Племена вошедшие в состав узбекской народности – Карлуки

Племена вошедшие в состав узбекской народности – Карлуки

 

Карлуки принадлежат к наиболее ранним по времени поселения в Средней Азии тюркским племенам. Мысль о том, что современные карлуки левобережья Аму-Дарьи являются потомками тохаристанских карлуков, была высказана ещё в 1926 году В.В. Бартольдом. Он писал: «Появление турок в областях к югу от Аму-Дарьи относится к гораздо более раннему времени, чем завоевательные движения X века, и возможно, что в некоторых случаях потомки этих турок живут в этих же местах и теперь. Арабские завоеватели уже в VII веке нашли в Бадахшане карлуков; и теперь в Бадахшане из узбекских родов живёт именно род карлук; это совпадение заставляет полагать, что после завоевания Бадахшана узбеками в XVI веке в состав узбеков вошли турки, жившие там раньше» [1].


Гуннар Ярринг склонен видеть в карлуках Афганистана и Северо-Западной Индии потомков древнего тюркского племени карлук, однако он, возражая В.В. Бартольду, считает, что узбеков и карлуков следует рассматривать как два разных народа, или, по крайней мере, племени. Его поддерживает венгерский лингвист Л. Лигети. На мой взгляд, каждый из учёных по-своему прав: В.В. Бартольд в этноним «узбеки» вкладывал более широкое понятие, а Гуннар Ярринг – более узкое. Н.Г. Маллицкий хотя и считал карлуков в основном потомками тюркских племён караханидского времени, но отмечал, что арабы встречали карлуков в Бадахшане «уже более тысячи лет назад» и что «как самые старые тюркские пришельцы в край (Таджикистан и Афганистан) карлуки сильно смешались с таджиками и по типу своему значительно отличаются от прочих тюрков своим ростом, густой бородой и овальными лицами».

Мне уже приходилось отмечать, что этнографические данные позволяют говорить об очень давнем обитании карлуков в местах современного расселения. Это особенно относится к карлукам Южного Таджикистана, т.е. территории исторического Тохаристана.

Различия в говорах, в физическом типе, и в некоторых чертах быта и культуры, существующие между карлуками Южного Таджикистана и тюрк-карлуками, отрицание в большинстве случаев представителями обеих групп родственной близости и отсутствие в прошлом брачных связей между ними наводят на мысль об их различном происхождении. Близость тюрк-карлуков к другим племенам группы тюрк и в значительной мере к узбекам, не имевшим родового деления, позволяет рассматривать их как потомков карлуков караханидского времени. Следует указать, что часть карлуков ещё в XIV столетии продолжала жить в степях Дашт-и Кипчака – они были в числе племён, на которые опирался Абулхайр-хан, дед Шейбани-хана, однако позже значительная часть их, вероятно, ушла вместе с Шейбани-ханом в Мавераннахр (или в Моголистан) и слилась со своими соплеменниками, оставшиеся же полностью растворились среди казахов и кыргызов, ибо в генеалогиях этих народов этнонима «карлук» нет.


Говоря о собственно тюрках, я отмечала, что часть тюрк-карлуков южного склона Гиссарского хребта считала своих предков выходцами из Каракульского оазиса. Тахчиянские карлуки прежним местом обитания называли Бухару, т.е. Бухарский оазис, где Комиссией по районированию Средней Азии, а позднее, в 1954 году, и мной была зарегистрирована маленькая группа, сохранившая смутные воспоминания о принадлежности своих предков к племени карлук. Судя по, топонимии и литературным данным, в Бухаре ещё в прошлом веке, не говоря о более раннем времени, было значительно больше карлуков. Как считают мои информаторы, в поисках пастбищ они из Бухары переселились в Хисар.

Среди карлуков верховьев Кафирнигана бытовали предания о переселении их предков в середине XVIII века из Ура-Тюбе. Одно такое предание записано мной в 1954 году в кишлаке Чиллямазар от упомянутого выше Турды-баба Расулова. Некий Мир-Дастан, карлук из Багдада [2], поселился в Бухаре. Один из его потомков переехал из Бухары в Самарканд. Позже один из потомков Мир-Дастана во втором или третьем колене обосновался в селении Ниджани к северу от Ура-Тюбе. Здесь его потомство размножилось. Один из карлуков этой группы, юноша по имени Утабадаль, со своими отарами перевалил через хребты и попал в Хисар (по другой версии – он направился совершить хадж).

В Хисаре Утабадаль попал в плен к ромитскому правителю – шо. Шо Ромита оказал покровительство пленнику, и тот стал разводить овец, выпасая их между реками Кафирниган и Иляк. Зимовка его была в кишлаке Явроз. Однажды два купца из Ура-Тюбе, сородичи Утабадаля, приехали туда закупить овец и, увидев его, воскликнули: «Тебя там родичи ищут, а ты, оказывается, здесь!» – и стали уговаривать его вернуться на родину. Он отказался, мотивируя тем, что намерен поехать в Шоми-шариф (Сирию). Тогда ромитский шо решил женить его на девушке из хорошего дома и выбрал ему в жёны дочь таджика-ишана из кишлака Тунихарф (кишлак этот был расположен невдалеке от Явроза).


Утабадаль остался жить в Яврозе. Впоследствии и те два купца переселились в эти края. На дочери одного из них Утабадаль женил своего сына Бурибая, у него родился сын Артыкбай. Впоследствии Артыкбай женился на карлучке из кишлака Лиджджак и основал кишлак Дахана на левом берегу Кафирнигана. Он имел от неё сыновей – Алибая и Муллу Коку. Последний был основателем кишлака Чиллямазар. Он имел шестерых сыновей. Его потомки расселились по Гиссарской долине и основали множество карлукских кишлаков: Чинар, Дехинава, Лянгар, Акджар, Ширкант, Ташкалак и другие – вплоть до Тахчияна и Карлука Денауского бекства. Правнуком этого Муллы Коку и является мой информатор.

Мне неоднократно говорили и в других кишлаках южного склона Гиссарского хребта, населённых потомками тюрк-карлуков, о том, что их предки переселились в Хисар из Ниджани [3]. Ко всем тюрк-карлукам ишаны приезжали из Самарканда и Ура-Тюбе. В этой связи интересно отметить, что как среди тюрков Самарканда (которые, по данным А.Д. Гребёнкина, выселились из Ура-Тюбе в начале XIX века), так и Ура-Тюбе есть род лолаки.

Последний существовал и среди тюрк-карлуков Тахчияна. Это лишний раз свидетельствует о былом родстве этих групп. Возможно, самаркандские и уратюбинские тюрки-лолаки по происхождению карлуки, но утратившие своё племенное имя. Таким образом, тюрк-карлуки называли своих предков выходцами из Бухарского оазиса (включая Каракуль) и из Ура-Тюбе лет 200 назад, т.е. в середине XVIII века, в период наиболее массовых передвижений населения. Не исключена возможность, что названные группы карлуков перебрались именно сюда, прослышав о том, что в Хисаре издавна живут их родичи-соплеменники – карлуки из районов Явана, Нурека и других мест Южного Таджикистана.


Предания карлуков гласят, что карлуки нынешнего Южного Таджикистана (т.е. Яванской и Дангаринской долин) занимали когда-то более северные районы изучаемой территории. В частности, жители кишлака Тахчиян мне рассказывали, например, что невдалеке от него, в местности Бабазерак, где сохранилось старое кладбище, когда-то жили яванские карлуки. Это представление было основано на рассказах и воспоминаниях, слышанных моими информаторами от своих дедов. Старики говорили, что в прошлом, когда им случалось попадать в Яванскую долину, древние старухи из яванских карлуков всегда спрашивали их, существует ли местность Бабазерак, где погребены их предки.

О том, что территории зимовок местных племенных групп карлуков примерно до середины прошлого столетия располагались в более северных предгорных местностях, рассказывали мне и старики карлуки, жители Яванской и Дангаринской долин. Большинство кишлаков и мест кочёвок представителей яванских карлуков находились в те времена в верховьях Явансу, в урочищах Ташахур, Даштгирак, Камбари и др.; в Яванской же долине и на склонах Каратау (невысокого хребта, отделяющего Яванскую долину от Вахша, текущего здесь в скалистом ущелье) были локайские кочевья. Ещё в прошлом веке локайцы покинули эти места (постепенно перекочевали за Вахш, в Дангаринскую долину).

На их место продвинулись таджики из районов Нурека и Файзабада, в результате чего на севере Яванской долины и на склонах Каратау образовалось до 40 таджикских кишлаков, в том числе и кишлаки в урочищах Ташахур, Даштгирак и Камбари. Таджики, расширив посевы, стали препятствовать карлукам зимовать со скотом вблизи своих селений, и карлуки были вынуждены спускаться для зимовки непосредственно в долину – в безводную степь левобережья Явансу (небольшой речки с горько-солёной водой). Правобережную часть степи по-прежнему занимали локайцы. В те времена, как сообщали старики, Яванская долина и склоны Каратау были покрыты зарослями диких фисташки и верблюжьей колючки.


По рассказам стариков карлуков из кишлаков Пушинг и Муноскуль (1948), в середине XIX века Дангаринская долина представляла собой пустую знойную степь, только на севере её были карлукские зимовки. Ни таджиков, ни локайцев тогда в Дангаре не было. Локайцы стали переселяться сюда только со второй половины XIX века из Явана, а таджики спустились с гор Кангурта, Сарихасора и Бальджуана и заселили восточные предгорья Себистантау и южную оконечность Вахшского хребта только с начала XX века. Карлуки были вынуждены передвинуть свои летовки ближе к Дангаре.
Автор исследования: Балкис Кармышева

[1] Проникновение карлуков в Тохаристан современные исследователи относят ко времени ранее VIII века. По мнению Заки Валиди, карлуки появляются впервые на исторической арене Тохаристана значительно раньше как эфталитский род в Бадахшане.
[2] Видимо, речь идёт о ходжах, ассимилировавшихся среди карлуков.
[3] В 1971 году я посетила Ниджани, там о карлуках теперь уже не помнят.
Продолжение следует…
Предыдущую публикацию «Племена вошедшие в состав узбекской народности – Барласы» (в двух частях) читать по ссылке:
https://web.facebook.com/nomadsgreatsteppe/posts/1563494133775204