что Чингиз-хан, увидев в своемо роду новорожденного Кубилай-каана, четвертого сына Тулуй-хана, сказал:
«Все наши дети рыжие, а этот мальчик черномазый». [«Сборник летописей». М-Л. Т.2. 1952].
И никто из официальных историков не объясняют этих показаний.
Итак, западные европейцы моголов называли тартары, византийцы писали о тохарах, а у Марко Поло они – дадани. И созвучие «дадани – татары» не случайно. Он писал, что первоначально дадани жили в Чиорчие. «Татары, нужно знать, жили на севере, в Чиорчие», а не в халхинских (монгольских) степях. А это и есть то самое Джурджэ, о котором писал Рашид-ад-дин. И обитали там чжурчжени, они же ну-чи, они же нюйчжи.
Можно во всех этих названиях запутаться, но надо понимать, что здесь, где столкнулись культуры и расы – могулы (моголы), ханьцы (китайцы), персидские, западноевропейские наблюдатели, каждый из них давал свое название. Опираясь при этом на собственное фонетическое восприятия существовавших этнонимов.
Язык чжурчжэней (ну-чи, нюй-чжи, нируны) относится к тунгусо-маньчжурской семье. И К.Пензев приходит к вполне логичному выводу:
Если допустить, что в Маньчжурии в средние века доминировали тунгусоязычные народности, а каких-то особых оснований отвергать данное допущение у нас нет, то нельзя ли предположить, что Северная Маньчжурия, т.е. Нучи, это ничто иное как Русь в тунгусо-маньчжурской фонетической передаче? [К. Пензев. Хан Рюрик: начальная история Руси].
Это уже интересно. И в известной мере может получить объяснение с изначальным древнейшим присутствием гаплогруппы R1a на Юге Сибири. Отчего не предположить, что 15-20 тысяч лет назад, ее носители легко заселили Центральную Азию, прежде чем отправились в Европу.
Ну, а согласно родовым монгольским преданиям, происхождение моголов надлежит вести от аланов. Так как прародительницей моголов является Алан Гоа (Прекрасная Аланка). Г.В. Вернадский нашел, что «изображения всадников, выбитые на камнях по реке Енисей, поразительно схожи с образами аланских всадников на настенных изображениях в Крыму». Историки упоминают и о надписи VIII века в Монголии о войне между тюрками и асами (аланами). В правое крыло монгольских племен включено племя асуд или ас. [Г.В. Вернадский. Монголы и Русь].
Кстати, А. Г. Кузьмин отмечал, что в источниках раннего Средневековья упоминается о трех несвязанных между собой народах, именовавшихся русами, росами или же рутенами: Первыми он называл ругов, вторыми – рутенов, третьими – «русов-тюрков», или же «сармато-аланов Росского каганата в степях Подонья».
Так что, предположение предположением, но истина где-то рядом.
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте “нравится”, делитесь.
Другие мои материалы можно увидеть по ссылке: zen.yandex.ru/id/5d1d9949ef033f00ae246c82
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.