«Новый» журналист

 

Молдабеков А.А.,

Кандидат филологических наук

                                                                                              телестудии ТВ

«Новый» журналист

Сегодня в процесс СМИ происходит внедрение идеи «универсального журналиста», или «нового» журналиста. Такой журналист является основной рабочей единицей современной медиасреды. Журналистам, которые работая в конвергентной редакции, необходимо избавиться от принципа вражды между представителями разных видов СМИ. Это поможет повысить уровень создания медиапродукта. Основным качеством «универсального» медиаработника является умение быстро определять лучший формат подачи информационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. Стоит отметить, что «новый» журналист должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, чтобы собрать значительное количество информации, и максимально раскрыть суть медиапродукта. Для этого «универсальному журналисту» важно научиться мыслить мультимедийно.

«Новый журналист», работающий в конвергентной редакции должен уметь:

  • производить новостные материалы для он-лайн ресурсов;
  • загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;
  • снимать видео-репортажи;
  • делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;
  • оперативно работать на компьютере;
  • ориентироваться в сети Интернет;
  • делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;
  • использовать всевозможные компьютерные программы;
  • передавать информацию через Wi-Fiсразу в выпуск, в номер и на сайт;
  • вести всевозможные блоги;
  • отбирать качественные факты и данные;
  • быть доступным в любое время суток.

Понятие «конвергентность» становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно -коммуникационной сферы объясняется его многозначностью и многоплановым трактованием. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии. Интернет – информационная, интерактивная среда, для которой характерен особенный язык и специфический контент, к которому могут подклю­чаться и проявлять себя разные СМИ. Это взаимовлияние и взаимопроникновение одних видов СМИ в другие и определяет мультимедийность современного медиа развития.

Конвергентность. Медиа. Интернет. Современное общество является обществом безграничных возможностей. Оно развивается на основе современных систем коммуникаций и средств связи, оно способно накапливать и рас­пространять важную научную, техническую, художественную и иную информацию. Эти до­стижения создают возможности для развития информационных сетей и интеграции в мировое информационное пространство.   Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства. Усилива­ющаяся роль этого фактора как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о возрастающей роли информационной индустрии, коммуникационной политики государства в развитии общества.

Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), стирающие границы времени и пространства, становятся главными «помощниками» процесса глобализации. А он, в свою очередь, меняет и традиционную экономику, и формы социальной активности, и менталитет, образ жизни, привычки людей. Процесс конвергенции различных сфер коммуникаций и информации усиливает состояние перехода на новый уровень развития стран.

Информационно-технологическая революция активизировала внедрение и развитие глобальных СМИ, в Казахстане быстро распространяется спутниковое, кабельное, цифровое вещание, Интернет-ТВ и радио, мобильная телефония, растет количество Web-изданий, информационных мультимедиа ресурсов, получает развитие волоконно-оптическая связь, платное видео. Как отмечает профессор Я.Н. Засурский, «мобильная коммуникация становится важным фактором инновационного развития: она не просто телефон, но и средство получения, передачи мультимедийных текстов, фото-теле-кинокаме-ра, цифровой, музыкальный плеер, мини-Интернет, будильник, пластиковая карточка оплаты, контроля, мини-телевизор» и др.

Социально-экономические изменения ка­захстанского общества определили направление развития новых ИКТ, средств массовой коммуникации страны.Кардинальные сдвиги в техническом обеспечении коммуникационного процесса привели к появлению принципиально новых средств массовой коммуникации. Каждое новое СМИ не отменяет предыдущее, а диффе­ренцирует их предназначение, способы доставки информации и ее распределение.

Многие исследователи приходят к общим характеристикам новых медиа. Во-первых, они «привязаны» к экрану. Во-вторых, они предлагают одновременно текст, звук, видеоизображение, как статичную картинку, так и движущиеся образы. Новые медиа в той или иной степени интерактивны. Все чаще в мультимедийному обращению направляется различная информация: ау­диовизуальная, акустическая, вычислительная, оптическая, изобразительная, художественная, сценическая и другая.

Во всем мире происходит либерализация и глобализация информационных рынков. Одно­временно с этими процессами происходит слияние компьютерных, телекоммуникационных и вещательных технологий, т.е. конвергенция. Подобная интеграция приводит к тому, что ин­формационная индустрия расширяется, стирая жесткие границы между секторами традиционных систем массовой коммуникации и создавая новые медиа-системы. Исторически эти сектора развивались отдельно, но в настоящее время благодаря технологическим новшествам границы этих секторов размылись, идет активный процесс их интеграции, который в гораздо большей степени охватывает технологии и системы передачи информации. В недалеком будущем примерно три четверти населения будет занято в области информации и в областях, связанных с коммуникацией.

Модели изменения медиа-систем в Казахстане и за рубежом становятся похожими, а тенденция глобализации играет в этом процессе не последнюю роль. Создание различных медийных информационных контекстов требует особого умения, профессионального мастерства. Мо­бильность, мультимедийность, интерактивность, универсальность, многофункциональность – вот ключевые слова современной журналистики, которая постепенно становится конвергентной. Само понятие конвергентной журналистики появляется в начале ХХІ века.

В начале ХХІ века появляется сетевая инфра­структура редакций – соединение компьютеров в сети редакции и за ее пределами. Эту задачу сначала выполняли Интернет и электронная почта, затем подключилась мобильная телефония, появляются цифровые носители видео и аудиоинформации, нелинейный монтаж в телевизионном и радиопроизводстве. За последние 20 лет стали внедряться различные способы доставки телевизионного сигнала, такие, как: кабельное ТВ, спутниковое ТВ, цифровая технология, Интернет-ТВ. В ХХІ веке к перечисленным технологиям добавляется вещание через мобильный телефон.

Конвергентная журналистика – это редакция, производящая новости одновременно для всех видов СМИ, входящих в состав крупного медиа холдинга: Интернет, радио, телевидение, пресса. Они поддерживают друг друга и продвигают при помощи кросс-промоушна,      обмениваясь рекламными модель, поиск которой на медиа-рынке интенсивно велся на протяжении последних нескольких лет.

Все чаще понятие «конвергентность» становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-ком­муникационной сферы объясняется его много­значностью и многоплановым трактованием. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии.

Интернет, электронные издания дали сильный толчок для превращения традиционных СМИ с мультимедийные СМИ, т.к. Интернет площадями, информацией, анонсами, ссылками на материалы включенных в процесс медиа.

Конвергентная редакция – перспективная форма, новая модель деятельности журналистского коллектива. Она позволяет работу журналистских кадров сделать более оперативной, организованной и продуктивной. Конвергентная редакция позволяет готовить более полноценные материалы, сочетающие в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность. Есть еще преимущество: появляется возможность сокращения издержек, растет привлекательность объединенных СМИ, увеличивается их капитализация. Для казахстан­ского медиарынка тема «конвергенция в журна­листике» новая. Тем не менее казахстанские СМИ активно внедряют мультимедийные редакции. Практически все крупные медиахолдинги стали создавать мультимедийные пространства.  Мультимедийный продукт   На сегодняшний день работа с видеомонтажом, с цветом, компьютерная обработка фотографий, анимация, инфографика, работа со звуком, достигли необычайных высот. Все эти художественно-изобразительные средства свободно интегрируются в медиа. Сегодня уровень технологий создания продукта СМИ позволяет реализовать любую творческую идею. Сегодня одной из наиболее успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стало мультимедиа. Специалисты определяют его как «интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером». Теперь под словом «мультимедиа» понимается передача информации одновременно несколькими коммуникационными каналами: аудио-, видео-, виртуальных коммуникаций. Поэтому мультимедиа можно легко представить как единую информационную систему, в основе которой оперирует любые типы СМИ, чьи информационные продукты частично «сливаются» друг с другом.  Мультимедийная история   Благодаря влиянию интернет-технологий многие традиционные жанры стали мультимедийными. В результате появились новые «гибридные жанры» в интернет-журналистике. Процесс влияния интернета на традиционный журналистский текст, в первую очередь, привел к возникновению именно такого гибридного жанра как мультимедийная история. Информационный атом — это наименьшая единица информации. Она может быть выражена в виде текста, фотографии или рисунка, аудио- или видеоматериал. При сочетании атомов образуется инфомолекула. Мультимедийная история или статья — это информационный жанр онлайн-журналистики, сочетающий в себе элементы медиаконвергенции, обладающий свойством интерактивности, состоящей из информационных единиц разных жанров. Феномен мультимедийной истории предполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать что произошло, телевидение позволяет увидеть как это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать почему это произошло, то благодаря влиянию интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском тексте. В итоге мы получаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия.

Мультимедийная история может включать в себя:

  • текст с гиперссылками,
  • видео,
  • фото,
  • слайд-шоу,
  • аудио,
  • инфографика,
  • карикатура,
  • интерактивные формы (голосование, комментарии, рейтинги).

Их удобно классифицировать на первичные и вторичные компоненты. К первичным можно отнести текст с ссылками на другие ресурсы, фото, видео или аудио. Без этого не обходится не один материал. Все остальные являются второстепенными. Если в традиционном жанре заметки текст выполняет первостепенную роль, то в мультимедийной заметке это не обязательно так. Основную информацию может нести картинка, фоторяд. Текст же выполняет роль комментария, уточнения, заголовка и т. д. Становление информационного общества и стремительное развитие технологий кардинально изменили инфокоммуникационный процесс. Появление и распространение интернета создало уникальную информационную среду, в которой могут синтезироваться различные виды вербальных, визуальных и аудиальных сведений. В свою очередь, психологический портрет аудитории из пассивных потребителей трансформировался в активных участников, которые посредством современных технических средств активно влияют на информационное поле. Кроме этого, в условиях ускоренного ритма жизни характер потребления массовой информации значительно изменился. Пользователь стремится к индивидуализированному получению сведений в интернете посредством компьютера и мобильных устройств, при этом предпочитает самостоятельно выбирать формат и объем необходимой ему информации. Для удержания изменившейся аудитории современные масс-медиа пересматривают традиционные модели функционирования, происходит процесс конвергенции, создаются высокотехнологичные ньюсрумы для производства совершенно нового журналистского продукта. Таким образом, процесс конвергенции распространяется абсолютно на все области журналистики, начиная от слияния медиапредприятий, заканчивая объединением вербальных, визуальных и аудиальных форматов в одном произведении. Трансформация медиатекста в интернет-пространство значительно изменяет его структуру. Это приводит к появлению совершенно новых форматов предъявления сведений, приоритетное место среди которых занимает жанр «мультимедийная статья». Этот молодой и очень объемный жанр заключает в себе все существующие выразительные возможности журналистики, объединяет усилия целой команды универсальных журналистов, создается посредством самых современных информационных технологий, повышая ценность и действенность информации для современной активной аудитории. Эффективность и необходимость реализации мультимедийной статьи для любой конвергентной редакции очевидна. В этом и заключается актуальность мультимедийной журналистики.«Новые медиа»   Понятие «новые медиа» вошли в нашу жизнь с появлением цифровых, информационных, компьютерных, сетевых технологий и коммуникаций. Под «новыми медиа» понимается «любая медиапродукция, являющаяся интерактивной, и распространяемая цифровыми методами». Сегодня представлены основные критерии, по которым можно определить и разделить медиа на традиционные и «новые». Это, в первую очередь, доступность и способы доставки конечного продукта потребителю, а также интерактивность, которая является ключевой характеристикой «новых медиа». Так же нельзя не учитывать важность Интернета в становлении «новых медиа». Именно развитие Интернета предоставило новые возможности для распространения информационного продукта: аудио-, видео-, изображение, текст, графику.

Контент СМИ или с англ. содержание в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу, магнитные или оптические запоминающие устройства, а также микрофильм. Контент предоставляет широкий спектр содержания текстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит до потребителя именно в том формате, в каком он захочет её принять.

Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея самой концепции объединенной редакции заложена в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенции подразумевает «новую систему» производства информационного продукта, в котором основной идеей является создание полноценной конвергентной редакции. Теперь такие форматы редакции действуют по принципу трансмедийного повествования, которые обмениваются информацией, анонсами, а также ссылками на материалы СМИ участников самого процесса создания общего информационного продукта. При этом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, тем самым удовлетворяя потребности различной аудитории.

Мультимедийная редакция — это редакция, в которой ключевым является наличие специально подготовленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.

Интегрированная редакция — это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.

Кросс-медийная редакция — это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для он-лайн версии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.  В результате радикально меняются прежние пред­ставления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных медиа, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров.

   Заключение

Современная массовая экранная культура, компьютерные технологии, Интернет, реклама формируют специфический способ восприятия информации, при котором большую роль играют визуальные образы.

     Интернет-телевидение – это отличный способ скоротать время и узнать, что делается в мире. Возможность просмотра телеканалов через Интернет будет интересна прежде всего тем, у кого нет возможности просмотра спутниковых каналов. При наличие же хорошего соединения с Интернетом и отсутствии оплаты за трафик онлайн – ТВ вполне может заменить обычное телевидение.     Как правило, база данных всех программ, о которых рассказано в обзоре, постоянно пополняется, а доступность занесенных ранее видеопотоков проверяется. Несмотря на это, можно не редко увидеть сообщение о том, что канал не доступен. Но не стоит винить разработчиков в том, что они не проверяют базу данных, ведь это может быть связано с тем, что канал работают не круглосуточно, или количество подключении к серверу ограничено. В любом случае если канал для вас интересен, стоит попробовать подключится к нему снова в другое время.

 

МОЛДАБЕКОВ .А.А,

 

  1. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: cб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий; под ред. И.И. Засурского. – МГУ, 2007
  2. А.И. Черных. Мир современных медиа; [сост. сер.: В.В. Анашвили, А.Л. Погорельский; науч. совет: В.Л. Глазычев и др.]; М.: Территория будущего, 2007
  3. Медиа. Введение: учеб. для вузов по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / А. Бриггз [и др.] пер. с англ.; под ред. А. Бриггза. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  4. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / А. Калмыков, Л. Коханова. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  5. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов / Р. Рэддик [и др.] пер. с англ.; под ред. и предисл. Е.П. Ворониной. – М. Национальный институт прессы Вагриус, 1999

 

 

 

 

Новые СМИ увеличивают возможности ком­муникации, предлагают разное интерактивное взаимодействие пользователя и производителя, а также распространителя содержания. В ходе такого процесса происходит эволюция персональной модернизации. В средствах массовой информации проявляются тенденции, которые выражаются в резком увеличении информационных потоков, в появлении новых независимых СМИ, медийных организаций, новых участников информационного процесса.

 

 

New media increase communication capabilities, offer a variety of interactive user interaction and the manufacturer, as well as the distributor of content. In the course of such a process, the evolution of personal modernization takes place. In the media, there are trends that are expressed in a sharp increase in information flows, in the emergence of new independent media, media organizations, new participants in the information process.