Традиции и обычаи ногайцев

           Традиции и обычаи ногайцев

 

После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?

Первую часть, об истории и этногенезе ногайцев читайте статью тут >

 

Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. В результате сложной и драматической истории ногайцы оказались расселены на значительных территориях отдельными группами, которые не поддерживают связи между собой. В основном они проживают в России от Дагестана до Крыма, а за пределами России в треугольнике Узбекистан-Румыния-Турция.

1 из 3

Ногайка

Историческая территория расселения ногайцев — обширные пространства южно-русских степей, низовья Волги, предгорные районы Кавказа. В зависимости от места проживания ногайцы подразделяются на степных (караногайцы), астраханских, кубанских, крымских, терско-сулакских.

На Северном Кавказе и Причерноморье они обосновались в следующих районах:

  • Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 кубанских ногайцев;
  • селах Карамуржин и Кангли, а также Нефтекумском районе (ранее Ачикулакском) Ставропольского края: ЕмбойлуковцыЕтишкульцыЕдисанцы, Кумские;
  • В Минераловодском районе Ставропольского края: Кумские или Пятигорские;
  • северном Дагестане, Ногайском и Кизлярском районах Дагестана: КараногайцыТаркинцыЯксаевцыКостековскиеСулакские;
  • Шелковском районе Чечни;
  • В Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска.
  • В Астраханской области: КарагашиЮртовцыНогайцы-Кундрав
  • В Крыму: крымские ногайцы
  • В республике Калмыкия: Утары

На территории России ногайцы также проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Отдельные группы ногайцев живут в Турции, Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционные занятия – кочевое скотоводство, охота, рыболовство, отчасти земледелие, бахчеводство, домашние ремесла.

Ремесла и промыслы ногайцев

Домашние ремесла и промыслы: обработка кожи, шерсти, овчины, суконное и войлочное производство, кузнечное, ювелирное дело, аппликационная вышивка, золотое шитье.

Ногайцы, проживающие на севере Дагестана в Ногайской степи (караногайцы) – единственный из этносов Дагестана, имеющий кочевое прошлое и богатую культурную традицию, во многом отличную от горской. Традиционная культура ногайцев (костюм, жилище, ремесла, орнаментика) во многом схожа с культурой народов Средней Азии (казахами, киргизами, каракалпаками) и Поволжья (татарами, башкирами), с которыми ногайцы имеют общий этногенетический корень.

Основным занятием кочевников было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Кроме сапожного, дубильного и шорного дела, мужчины также занимались деревообделочным, столярно-плотничьим, кузнечно-слесарными и ювелирным ремеслами. Они сами делали из дерева необходимые в быту предметы, начиная от сельскохозяйственных орудий и кончая неприхотливой мебелью и посудой.

Ногайская юрта

Ногайская юрта — большая (терме) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.

Богатая юрта

Юрта типа терме была разборной, а типа отав – неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.

Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки – серым.

Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже – на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.

Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.

Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав. В отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, – более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде.

Кибитки отав были нескольких видов:

  1. походная, используемая пастухами на летовке;
  2. гостевая или для отдельных членов семей, размещавшаяся рядом с терме;
  3. свадебная –для новобрачных.

Наряду с отав для новобрачных необходимо отметить свадебную арбу куьйме. В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.

Внутреннее убранство юрты отличалось ограниченным количеством предметов мебели и быта, что связано со спецификой кочевого образа жизни.

Ногайские войлочны ковры

Высокохудожественная обработка войлока кочевых культур сохранилась еще со времен пазырыкской культуры.

Обработкой шерсти у ногайцев, в первую очередь,занимались женщины. Практически все ногайки умели валять войлок, который широко использовался не только в быту, но и в качестве стен натягивался на деревянный каркас переносного жилища кочевников — юрты.

1 из 3

Стены и полы юрты устилались войлочными коврами «кийизами». Характерной особенностью ногайских войлочных ковров был естественный неокрашенный цвет шерсти (черный, коричневый, белый) и вышивка контрастными шерстяными нитками традиционных орнаментов, состоящих из стилизованных зооморфных, орнитоморфных, растительных элементов, отражающих космогонические и эстетические представления кочевников-скотоводов. Орнамент с древнейших времен нес не только эстетическую, но и магическую функции, а также функцию этносоциального идентификатора, так как в нем могла присутствовать тамга рода.

1 из 4

Виды орнамента ногайцев

Из войлока также делали маленькие молитвенные коврики «намазлыки», сумки, одежду, головные уборы и обувь, войлочные чулки «уюки». Широко применялась в быту ногайцев аппликационная вышивка, которой украшали и войлочные изделия, и одежду.

Элемент убранства свадебной кибитки – бияла

Раньше у ногайцев бытовал ковер с техникой красочной аппликации, где на готовый войлок накладывался узор, вырезанный из сукна или хлопчатобумажной ткани разных цветов (красный, бордовый, жёлтый, зелёный, синий, белый и др.), тонко сваляного окрашенного войлока или кожи. Края аппликации оформлялись каймой из тонкого шнура, пришитого «в прикреп». Кийиз, исполненный в технике аппликации, носил название оюв кийиз (узорный войлок). Сегодня такие ковры практически не встречаются.

Национальная одежда ногайцев

Национальная одежда — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногайцев — элементы одежды древних кочевников.

Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.

Зооморфный орнамент ногайцев

Ногайцы также ткали сукно («шуга»), которое по качеству было ниже горского, но широко использовалось на верхнюю мужскую одежду. Ногайский мужской костюм в целом имел много общего с одеждой других северокавказских народов, но имел свои локальные отличия, связанные с влиянием культуры кочевых народов Средней Азии и Поволжья. Так мужской бешмет и даже черкеска часто носились нараспашку по типу среднеазиатского халата. Из овечьего меха шили шубы («тон»), папахи («боьрк») и нагольные штаны («саксыр»). Из каракулевой смушки шили шапки-кубанки («кобанбоьрк»). Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк, а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк.

У причерноморских ногайцев были зафиксированы «три головных убора:

  • ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».
  • аьдетли боьрк – обрядовая шапка
  • кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».

Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау. Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Ногайский кочевник был вооружён:

  • луком (яй) со стрелами (ок),
  • мечом (кылыш),
  • боевым топором (балта)
  • копьём  (суьнъгинайза).
  • имелись красиво отделанный колчан (кылшан) для стрел,
  • шлем (тувлыга),
  • украшенный орнаментом саадак(ног. саадак) – футляр для боевого лука.

1 из 2

Костюм с не просто тюбитейкой – см. второе фото, вид сзади

Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В своей основе женский костюм, однотипный для всех регионов проживания ногайцев, тем не менее, имел и локальные особенности.

1 из 3

Нашивки на костюм с серебряными украшениями

Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет (къаптал), сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.

1 из 3

Меховая дагестанская шапка («кундыз-боьрк»), но втором фото – полный костюм

Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов.украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.

Карачаевская ногайка

Разнообразны были женские головные уборы. В Дагестане только ногайки носили меховые шапки («кундыз-боьрк») и тюбетейки («тахьия»), особую обувь на ходульных колодках «тавылдырык». Впрочем, обувь на колодках существовала также и у кумыков.

Рогатая шапка караногайцев

Другой вид свадебной шапочки, бытовавший у караногайцев, это «теке боьрк» – козлиная шапка. Это шапочка в виде усеченного конуса, высотой 50-60 см, ее каркас изготавливали из древесной коры или специально обработанной козлиной кожи, затем его обтягивали бархатом. Декор верхней части такой шапочки состоял из аппликативных нашивок в виде стилизованного изображения роговидных завитков, а нижнюю часть украшали нашивками из серебряных накладок, монет, цепочек, драгоценных камней. Данная шапка очень напоминает шапки древних сакских племен, подобные шапки сохранились у башкир, каракалпаков и других народов.

О рогатых шапках женщин мира читайте тут >

В СССР очень тревожились по поводу существования кочевого народа на Кавказе и всеми силами старались сделать их оседлыми, в результате чего с 30-х годов XX века культура ногайцев во многом изменилась. Но элементы традиционной культуры до сих пор сохранились в их быту, костюме, свадебных традициях.

Доисламские верования ногайцев

Ногайский народ имеет сложный этногенез, в котором участвовали кыпчаки, половцы, мангуты, булгары, туркмены и др. древние тюркские племена. В Ногайской Орде с XVI в. века ислам был государственной религией, но при этом сохранялось множество пережитков архаических верований.

Ислам впервые в Золотой Орде был принят ханом Берке (1257 — 1266), а широко стал распространяться среди кочевников Дешт-и Кипчака в первой половине XIV в., в эпоху золотоордынского хана Узбека (ок. 1283 — 1341).

Однако, доисламские верования глубоко укоренились в мирровозрении ногайцев. Ногайскому языку и фольклору знакомы древние обозначения верховного божества тенгрианства — Кудай и Тенгри.

Пандемониум ногайцев включает различных духов: йин, шайтан, сарыгыз, деюв, албаслы, аздага, пари. Главное место среди них отводится духу «йин» (джин по-арабски). В представлении народа он небольшого роста, похож на человека, чаще встречается в облике женщины, очень редко мужчины. Духи живут группами, имеют свои кочевья, ночью переходят с места на место. Во время их передвижения нельзя пересекать им дорогу, ибо духи могут рассердиться и нанести увечье нарушителю. Места обитания духов – безлюдные степи, пустыри, заброшенные дома, карьеры, свалки. Лица, нарушившие покой джинов, могут подвергаться их мести: у них отнимается язык, искривляется рот, появляется хромота. Про таких людей говорят «йин соккан» (ударил дух).

В советское время этнологи опрашивали жителей на предмет этих духов, и получили ответ, что ногайцы будто издали в степи видели кочевье ийнов. Кони у них белые.

Об одном случае рассказали степные ногайцы. Некто Боранбай возвращался домой из другого аула. В степи он встретил неизвестный кочевой аул с красивыми белыми юртами (терме). Навстречу Боранбаю вышли молодые люди, помогли спешиться, ввели в юрту. Здесь сидела невеста, играли музыканты, веселившие ее и окружающих. Перед Боранбаем положили куски вареной баранины. Как только Боранбай сказал традиционное «бисмилла», все вокруг исчезло, а он осознал, что сидит на корточках, в одной руке держит поводок коня, в другой — сухой коровий помет.

В народе широко было распространено мнение, что «йин» нападает на человека, когда он спит. Подобравшись к нему, дух наваливается на него и душит.

Духи живут на пустырях, в безлюдных степях, в старых заброшенных домах и прочих строениях, в саманных карьерах, местах выброса золы, мусора. Поэтому ногайцев с детства приучали не ходить в заброшенные места, особенно вечером. До сих пор некоторые старики верят, что духи невидимы лишь благодаря своим папахам.

Рассказы о том, что духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины, распространены среди ногайцев. По традиционным воззрениям, духи-девицы могут вступать в интимную связь с мужчинами. Старики также рассказывали, что в старину якобы были женщины, родившие от духов.

У ногайцев, как и других народов существовал дух обыр (упырь) — это душа умершего злого человека, показывающаяся в виде кошки, поэтому если кто- нибудь умирал, то в ауле всех кошек запирали.

Еще один распространенный демонический образ в верованиях ногайцев — албаслы. Этот дух известен широкому кругу народов — от Алтая до Кавказа и Поволжья. Демон албаслы у ногайцев, как и у других народов, представляется женщиной с длинными волосами, отвислыми грудями, которые она, убегая, закидывает за спину. По рассказам информаторов, албаслы любит купаться в реке. По словам пожилой женщины из аула Кызыл-Юрт, она встретила албаслы утром, когда ходила за водой. Словом «албаслы» ногайцы ругают сварливых женщин.

Как ни странно, у ногайцев имеется ряд персонажей, встречающихся и в русских сказках. Например, в ногайском пандемониуме есть дракон аздага, похожего на русского змея-горыныча. В одних поверьях он трехглав, в других — имеет семь огнедышащих голов, туловище змея, длиной в несколько сотен метров. Чудовище может перекрыть большую реку и оставить живущих у реки людей без воды. Дракон, как правило, за возвращение воды требует, чтобы ему в жертву была принесена восемнадцатилетняя девушка. Другим драконом в верованиях ногайцев выступает сазаган. Демон обычно появляется на небе среди туч весной и летом перед дождем.

1 из 2

Ногайка

В традиционной демонологии ногайцев значительное место занимают духи-хозяева — ие. Это сув иеси — хозяин воды, сув анасы — мать воды, уьй иеси-— хозяин дома, ер иеси — хозяин земли, коьк иеси — хозяин неба. По поверьям, хозяин воды чаще заговаривает с пришедшими за водой понравившимися ему женщинами и старается увести их в свое царство, этот эпизод также встречается в русских сказках.

С похоронными обрядами у ногайцев связаны обычаи, которые практикуют соседние народы: кумыки и калмыки, несмотря на то что вера у них разная. Это говорит о том, что данные верования были распространены еще в глубокой древности и, по всей видимости, связаны с зороастризмом.

По представлениям ногайцев, душа покойника незримо присутствует в делах родственников, помогает в их добрых начинаниях, а в некоторых исключительных случаях вредит людям. Чтобы умилостивить «душу» покойника, служители религии призывают в определенные дни в частности, в четверг, готовить пищу, угощать людей. Интересно отметить, что в селении Кубачи, где до 15 века бытовал зороастризм, четверг считается выходным днем.

Например, ночью рядом с покойником остаются близкие родственники. Сорок ночей в комнате, где лежал покойник, обязательно должен гореть свет. В доме покойника в течение семи дней не должны готовить пищу.

Художественное творчество

Знакомьтесь с эпическим творчеством ногайского художника, Койлакаева Алибека Баймуратовича. Алибек родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан.

В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.

1 из 9

После учебы вернулся в родное село, где делился своим опытом, рассказывал о творчестве, давал детям мастер-классы, также устраивал интересные выставки

Ногайская музыка

Раньше у ногайцев существовал старинный музыкальный инструмент — кобыз. Похожий инструмент был у многих кочевых народов. В настощее время он исчез, его заменили на ногайскую домбры с большим грифом. Как выглядел этот инструмент, видно на фото ниже.

В настоящее время Арсланбек Султанбеков – единственный ногайский певец и музыкант, который сохранил чистый ногайский этноса. Арсланбек также участвует в съемках турецких сериалов на историческую тему.

Что касается ногайского танца с традиционной музыкой, то, по всей видимости, он не сохранился. Все что удалось найти — это танцы на мотив лезгинки, которую ногайцы перенаяли у кавказских народов.

Первую часть, об истории и этногенезе ногайцев читайте статью тут >

Не пропустите новые публикацииЭтноmixПодписаться

народы кавказа

традиции и обычаи народов

еще 3

639 нравится

158

 

 

 

 

 

РЕКЛАМА

Комментарии158

По популярности

Не удалось отправить сообщение

😬

👏

😮

Войдите, чтобы комментировать статью

Гавриленко Михаил

11 дней

Те, кого в Великой степи расположенной ныне на Украине называли степными татарами реально были ногайцами. В отличие от самого Крыма где татары это смесь греков, готов, черкесов, ногайцев. Запорожские казаки вернее черкасы жили бок о бок с ногайцами сотни лет. Для запорожца было обязательным знание ногайского языка. Даже в походах запорожцев поддерживала ногайская конница…

Ответить

 

129

Написать сообщение

8 ответов

Гримальди

11 дней

Какие у них красивые женщины!!! У меня жена тоже ногайка.)))

Ответить

 

80

Написать сообщение

17 ответов

Нур Бериш

11 дней

Из всех тюркоязычных народов казахам ближе всех доблестные Улы Ногаи, кто сейчас их потомки?

Наверно язык их потомков твкже схож с казахским.

К сожалению из-за междоусобицы потомков двух братьев Ногайский юрт не смог сохранить свое единство, в этом вся беда.

Ответить

65