КАЗАХИ – НАРОД БАТЫРОВ  И ИСТИННЫХ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА!

 

КАЗАХИ – НАРОД БАТЫРОВ  И ИСТИННЫХ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА!   или О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ АРХИВЫ И ПИСЬМЕННЫЕ ДАННЫЕ

 

1.С незапамятных времен жители Великой степи славились как отменные воины. Высокие боевые качества они унаследовали от своих непосредственных предков – кыпчаков, тюрков, гуннов и саков.

2.Необходимость отстоять свои земли, народ и многочисленный скот от набегов иноземных захватчиков, преимущественно кочевой и полукочевой образ жизни, активное занятие охотой, многочисленные спортивные игры и состязания,  существующие уникальные традиции и обычаи, предопределила их свободный и военный образ жизни.

3.Именно благодаря их мужеству и отваге, повсеместному распространению военного образа жизни,  мы сегодня имеем огромную территорию, занимающую по площади 9-е место в мире, богатую различными полезными ископаемыми.

4.Вот свидетельства высоких боевых качеств наших непосредственных предков – саков, которые приводит известный греческий ученый Герадот еще в V веке до н. э. в своей книге «История греко-персидских войн»: «Скифскому (сакскому – авт.) войску не могут противостоять не только народы Европы, но даже в Азии, ни одно племя в одиночку не может бороться против объединенных скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие – знают оба способа войны… сражаются луками и копьями… секирами! ..Ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь… их жилища-кибитки».

5.Спустя три века другой великий грек Дионисий Периэгит не смог удержаться от вполне заслуженной хвалы в адрес наших воинственных  пращуров: «За Согдианой, по течению Яксарта, обитают саки, стрелами бьющие, из всех стрелков в мире сами искусные, не пускающие стрелу на удачу».

  1. Вот как описывает непревзойденные боевые качества гуннов римский ученый Аммиан Марцеллина (330 – 400 гг. н.э.): «Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду…Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком».

  2. Отменными воинами были и средневековые тюрки. К примеру, арабы высоко отзывались об их  высоких боевых качествах, к примеру, арабский ученый аль – Джахиз (775 – 868 гг.), метко заметивший, что «тюрок стреляет по диким животным, птицам, мишеням, людям, неподвижным целям, установленным изображениям и хищным птицам. Он выпускает десять стрел прежде, чем хариджит (самые отважные воины – арабы – авт.) положит одну стрелу на тетиву».

8.Навеки прославили силу оружия Великой степи кыпчаки. Так, прекрасно о них отозвался знаменитый арабский летописец Ибн-Яхий: «Тюрки Кыпчака отличаются от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт и благородством. Они дали султанов и эмиров Египта и составляют самую большую часть армии этих империй».

9.А вот известный английский ученый нового времени Д. Флэтчер, независимой оценке которого мир может открыто доверять, также восхищался мужеством степняков: «Смерть до того презирают, что охотнее соглашаются умереть, нежели уступить неприятелю, и будучи разбиты, грызут оружие, если уже не могут сражаться или помочь себе!».

  1. В 1710 году в ходе общеказахского курултая во главе единой казахской армии был избран правитель Младшего жуза Абулхаир, который выступил с пламенной речью, которая тоже играла важную роль в усилении мощи и морального духа казахских воинов: «Отомстим врагам нашим! Умрем с оружием! Не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших! Робели ли когда воины равнин кипчакских!».

11.Английский живописец Джон Кэстль, побывавший в 1736 году в кочевьях Младшего жуза, описывал одну из приемов ведения казахами военных действий: «В бою они не знают порядка, атакуют так же хитро, как кошка ловит мышей. Чтобы окружить  врага, они ползут в высокой траве 2-3 версты, как при охоте на диких лошадей; а когда им кажется, что враг окружен, стреляют, лежа на земле, из своих камерных труб и почти каждым выстрелом убивают человека».

12.За очень короткое время степняки могли выставить многочисленную и вполне боеспособную конную армию. В целом военное ополчение отличалось высоким боевым духом. Находясь рядом со своими близкими родственниками, они не помышляли о самовольном оставлении поля брани. Предатели и трусы открыто презирались степняками. Их проклинали потомки. Их осуждали степные акыны и жырау. По ним никогда не проводили тризны. Им не устанавливали надгробные сооружения.   К примеру, весной 1771 года только один только султан Среднего жуза  Абылай собрал конное ополчение в 100 тысяч воинов (сведения из Исторического архива Омской области: «А тот владелец – Аблай-салтан стоит со своим войском в числе ста тысяч человек от калмыцкаго стану езды дни два, и стараетца их, калмык, от уходу далее удержать. А при том ожидает, как с российской, так и с китайской стороны вспомогательного войска к себе» ( ИАОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 173).

  1. О великолепных воинских качествах казахов в начале XIX  века написал Я. Гавердовский: «Ремесло военное признается киргизцами (казахами – авт.) благородным, а от сего и весь вообще народ оным занимается (!). Кто в силах управлять оружием, всегда должен носить при себе меч…и по первом позыве родоначальников являться к ополчению».
  2. Казахи никогда не были рабами или крепостными крестьянами и всегда ценили свою свободу.  Русский офицер С. Броневский писал, что «козак (казах-авт.), знаменует человека свободного, чуждаго всякого подчинения».
  3. Казах превыше ценил и свою землю. Это было четко зафиксировано и выдающимся тюркологом и лингвистом В.Радловым: «Не может быть и речи о неплановых переездах…племя или племенные подразделения рассматривают какую – то территорию как свою собственность и не терпят вторжения на нее соседей».

16.О батырстве, храбрости, мужестве, отваге и героизме до сих пор продолжают бытовать десятки и сотни пословиц и поговорок: «Батыр туса –  ел ырысы, жаңбыр жауса –  жер ырысы» («Дождь пойдет – земле счастье, батыр родится – народу счастье»), Еліңді сүйсең, ерлік істейсің» («Любовь к родине рождает героизм»),  «Батыл болмай, батыр болмайсың» («Не будучи смелым, не станешь батыром»), «Батыр түсінде жау көреді, балықшы түсінде ау көреді» («Батыр во сне видит врага, а рыбак – орудия лова»), «Батырдың атын жау шығарады, шешеннің атын дау шығарады» («Батыра прославляет враг, оратора –спор»), «Ер өлседе де, аты өлмейді» («Если настоящий мужчина умрет, то имя его никогда не забудется»), «Қаһарлы қамал бұзады»(«Крепости покоряются отважным»), «Қорқақтың қатыны болғанша, батырдың жесірі бол» («Чем быть женой труса, лучше быть вдовой храбреца»), «Батыл болсаң, батыр боласың» («Смелость – к героизму дорога»), «Ерлік білекте емес, жүректе» («Храбрость не в силе, а в сердце»), «Ер есімі –  ел есінде» («Имя героя –  в памяти народа»).

  1. Казахи  стреляли метко и отменно, о чем хорошо поведал  известный исследователь нового времени, россиянин Н.Троицкий: «Киргизы с охотою забавляются также стрельбой из лука, они стреляют в цель не только стоя, но и на всем скаку лошади и даже стоя на седле. И надо сказать, что между ними есть такие ловкие стрельцы, которые не промахиваются и попадают в брошенное к верху кольцо».

    18.Каждый отряд имел боевое знамя и боевой клич – уран, который, как правило, было именем какого-нибудь знаменитого предка или уважаемого сородича. Ураны вдохновляли и вселяли уверенность, поднимали боевой дух воинам. Вот как об этом пишет известный российский исследователь А.И. Левшин: «Всякий род имел свой особенный военный пароль, с которым толпы киргизов доныне вступают в сражения…В случае общего смятения, где соединяются киргиз – казаки всех родов и званий без различия, все кричат «алача!».

19.Безоружных казахов не допускали на курултаи, лишая права голоса, что считалось высшей степенью позора для честолюбивых степняков. По мнению известного казахского исследователя начала XX века Кошке Кеменгерулы, «юноша, имея оружие, не уступал места безоружному сородичу, старшему по возрасту».

20.Высочайшие боевые качества коренных жителей степи отмечало большинство российских и зарубежных исследователей.  К примеру, Ф.М. Лазаревский, прекрасный знаток быта Младшего жуза, в середине XIX века восторженно писал: «Киргизы храбры и отважны более, нежели другие соседственные с ним и кочующие народы».

21.Это же отмечал известный  русский литератор В. Бурнашев: «Отважность блестит в их небольших черных глазах, крепость тела показывает силу, которой они одаре¬ны от привычки».

22.Не уступала в воинственности и женская половина степи, о котором поведал другой представитель России Ф. Назаров: «Жены их, будучи также хорошими наездни¬цами, сражаются вооруженные кольями и бердышами и едва ли не превосходят в лютости мужчин».

23.Англичанин Аткинсон, наблюдая боевой дух коренных жителей степи сделал оригинальный вывод: «Имея хороших офицеров, киргизы (казахи-авт.) могли бы составить лучшую кавалерию в мире. Им присущи все качества, прославившие в истории знаменитые полчища Чингисхана».

  1. Только в конце 20-начале 30-х годах XX  века воинственные  казахи почти 500 раз поднимались на восстания против произвола большевиков (выступая против высылки баев и конфискации имущества и скота в 1928-1929 гг., мясо- и хлебозаготовок,  голода 1931-1933 (унесших жизни почти 2,5 млн человек), политических репрессии почти 3 млн. граждан республики и т. д.).

25.Таким образом, высочайшие боевые качества степняков позволили им защитить и передать своим потомкам огромные пространства земель, вмещающую сегодня территорию равной почти площади шести современных Франции,  или всей Западной Европы. Именно в восстановлении нынешней независимости – огромная заслуга наших мужественных предков, которые защищали каждую пядь родной земли.

Отправлено из Mail.ru для Android

Ответить

Переслать

Сохранить в заметку