Кипчаки (кыпчаки). Кто они?

 

23 марта, 18:33

Добавить категорию письма

Автор Абдижапар Абдакимов
Источник: http://www.kypshak.kz/35-kipchaki/1-kipchaki-kypchaki-kto-oni

 

Кипчаки (кыпчаки). Кто они?

 

В VIII веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Востоке – кипчаками, в Центральной Европе – команами, а на Руси – половцами. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-команов-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь (Дешт-и Кипчак). Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759). Персидский аристократ ибн Хордадбек в «Книге путей и провинций», написанной 846-847 годах, приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последующей этнической истории Великой степи.

В VIII-X веках преобладание кимаков и кипчаков сначала на нынешнем Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале XI века и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселения.

      В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племён:
– алтайско-сибирская;
– казахстанско-приуральская (включая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу);
– подонская (включая предкавказскую подгруппу);
– днепровская (включая крымскую подгруппу);
– дунайская (включая балканскую подгруппу).


Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племён. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В X веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ. Нам известно высказывание Л.Н. Гумилёва о том, что в XI веке тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историческую арену вступают кипчаки.

 

Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев: «На Западе – Сыр-Дарья, на Востоке – Иртыш, на Юге – Жетысу (Семиречье), на Севере – Итиль (Волга). Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешт-и Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племён. Персидский поэт, путешественник, миссионер Насири Хосров в 1045 году первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля Дешт-и Кипчак. Прошло половина столетия, и причерноморские степи стали Полем половецким русских летописей, а в начале XIV века персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков.


В XII веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 году до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племён. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары – «жёлтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 году кипчаки, достигли Малой Азии, завоевав город Анатоли. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушёл за Дунай называли кунами, но одновременно появилось другое их название команы.

Ныне в Венгрии проживают около 250 000 кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и других местностей в IX-XIII веках. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Бату под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные – Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя к потомкам Великих кипчаков).

Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и другие. Немаловажным фактом является и то, что венгерский учёный специально акцентирует внимание на то, что кипчак – это не название какого-то одного отдельного рода. Кипчак, это название объединения племён, которые вошли в состав государства Дешт-и Кипчак. Великий казахский поэт Магжан Жумабаев в своём произведении «Пламя» пишет о том, что после гуннов Альпийские и Балканские горы достигли кипчаки. Как доказывает известный историк Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в это племенное объединение, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племён, входивших в Кипчакский союз.
***
В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает, что данное понимание недостаточно глубоким и объёмным. Он придерживается мнения, что в XI-XII веках формировался кипчакский этнос. Основой этому, по мысли академика, может служить единая территория расселения, развивающиеся этой территории другие тюркские племена, их общий язык, сформированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия – всё это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы.

Тем не менее проблема происхождения казахского этноса изучена ещё недостаточно, многие стороны этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. Очевидно, что факт сложения казахского народа не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана – от тюрок, тюргешей, карлуков, усуней, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, кереитов и других, ставших этническими компонентами казахов.
***
Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в XI веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К XII веку у них начинают выделяться кузнецы, меховщики, сапожники, седельники, лучники, портные. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки у рек или гор. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники – каменные балбалы. В XI веке находились на стадии разложения первобытного строя. У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом.

Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. Войско состояло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось мобильностью. Нередко в сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году русские впервые столкнулись с половцами, которые многократно нападали на их земли, нанося тяжёлые поражения войскам князей (1068, 1092, 1093, 1096). Половцы совершили походы на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 году они помогли византийскому императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине реки Гебр. В начале XII века киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116).

В результате этих походов в Подонье осталась кочевать только орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тыс. подданных ушёл на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, который использовал их в борьбе против сельджуков. Поход половцев на Волжско-Камскую Булгарию (1117) успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вновь консолидируются на Дону. Многие русские князья женились на знатных половчанках, поселяли половцев в пределах Руси и использовали их как союзников. В 1170-1180 годах натиск половцев на Русь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали их военную мощь. В 1223 году половцы были дважды разгромлены монголами – на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где они выступили союзниками русских князей.


Автор Абдижапар Абдакимов
Источник: http://www.kypshak.kz/35-kipchaki/1-kipchaki-kypchaki-kto-oni