Императрица Бортэ, жена Чингизхана

 

Ника Марш

6494 подписчика

Подписаться

Императрица Бортэ, жена Чингизхана

11 апреля

9,2 тыс. дочитываний

4 мин.

10 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

9,2 тыс. дочитываний, 90%. Пользователи, дочитавшие до конца.

4 мин. Среднее время дочитывания публикации.

…Отец с тревогой смотрел вслед удаляющимся повозкам. Конечно, много лет назад он благословил этот союз, но тогда Тэмуджин был сыном могущественного предводителя монголов. А теперь это полунищий бродяга! Нет, не следовало отдавать за него свою красавицу-дочь. Рассуждая так, Дай-сэчен не знал, что «бродяга» вскоре станет одним из самых известных воинов в истории, а его дочь – матерью четырех великих династий.

 

Есугай-багатур начал подыскивать невесту для сына, когда тому исполнилось 10 лет. Решили, что будет правильнее отправиться к кочевым племенам, из которых происходила мать мальчика. Да не сложилось: по дороге остановились в шатре давнего приятеля предводителя монголов, и увидев Бортэ, мальчик-наследник категорически отказался ехать дальше.

Посмеявшись, родители ударил по рукам. Почему бы нет? Хорошенькая, темноглазая Бортэ, пусть и была на год старше мальчика Тэмуджина, ничем не уступала красавицам племени олхонут, где предполагали искать невесту. Там же, в шатре Дай-сечэна, обговорили условия: наследник останется у тестя, знакомиться с родней. Было это в 1165 году.

Все планы разрушились в один миг: Есугай-багатур, казавшийся таким могущественным и сильным, внезапно скончался. Говорили, что хана отравили татары, и мальчику Тэмуджину пришлось оставить гостеприимный дом будущего тестя, чтобы вступить в права наследника.

Почти десять лет Бортэ не видела Тэмуджина. От своего отца она знала, что он вступил в жестокую борьбу за власть, был предан, попал в плен, что из огромного родительского наследия осталась у него горстка преданых людей, да небогатое имущество. Потому-то Дай-сечэн и предложил дочери поискать для нее другого мужа, но Бортэ категорически отказалась. А потом и Тэмуджин пожаловал – за невестой.

Свадьбу сыграли спустя месяц, а затем молодые уехали. Отец провожал их с тяжелым сердцем. И оказался прав: прошло лето и случилось горе. На лагерь Тэмуджина напало племя меркитов, и хотя Бортэ постарались увезти подальше, она все равно попала в плен. Грабители-меркиты просто собирались поживиться, а тут такая удача – жена молодого предводителя! Конечно, они потребовали выкуп.

Однако Тэмуджин справился и без золота – воспользовался удачным моментом и отбил Бортэ назад. А когда выяснилось, что девушка беременна, громко объявил каждому: это его ребенок, и если он только услышит гнусные сплетни о меркитском происхождении дитя, то такому распространителю клеветы не поздоровится. Бортэ заплакала от радости, она опасалась, что муж прогонит ее. Но все вышло иначе, и когда родился Джучи, гордый Тэмуджин объявил его своим первенцем и наследником. Надо сказать, что ни в тот момент, ни позже, никто и никогда не смел говорить дурное о Джучи.

Тэмуджин медленно, но верно наращивал свое влияние. Успешные набеги на соседей, дипломатия, слухи о его силе и могуществе – все это постепенно прибавляло ему сторонников. В 1186 году он создал свой первый, пусть и небольшой, улус – нечто вроде аула, стойбища. Бортэ теперь распоряжалась не только в своем шатре, она, признанная жена, стала хозяйкой над всеми в отсутствие мужа. Ее положение еще больше укрепилось, ведь она родила еще двух сыновей. И вот тогда-то противники Тэмуджина решили нанести удар.

Была распространена сплетня, словно Бортэ, пока ее супруг воюет, сблизилась с его младшим братом Хасаром. Однако вернувшийся из похода Тэмуджин снова вступился за честь супруги. Клеветников наказали.

В стане Тэмуджина было уже почти 30 тысяч одних только воинов. На большом курултае, созванном десятью годами позже, он получил свой первый титул – Джаутхури. Военные победы Тэмуджина заставили говорить о нем далеко за пределами родных степей. Он выигрывал одно сражение за другим, и даже стрелы врагов не брали его – не единожды раненый, он всегда восставал, словно Феникс. В 1206 году курултай признал за ним право на владычество над всеми племенами. Тэмуджин стал ханом, и принял имя Чингиз.

Бортэ превратилась в богатую женщину – из каждого похода Чингизхан привозил для нее щедрые дары. Он же одаривал супругу землями, у Бортэ были собственные подданные и даже целая армия для защиты. Теперь она могла не опасаться нападения врагов. Авторитет Бортэ был непререкаем, даже когда у хана появились новые жены.

Девять детей, которых она ему родила, множество забот и тревог, конечно, не могли не сказаться на внешности Бортэ. И Чингизхан начал окружать себя другими красавицами. Одна из них, Есуй, татарка по происхождению, попыталась оттеснить первую супругу и потребовать от хана, чтобы тот признал наследником ее сына. Это так разгневало Чингизхана, что он приказал наложнице убираться вон. На первом месте была Бортэ, ее четыре сына и пять дочерей. Затем – все остальные.

Бортэ умерла около 1230 года. Тридцатью пятью годами позже, ее внук, ставший китайским императором, издал специальный указ – присвоить Бортэ посмертный титул императрицы. Так высоко он оценил доброту, заботу и преданность жены Чингизхана.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!

И не забывайте про Лайки – это дает стимул автору писать больше, и помогает развитию канала!

Яндекс.Директ

история

средневековье

история средних веков

правители мира

семейные отношения

монголы

императоры

наука

короли