Наследники Золотой Орды

 

 

Шыңғыс Батырханұлы

 

—Пусть идет снег, но не льётся кровь

Наследники Золотой Орды.

Казахская музыка о падении татарской Казани в XVI веке

Казахи сохранили уникальный кюй (инструментальную пьесу) практически с 500 летней историей.

Время его сочинения 1552-1560 гг., когда на осколках Золотой Орды образовались отдельные:
Казахское ханство,
Казанское ханство,
Ногайская Орда,
Ханства даштикипчакских узбеков в Средней Азии,
Крымское ханство,
кумыкское Шамхальсто,
Астраханское ханство  и другие.

История кюя подтверждает, что во второй половине 16 века, в постзолотординском пространстве еще были сильны идеи единения новых государств земель Дешти-Кипчака.

Мелодия является посвящением батырам Дешти-Кипчака, спешившим на выручку защитникам Казани от войск Ивана Грозного, но не успевшим.
Кобызист Ыкылас Дукенулы называл кюй «Qazan súrgisi» (Казанский рубеж),
«Qazan joryǵy» (Казанский поход).

Момент появления кюя, косвенно описывается в уникальной дештикипчакской эпопее «40 батыров Крыма».
Ее среди наследников былой империи Золотой Оpды, наиболее полно сохранили казахские сказители.

При этом, сам эпос можно назвать общим культурным наследием казахов, татар, даштикипчакских узбеков, ногайцев, кумыков, крымских татар, башкортов, каракалпаков, карачаевцев, балкар.

Есть там строки, сказанные Шора батыром из рода Тама:
«Qazan atty qalany,
Kápir aldy degen soń
Qaityp shydap turaıyn.
Men Qazanǵa barǵansha
Qan jaýmasyn, qar jaýsyn,
Men Qazanǵa barǵan soń,
Qar jaýmasyn, qan jaýsyn!
/
Қазан атты қаланы,
Кәпір алды деген соң
Қайтып шыдап тұрайын.
Мен Қазанға барғанша
Қан жаумасын, қар жаусын,
Мен Қазанға барған соң,
Қар жаумасын, қан жаусын!.»
/
Как могу стоя терпеть,
Когда услышал
Как город Казань
Взяли иноверцы.
Пока я не дойду до Казани,
Пусть идет снег, но не льет кровь,
Когда я дойду до Казани,
Пусть льет кровь, но не идет снег!

До сегодняшних дней, кюй «Qazan» в немалой степени дошёл благодаря казахскому кобызисту Ыкыласу Дукенулы из рода Тама (1843-1916).

История о не успевшей подмоги  Шора батыра в татарскую Казань, дошла благодаря и казахскому акыну Мурын жырау из рода Адай (1859-1954).
В записанной с его слов эпопеи «Сорок батыров Крыма».

Как известно, Шора батыр и другие наши предки,  тогда в 16 веке, не успели, Казань пала.

По легенде,  один из воинов сочинил этот кюй, после того как они достигли побережья Едиля (Волги).
Они увидели стаю  круживших в небе  лебедей, а по сакральной реке текла кровь и трупы защитников павшей Казани.
Отправлено из Mail.ru для Android