Ялангтуш Бахадур

Сгруппируйте письма себе в отдельную папку, чтобы они всегда были под рукой!

 

Шохистахон

 

Ялангтуш Бахадур

Ялангтуш Бахадур (узб. Yalangto’sh Bahodir (1576—1656) — военачальник, бий, политик, правитель крупного удела, наместник (эмир) бухарских ханов в Самарканде. Имя Ялангтуш Бахадур по всей видимости является прижизненным прозвищем и переводится как «богатырь с открытой грудью».

Ялангтуш — يلنكتوش
Имя этого полководца в форме Ялангтушбий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве, так и в Сефевидском государстве.

В российской дореволюционной историографии его называли только Ялангтушбием. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона его тоже называют «Ялангтуш Багадуром».

В мировой востоковедческой литературе применяется только версия имени Ялангтушбий.

Над надгробном камне, установленном его потомками, высечено имя Ялангтушбий.

На плите, установленной у его могилы, его имя на современном узбекском языке высечено кириллицей как «Ялангтуш Боходур».

Согласно письменным источникам, Ялангтуш бахадур происходил из узбекского рода алчин, а отца его звали Бой Ходжа, Отец с сыном были учениками Ходжа Хошима Дагбеди — потомка знаменитого суфийского лидера направления накшбандия Махдуми Аъзама (1461—1542). Ялангтуш бахадур и его дочери (Иклима бону, Ойбиби) были похоронены на кладбище в Дагбите у ног Ходжа Хошима Дагбеди. Согласно документу от 1643 года, у него был сын Бойбек, который тоже был грамотным. Однако он умер раньше отца, в документе от 1650 года пишут, что он скончался

Также русские авторы – как дореволюционные, так и советские – называют Ялангтуша бахадура узбекским полководцем. В частности, А. П. Хорошхин: “…Тилла-кари и Ширдар построены более 200 лет тому назад правителем Самарканда Йаланг-бием или Йаланг Таш-бахадуром на деньги и сокровища, награбленныя им в г. Машад, въ Персии. Йаланг-Таш (гладкий камень) был родом узбек из колена Алчин”.

Д. И. Эварницкий: “Мечеть Тилля-кари построена в 1618 году христианской эры Ялангтушем Багадуром из узбекского рода Алчина. Мечетъ Шир-дар построена в 1616 году, по уверению Абу-Тагир-ходжи, названным выше Ялангтушем Багадуром, из узбекского рода Алчина, и представляет собой самое великолепное здание из всех трех мечетей, стоящих на Регистане”.

В. И. Масальский: “Мечеть и медресе Тилля-кари (то есть раззолоченная) построена в 1647 г. эмиром Ялангтушем-бахадуром (полководцем Имам-кулихана) из узбекского рода «алчин». Справа от Тилля-кари, под прямым к ней углом, расположена мечеть Шир-дор (то есть украшенная львами), основанная в 1618 г. тем же эмиром Ялангтушем”

П. П. Иванов пишет: “Упадок политического значения аштарханидов в Бухаре сопровождался ростом военно-политической мощи отдельных бухарских феодалов из числа узбекской знати, к которой принадлежал, например, известный сановник (аталык) хана Абдул-Азиза (1645—1680), бий Ялантуш, строитель знаменитых самаркандских медресе Шир-дар и Тилля-кари”

Дискуссионным вопросом является имя отца Ялангтуш бахадура, так как по казахским устным преданиям имя его отца звучит как Сейиткул, а по письменным юридическим документам, его отца звали Бойходжа. Не исключено, что речь идет о двух разных лицах. Жалантос батыр оставил многочисленное потомство, а Ялангтушбий имел всего лишь одного сына, который умер, не оставив мужского потомства.

По преданиям Ялангтуш с 12 лет воспитывался в окружении бухарского хана Динмухаммеда. В медресе получил своё первое образование. Также учился в специальной военной школе, где проходили обучение будущие правители и военачальники. В результате очень рано научился науке управления и военному делу. В 1593 году в возрасте 17 лет Ялангтуш избирается бием части родов алимулы. По преданию, в 1595—1598 годах он проходит обучение в городе Багдад.

По письменным источникам карьера Ялангтушбия складывалась по-иному: его отец Бойходжи был эмиром — одним из высших сановников аштарханидских ханов, таким образом Ялангтушбий с детства воспитывался при дворе бухарских ханов.

Ялангтуш превосходно знал персидский и арабский языки. Все юридические документы, составленные от его имени, включая надпись на одном из медресе на площади Регистан, написаны на персидском языке.

После смерти аштарханида Баки Мухаммадхана в 1605 году Ялангтуш вначале поддержал Вали Мухаммадхана, а затем, в 1611 году, выступил против него, поддержав другого представителя Аштарханидов – Имам Кули хана. В результате новый хан назначил Ялангтуша в 1612 году эмиром (наместником) Самарканда, а позже и аталыком.

Он владел большими землями в разных районах Средней Азии. Например, 30 апреля 1650 года была составлена купчая (васика) «Ялангтуш бая, сына Бой Ходжа бия, на приобретение у Ниёзбека и Ходжибека, сыновей Ошура кушбеги 2/6 сада и 2/6 участка земли, составляющих обелённое имение в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 1000 танга».

Ялангтуш Бахадур отличался стойкостью и военным прагматизмом, и получил титул батыра.

В 1612 году он во главе войск Имамкули-хана овладел Ташкентом и Туркестаном.

В 1612 году Имамкули-хан отправил его во главе войск против Есим-хана.

В 1614 году Ялангтуш совершил поход на Хорасан, а в 1618 году на Герат. В 1620-х годах воевал на территории современного Афганистана, защищая южные границы государства Аштарханидов.

В 1621 году он был главнокомандующим аштарханидскими войсками в отражении нападения казахских войск Турсун-султана.

В 1628 году по приказу Имамкули-хана Ялангтуш разбил казахского Абули-Султана под Ташкентом и заставил его бежать в Кашгарию.

В 1636 году войска Имамкули-хана во главе с Ялангтуш-бием совершили поход на Сайрам, в окрестностях которого они атаковали казахские племена. Поход продолжался до степей Дешт-и Кипчака.[25]

В 1640-м году войско под предводительством Ялангтуша разбивает вторгшихся на земли казахов и кочевых узбеков джунгаров. В дальнейшем Жалантос получает чин туменбасы (командующего 10-тысячным отрядом). Военная экспансия джунгар не прекращается и в дальнейшем джунгары осуществляют опустошительные набеги на земли Жетысу. Жалантос Бахадур приходит на выручку казахам во главе 30-тысячного прекрасно вооружённого контингента из Самарканда. Войско Жалантоса помогает остановить завоевание Семиречья джунгарами под предводительством Батура-хунтайджи.

В 1643 году Ялангтуш Бахадур пришёл на помощь казахскому хану Жангир-хану в Орбулакской битве. В этот раз достаточно было 20-тыс. войска, чтобы оказать влияние на положительный исход сражения.

В 1646 году происходит конфликт между бухарским ханом Абдулазизханом и Шах-Джаханом. На стратегические города Хорасан и Балх претендовали как Бухарское ханство, так и государство Великих Моголов. В результате разгорелась война. Согласно сведениям из исторического источника «Тарихи Кыпчак-хани» Ходжамкули-бека Балхи,

Абдулазизхан созвал всех узбекских военачальников и полководцев и устроил великий курултай. После совещания и гадания было решено, что без содействия казахских султанов эта напасть не будет отражена. Шейхи, учёные и нойоны вместе с ханом направились в Ташкент, где узбеки, казахи и каракалпаки устроили большое собрание. После совета триста тысяч человек с одним лаком конных казахов (один лак равен ста тысячам человек) повязали пояс для помощи. В итоге союз Абдулазизхана с казахскими торе, Йалангтуш-аталыком и Алчин-бек-оглы-бием разгромил войска Шах-Джахана.

Ялангтуш находился во враждебных отношениях с Абдулазизханом и, несмотря на заключённый военный союз, он не прекращал враждовать даже во время их совместного похода против Шах-Джахана.

В дальнейшем Ялангтуш совершил очень много успешных походов, захватил и разграбил Мешхед, откуда вывез много пленных мастеров.

Ялангтуш Бахадур известен также вкладом в строительство новых сооружений и поддержкой искусства.

В самом сердце Самарканда, на площади Регистан при содействии Ялангтуш Бахадура было построено медресе Шердор («Львиное медресе»), которое впоследствии стало историческим и культурным памятником.

Одна из надписей, составленная на персидско-таджикском языке на стене Медресе Шердор сообщает о том, что «эмир-полководец, справедливый Ялангтуш Бахадур» являлся его основателем.

Также он построил в Самарканде медресе Тилля-Кари («Украшенное золотом»). Эти архитектурные сооружения являются украшением современного Самарканда и привлекают туристов со всего мира.

В истории архитектурного искусства всего Востока эти здания по мастерству исполнения занимают высокие места.

Ялангтуш Бахадур похоронен в 12 км от Самарканда в Дагбите у ног своего духовного наставника. Здесь же похоронены его дочери. После смерти Бойбека мужского потомства Ялангтуш бахадура не осталось, поэтому согласно данным М. Е. Массона, строительство медресе на Регистане продолжала одна из его дочерей.

Отправлено из Mail.ru для Android

Ответить

Переслать

Предложить звонок