«О  Буга тур Шойгу» Современный тувинский эпос о богатыре Шойгу

Международный Фонд Исследования Тенгри

Научное исследование тенгрианства – открытого мировоззрения народов Евразии

 

Современный тувинский эпос о богатыре Шойгу

27 сентября 2012, 06:36 | Просмотров: 30 416

История возникновение эпоса

От друзей из Чукотки, я узнал, что  за личный вклад  в дело сохранения и развития  коренного малочисленного народа – чукчей, они создают героический эпос  о  экс-губернаторе  Чукотки Романе Абрамовиче. По их словам, чукчи  были готовы вновь его избирать своим губернатором.

У нас в Туве, у малочисленного народа тувинцев и тоджинцев  тоже есть герой. Идея  эта родилась в кругу друзей в ТувГУ.  Идея написания богатырского эпоса  «О Сергее Кужугетовиче  Шойгу, спасателе Кам-кижи». Для этого много фактологической  информации в интернет-ресурсах. Эпическая традиция сложения  героических сказов о современниках прервана, нет эпосов о живущих и здравствующих наших героях, поэтому очень трудно писать  об их подвигах и делах, об его окружении.

В отличие от эпических героев прошлого,   во-первых,  мы С. К. Шойгу видим,  во-вторых, слышим,  в-третьих  читаем,  в-четвертых, можем потрогать и поговорить. Он – земной человек. В-пятых, он – действительно, герой тувинского и всех российских народов,  и многих других стран, где его отряды спасали людей.

Богатырский эпос «О  Буга тур Шойгу» –  это моя  лабораторная работа по реконструкцию всего того, что я сам смог понять и уяснить для себя. Для меня важно было сохранить эпические традиции преемственности, правдивости и историчности. Основой эпоса стали  тувинские героические эпосы, исторические легенды, сказки и тэнгрианская   философия древних тюрков и монголов. Профессор Абаев Н. В. провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, который принял христианскую веру. Его образ удачно вошел в героический эпос, об этом будет сказано отдельно.

Эпос «О  богатыре Шойгу»   

Слушайте  и запоминайте, узрите истину и правду моих слов,  передавайте  сыну, дочери и внукам  «О доспехах богатыре Шойгу»,  который родился между двумя драконами  в долине Хемчик,  у реки Хондергей.

Со времен сотворения мира тыва кижилер (тувинцы) жили между  спящими  Улу- драконами  в шести   долинах. В одной из этих долин проживало  племя Кужугет.

Они, как все люди  тывар тывалар, своей  силой (Кужу-биле)  и ловкостью добывали  диких животных, собирали  дикие растения, пили чистую воду, радовались жизни.

Однажды по велению зова предков их старейшина поднялся  на священную гору «Чингирлээн», принял позу для Харам  и провел ритуал Тейлээр поклонения Создателю (Чаякчы ). Он ничего не  жертвовал, священного огня не разводил.  Он просто молился, говорил: «Создатель,  я твой сын на земле «хос подум» (букв. “я пустой”) не обременяю тебя просьбами, благодарю тебя,  что живу на земле.  Когда мне холодно, не говорю холодно. Когда жарко мне,  не говорю тебе жарко. Создатель, чтоб согреть пищу,  вы дали дерево и уголь для огня.  Для утоления жажды – чистую  горную  воду.  В тайге обитают  дикие животные и растения, которые дают моему телу земную силу».

После девяти дней моления вождь спустился в долину и жена его после девяти лун  родила сына крепкого, кучерявого, с носом  как дикий лук.

После Той предки дали ему прозвище «сергек» (букв. “бодрый”). Он рос сильным, бодрым, шаловливым. Его характер был в его имени. Пил живительную воду горных ручейков, целебную воду аржаанов, вдыхал  в себя холодный Сай Улу  (букв. “северный Дух”)  и жаркий летний  южный  Танды-Уула.

Когда он вырос и окреп,  спустился  вниз по воде, словно рыба  мыйыт, получил он знания у старцев на берегу реки Эне-Сай, в  большой красной юрте. Стал он, после долгих лет учебы умным, сильным и могучим, как Буга (бык). Строил он в далеких землях заводы и дома, творил добро.

В народе шести долин и тайги  зашептали – “Родившийся в племени Кужугет парень по имени Сергек-Сергей творит  чудеса, внизу по течении реки Эне-Сай. Слава о нем растет с каждым прилетом драконов-Улу,  гром и молнии извещают о его делах тувинскому народу”.  “Вернется ли богатырь на  родную долину?”, – шептали в народе о защитнике рода, племени Кужугет. Курай – Курай – Курай.

Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла,  долетел по лучам утренней зари до херим (русс. забор, кремль)  и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.

Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле,  увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему  «хуурек» (букы. “лопата”),   словно меч богатыря в сказках и легендах.

Избранный  Небом,  потомок Синего волока   Эрцих   ни – Кол-Ай,   сын  Бору – волка (Борис ) – Главный  волк говорящий  с Луной (ай)  оставил позле себя бугатырей   «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали  в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Влад еющий и мир ом ( Делегей ээзи).

      Другого бугатура в народе звали  Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг  (Анатольевич ) из рода  Адыг (медведь),  потомок первочеловека.   И  сказали те бугатыри  Сергеку   «Ты спустился  к нам от Вечного Синего Неба –Тенгри, владеешь  волшебством неведомым для нас, у тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя, будешь –СПАСАТЕЛЕМ  (Амы-Тын алыры)  нашей земли,   от восхода  до заката  в образе Орла будешь облетать  матушку-землю, остерегать от беды, от медведя  до мышей. На море и океане и в реках спасать от кита до карася.

Его сила «КАМГАЛЫКЧЫ» простирается  везде, где свет Солнца и Луны достигают землю и моря.    Оберегать все живое на земле  – это его судьба,  дарованная Вечно Синим Небом – Тенгри. Для племени Кужугет он стал могущественным  спасателем: как орел,  взлетая высоко, от восхода до заката посещал верхний мир и земли от Севера до Юга облетал. В срединном мире, как бык  служил людям.  Как мышь успевал и заглядывал в страшный, подземный мир, узнавал про тайные дела  Эрлик-Хаана.

За свои заслуги перед  народом живущих под Вечно Синим Небом,  он отмечен славой  демдек Маадыр (герой) Буга дыр. Сакральные числа 1- 999 отметили его бессмертие.

Собрал вокруг себя богатырей, которые  едины духу и по делам праведным, народу истину просвещать. Во всех уголках земли от восхода до заката его сторонники сидят, поддерживают нить единого дыхания с ним под Вечно Синим Небом -Тенгри.

Тайна рождения Сергек-кижи – спасателя земли.

Общий предок Ада-Тюрков  Синий волк,  хозяин  земель, простирающих от восхода до заката, там, где вечно светят Солнце и Луна. Великий дух, Тын Синего  Волка  охраняет род племени Кужугет и  распространяется на все  народы живущих в  лесах и горах,  степях и пустынях, на берегу рек и морей.  Его  дух-Тын   как луч света объединяет его с  животными, растительным и водным миром, вселяя надежду быть- найденным, спасенным, оживленным, сохраненным.

Его  Богатырское  тело,  его родные, обрели доспехи Шой – чугун, не боятся ни жары, ни холода  и в народе про них говорят Шойгулуг  улус. Его волшебство- хулгаазын состоит из духа – Тын, Создателя Тенгри. Он бессмертен под  Вечно Синим Небом – Тенгри, пока живет племя Кужугет, живут и другие племена Тыва чон.

Я, потомок  рода  «Адыг-Тулуш», живущий испокон веков на берегу реки Улуг-Хем у скал Улуг-Хая  горы Буура -Даг и Танды-Уула  и священной горы Хайыракан, – земной свидетель под   Вечно Синим Небом и Духом  Синего Волка,  подтверждаю, что это правда. Я  сказку и легенду не сказывал, он живой и будет жить на земле пока одет в свои доспехи из чугуна (Шойгу)

       Адыг-Тулуш глаголет: «Слушайте свидетеля Синего волка. Когда его дед провел ритуал  Харам и Тейлер,  Создатель увидел,  что он, не разводил священный костер, и не брызгал арагу и не просил ничего от Создателя, несмотря на свои страдания за свой род-племя Кужугет.

Создатель дал родившему ребенку демдек – знак неба, темно-синее пятно ниже поясницы, частицу себя Вечного Синего Неба-Тенгри!

А отцу ребенка  Вечное Небо возвратил  память о предках,  его родовые корни берут начало от славных Уйгуров племени найман.

Кучутуг-Хаан,  сын Таян Хана, после исторической битвы у реки Иртыш на Алтайских землях  ушел от Чингине –Хаана  в страну Урянхай.

В местечке Кызыл–Даг в Бай-Тайге,   где покоится  прах  Буга туров  племени  найманов,  остался улус  Кучутуг хана,  хранитель могущественного очага  Таян-Хаана. С легкой душой он прославил себя как полководец, был Царем в Средней Азии.  Кучутуг Улус за 900 лет  в долине реки Хемчик  стал именоваться  как  племя Кужугет.

      Вот и эпосу конец, кто слушал  меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету  купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много  славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди  о нем.  А кто придет   на Великое камлание, тот очистится, будет храбрее, умнее, доблестнее. Вечное Синее Небо после девяти шагов вас приметит и лучами утренней зари отметит.  

   О  сакральном.               

С тех пор каждые 900 лет рождаются великие Бугатуры и события на земле. Тувинские «Камгалакчы» (шаманы) Небесного происхождения общества  «Адыг-Ээрен»  проводят с прошлого года  ( август 2011г.)  Великое камлание девяти ритуальных костров. Девять  Кам-кижи из девяти кожуунов во время ритуала встречи первых солнечных лучей  «Эртенги –Хун»  в образе небесного Орла  делают «Девиг» – первые девять шагов, начало начал, посвящая его предкам  – Буга турам.

Камлание проводится, для того чтобы  духи  предков воинов  не проникли в душу слабых, пьяных и больных. Первые лучи утренней зари пронзают наши тела, очищают Тын, делая его чистым в делах, как небо светлым, желание  и помыслы народа как солнце теплыми, терпение и страсть холодными как луна.

Этот обряд проводится  и в августе в день животноводов  в честь Тувинского народа, в честь вождей – древних Ада Тюрков и сынов  Синего Волка   и  Правителей Тувинского народа. Оршээ Хайыракан ! Не буду  творить плохое народу,  Небу  и Матери земле – пусть меня покарает Создатель,  а Эрлик- Хаан заберет к себе.   Оршээ ! Оршээ! Оршээ, моя тайга Танды –Уулам, Сайлыг –Улу, Улуг-Хемим.

 Под Вечно Синим Небом –Тенгри все равны. Небо дает права человеку – быть избранным!

Айбек Соскал,
Республика Тува,  г. Кызыл

 

Комментарий сакральным терминам тувинского языка,  с которыми автору было легче объяснять, строить текст на русском языке и используемых в эпосе и других моих лабораторных экспериментальных  работах, для внедрения в современную практическую культурологию:

Амы –тын алыры- спасатель. Орус-тыва словарь   стр.241 1988г. Д.А. Монгуш.
Буга тыр, тур. – стоящий бык (тур-стой, стоять). Бык, сравнительный образ человека для  определения силы, стойкости, могущества. В русском языке звучит как богатырь.
Тей – Пик. Острый пик скалы, подниматься туда трудно, только Те – Козерог, который может подняться и коснуться небес.
Тейлээр – молиться, человек должен подняться  на холм  обратится к Вечно Синему Небу, при этом он сам становится образом Тей- пика.
Харам чер – холм, удобная возвышенность для просмотра долины в бытовых,  военных целях и ритуальных –  поклонения  Создателю.
Девиг – танец орла, образное обращение к Создателю, также вызов соперника на честную схватку.
Чаякчы – Создатель,  Небо – Отец. Все что делается Создателем –  вечная основа Духа-Тын.
Чер-Ием – Земля-Мать, все рождается и творится на земле.
Шой – Чугун.  Шойгулуг кижи – человек в чугунных доспехах.   Богатырский образ применен для объяснения, чтобы он в доспехах из чугуна не мог улететь как драконы в великую пустоту  вселенной (октаргай), потому, что его дух – Тын, наравне с духами драконов. Поэтому в земной жизни его необходимо одевать тяжелые. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и  Н. Ю. .Шведова стр. 888  4 изд. 1997  г.
Оршээ – прости, просьба перед Создателем о прощении грехов.
Хайыракан – медведь, тотемное  животное тувинцев и многих таежных кочевых народов Евразии,  иносказательное.
Той – праздник, собрание рода-племени или друзей в честь – рождения, свадьбы, похорон.
Кок–бору – Синий волк – тотемное животное, прародитель древних Ада -Тюрков.
Богатырский образ Бору-Борис применен для обозначения величия первого Президента России Бориса Ельцина. Расшифровка имени Кол–Ай., обозначает Кол – главный, первый, вожак, вождь. Ай – означает Луна. Смысл – главный вожак стаи,  имеющий право обращаться  к  Луне – хозяйке тьмы.
Улу – Дракон. Тувинский вариант реконструкции этого концепт автором Ай-бек Соскалом см.  в интернете – Легенда «О сотворении мира».
Кратко, Улу – это живительный выдох Создателя  между небом и землей. Вначале оно было единое целое. Но распалось об пику скалы  на четыре части и стало четырьмя драконами. «Кы ыш» «Час» «Чай» «Кус». Драконы бессмертны: это дух-тын (облако) заполняняет весь животный и растительный,  водный мир на земле. Ползающее передвижение драконов называется Чыл (чылар, чылан – букв. “змея” ” ползать”).
Сай – Уула – Саяны, горы Саяны.
Камаглакчы – спасатель, охраняющий  род и племя. Коротко и уважительно Кам –кижи. Его действия дунгурлээр (бкув. бить колотушкой об бубен).
Кам, (Хам) – тувинско-сибирский вариант (шаман – дальневосточный). См. труды профессора Абаев Н.В. Тув. ГУ.
Мен,- родимое пятно. Темное синее пятно у новорожденных на пояснице и ягодицах ребенка. (в народе -монгольское пятно).
Кужугет- Кужтуг-сильный, кужуген – полевая мышь . Кужу ке(т)дергей – очень сильный сокр. Кужук(г)ет.
Кучулуг, Кучутуг – 
сильный и великий государь, Чингисиада «Сокровенное сказание монголов» 2009 г. Рашид –ад-дин. Сборник летописей г. Улан-Удэ.  стр. 182
Эпос – Повествовательный  род литературы (в отличии от драмы и лирики).  Произведения народного творчество – героические сказания, песни. Народный героический эпос. Богатырский эпос. Э. жанр. Э. стиль. Стр. 912. Толковый словарь Русского языка . С .И. Ожегов. и  Н. Ю.  Шведова.  4-е издание Москва 2003 год.

Посмотрите еще другие публикации:

Метки: Богатырский эпосГероический эпосМедведев Д.А.племя КужугетПутин В.В.ритуал девигтенгриТенгрианствотоджинцыТуватувинцыШойгу Сергей КужугетовичШойгулуг кижи

Комментарии запрещены  |  Permalink

11 комментариев

  1. Nikolai:

8 октября 2012 в 19:29

Тэнгрианский героический эпос действительно настолько эзотеричен, что в нем можно найти все. Но не надо искать в нем политических деклараций и мотивов. Он подобен суфийским притчам или дзэнским коанам и мондо – парадоксальным диалогам и загадкам. Внешне кажется народной сказкой с примитивной схемой, но надо смотреть в контексте всей народной традиции, которая столь же метафизична, сколь и энигматична, в том числе в контексте других реконструкций того же автора. Главное – Айбек адекватно отразил героический дух тэнгрианства, а насколько аутентична его реконструкция – пусть судит Вечное Синее Небо…

  1. Теги недели: видео Тимошенко, слоган Олимпиады-2014, эпос о Шойгу | No Words – Украинский Новостной портал. Новости.:

2 октября 2012 в 20:31

[…] в чугунных доспехах”. Креативно изложена в эпосе и новейшая история России. Выглядит это так: избранный […]

  1. KHARALAAN:

2 октября 2012 в 12:31

“Буга тыр, тур. – стоящий бык (тур-стой, стоять). Бык, сравнительный образ человека для определения силы, стойкости, могущества. В русском языке звучит как богатырь.”
М.Задорнов: “Богатырь – от слова Бога тырить”

  1. Лена Федорова:

1 октября 2012 в 18:00

В любой традиции эпический герой является культурным героем, который устанавливает порядок в хаосе. Порядок божественный, подобный организованному космическому, в среднем мире людей на земле.
В этом смысле С. К. Шойгу является действительно эпическим богатырем, защитником срединной земли, наводящим порядок после хаоса, будь он природного, техногенного происхождения, будь оно итогом обыкновенного человеческого хозяйственного разгильдяйства. Современная система МЧС – это прототип будущей воинской организации, армии человечества. Военные, армии, люди будут не воевать друг с другом, а будут сообща наводить порядок после катаклизмов на земле и даже в космосе.

  1. владимир:

1 октября 2012 в 1:10

Уважаемые тувинские коллеги, рекомендую Вам поинтересоваться сходным творческим опытом: много лет назад великий казахский акын Джамбул Джабаев написал “Песнь о батыре Ежове”. Очень надеюсь, что судьба Сергея Кужугетовича сложится счастливее, чем судьба Николая Ежова.