НОГАИ АСТРАХАНСКОГО ХАНСТВА

 

Без Нугайлар Мы Ногайцы

 

НОГАИ АСТРАХАНСКОГО ХАНСТВА

 

 

Часто приходиться слышать про юртовских ногаев, записанных татарами, что они “не ногаи, а астраханские татары, потомки Астраханского ханства”, ” нугаи и ногайцы это разные народы”, “вы были поддаными мангытским мурзам, подчинялись им, а они ханам” и прочие схожие фразы. Как будто в Астраханском ханстве жили не ногаи, а какой-то совсем другой народ))) Однако мы процитируем ведущего ногаеведа проф. В.В. Трепавлова чтоб показать , что в Астрахани жили свои местные ногаи и мангыты:
“каким образом были связаны восставшие ногаи со своими соплеменниками-мангытами Крымского и Астраханского юртов? Относительно крымских мангытов есть одна оговорка, встреченная нами в донесении посла И.Колычева (август 1523 г.): «Магмед Кирея царя и Богатыря царевича его ж мангыты и нагаи убили» (КК, д. 6, л. 3). Как видим, «его мангыты» и ногаи различаются автором, и мы можем догадываться (но не более), что какая-то солидарность между ними существовала.

Астрахань в Ногайской стране, немецкая гравюра 16 в.

Что касается мангытов Хаджи-Тархана, то в отдельных источниках гибель хана подается так: «И согласившеся во Астракани сущии нагаи, убиша царя и сына его проклятого» (Летописец 1853, с. 263; см. также: Вологодско-Пермская 1959, с. 312; Патриаршая 1904, с. 43). Жившие («сущие») в Астрахани ногаи — это, разумеется, не те, что явились с Мухаммед-Гиреем и Мамаем из Крыма; и не те, которых Агиш собрал по южнорусским степям; и не те, которые во главе с Саид-Ахмедом преследовали разбегавшихся казахов далеко на востоке. Речь идет скорее всего об их местных единоплеменниках. Некоторые крымские документы тоже приписывают расправу над ханом и калгой именно мангытам Хаджи-Тархана (Inalcik 1948, р. 357). А.Беннигсен и Ш.Лемерсье-Келькеже считают главой астраханского мангытского клана Тениш(Темеш)-мирзу — по некоторым данным, участника убийства Мухаммед-Гирея (Bennigsen, Lemercier-Quelquejay 1972, p. 334). Мне не встречались указания на столь высокий статус Тениша б. Джанкуввата б. Дин-Суфи б. Мансура б. Эдиге. Но когда в 1524 г. он прибыл в Крым, татарская аристократия встретила его враждебно и требовала покарать — именно за гибель хана (Сыроечковский 1940, с. 58; inalcik 1980а, р. 456). Значит, он действительно был причастен к астраханской катастрофе, а поскольку никаких родственных связей с заволжскими ногаями не имел, то должен быть отнесен к группе астраханских мангытов” Трепавлов В.В. История Ногайской Орды Казань 2016 С.152
Это значит и в Крыму и в Астрахани были СВОИ ногаи и мангыты, не из Ногайской орды.
Кроме того, напомним, что «Под этнонимом «ногай» в некоторых источниках объединялись степные тюрки Мангытского юрта, Крымского ханства и Большой Орды, и это слово имело гораздо более широкое применение, обозначая не только население Ногайской Орды» (Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды 2002» С.471) А значит ногаями было и население Астраханского ханства, которое является осколком Большой Орды и ее наследником!
#юрт_нугайлар #карагашногайлар
#ногайцы #Астрахань #татары

эмблема юртовско-ногайских активистов- потомков ногаев Астраханского ханства

Похожие статьи на тему

наука

Обнаружены соединения, препятствующие размножению SARS-CoV-2 в клетках эпителия легочных альвеолНАУКА из первых рук

Земля в процессе шестого вымирания. Как это отразится на человечествеHIGHTECH.FM

Состоялся второй в истории запуск тяжёлой ракеты «Ангара-А5»3DNEWS

Не пропустите новые публикацииБез Нугайлар Мы Ногайцы

Подписаться

история россии

история

россия

ногайцы

астрахань

2 нравится

2

 

 

 

 

 

Комментарии2

Хаштархан Ассов

8 часов

Отличная статья. Наконец то правда об юртовских ногаях начинает обретать свои очертания. По закону времени настала очередь юртовских ногаев, отбросив навязанные им внешние клички, вернуться к имени своих дедов и прадедов- ногай.

Ответить

2

Написать сообщение

Хаштархан Ассов

8 часов

👍👍👍👏👏👏

Ответить

1

Написать сообщение