Kaiyr Khan (approximately 1165-1220)

Kaiyr Khan (approximately 1165-1220)

Kaiyr Khan – a native of Kipchak tribe, a contemporary of Genghis Khan, the ruler and defender of the Otrar city. Under his rule Otrar became a major commercial, scientific and cultural center of Central Asia and Kazakhstan. Thanks to him, there was the second in the world by number of books library. Genghis Khan, who having subordinated Asia Minor, long time dreamed to take under the power Central Asia, which was governed by Khwarazm Sha…

Читать дальше

Kaiyr хан (приблизительно 1165-1220)
      Kaiyr хан – уроженец кипчак племени, современный из-Хан, правитель и защитник в города. Под его правлением отрар стал крупным коммерческим, научным и культурным центром Центральной Азии и Казахстана. Благодаря ему была вторая в мире по количеству книг библиотеки. Чингиз-Хан, который был подчинении Малой Азии, долгое время мечтал взять под власть центральную Азию, которой в то время управлял khwarazm шах Мухаммад. У него была очень большая армия, состоящая из 400 тысяч человек. Армия Чингиз насчитывала 200 тысяч человек. Поэтому чингиз-Хан послал ему подарки на 500 верблюдов. Он также отправил письмо через посла, где предложил дружбу к и назвал его “Любимый сын”. последний обидел Мухаммад. Тем не менее, он послал ответный караван с подарками.

Жители отрар построили подземные дороги протяженностью 30 км и крепость вокруг города. В районах pyshaktobe, kyshtobe, koksarai они производят оружие. По соображениям безопасности в город были допущены только торговцы, ювелирные изделия, мастера с готовой продукцией. После переговоров между Чингиз-ханом и в шах Мухаммад был прибыл торговый караван из каракорум в отрар, который состоял из 500 верблюдов и 450 человек. Kaiyr хан, боясь, что среди дилеров были шпионы чингиз, разграбили караван. Это спровоцировало войну между двумя государствами. “гости” достигли своей цели в течение трех дней. Посол несколько раз с высокими словами попросил kaiyr хана принять его с уважением. После оскорблений посла Монголии kaiyr хан сказал свои предположения о своем караван и предложил показать в купец “товары”.


В ответ на следующие оскорбления, которые были рассмотрены kaiyr ханом, он убил посла Монголии. Kaiyr Хан приказал проверить товары “гостей”, и если что-то случится, окружить остальных и убить их. 449 человек были убиты. Только один может выжить. Они отрезали ему уши и отпустили, чтобы он мог рассказать об этом инциденте. Через какое-то время Мухаммед получил письмо от Чингиз-хана, где он написал об этом инциденте. Чингиз попросил его привести виновного. В случае unfulfillment он начнет войну. Мухаммад не серьезно принял эту угрозу и решил, что kaiyr хан сможет справиться с армией Чингиз-хана. В сентябре 1219 года армия, состоящая из 150 тысяч человек, приблизился к отрар. Командиры армии чингиз kha: чагатайский, ugedey, subedey, zhebe, tonyshar – окружили отрар.

Kaiyr т хан с 50-тысячами армией защитил его. Он не открыл городской ошейник. Более двух месяцев граждане отрар были защищены от врагов – Чингиз Хан решил не держать всю армию вокруг отрар, и направить часть в соседние города, то есть монголы вели войну в нескольких точках. Вскоре забрал Самарканд и бухара. Подземный переход к воде был показал ilí и к, которые остались на принять. Враги слышали об этом и заблокировали его. Через некоторое время все запасы продовольствия были заканчиваются, и начался голод. Karadzhi kazhyp, один из вождей армии отрар, который не смог выдержать нищету, прогнозирования последствия войны, пришел на сторону монголы со своей командой (10 тысяч человек). И Мухаммед, у которого была 400 тысяч армии, не спеши помогать гражданам отрар. Согласно некоторым источникам, он послал всего 10 тысяч человек.


После пяти месяцев осады города Kaiyr хан имел армию в 20 тысяч человек. Оппозиция продолжалась около 7 месяцев, дети, старые мужчины, женщины участвовали в героические защите города, бросать дом из крепости. Город умер около 2 месяцев. Враги набор его. Все жители были убиты. Только после того, как все защитники крепости были потеряны, в феврале 1220 года kaiyr хан был взят в плен. Чингиз приказал доставить kaiyr живым ему. Когда kaiyr хан был пойман ilí и ugedey, они действовали по просьбе kaiyr и казнили приговор karadzhi kazhyp: обезглавлен предателя. Kaiyr хан был доставлен в бухара к Чингиз Хану. Когда Чингиз Хан спросил: ” Вы убили моего посла?”-он ответил, что его посол не содействия дружбу государств и спровоцировал войну. И этот хан монголы – горе для многих стран. И его душа, кровь кровью, не примет ни землю, ни голубой тенгри – небо. И его кости будут изглоданными только червями.
Чингиз-хан с собственной рукой вылил расплавленная серебро в рот и уши. Итак, в 1220 году губернатор отрар – kaiyr хан был убит в Бухара.

 

 

 

В первом номере журнала «Кочевники Великой степи»:
Сульде (монг. сүлд – «дух», «жизненная сила», «знамя») – в мифологических представлениях монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила.

Мифология
Считалось, что сульде правителя является духом-хранителем народа и воплощается в знамени (монг. туг). Поэтому и само знамя правителя становилось объектом культа, а слова сүлд и туг – синонимами. В военное время для поднятия духа армии знамёнам-сульде приносились кровавые жертвы, иногда человеческие. Особое место занимал культ военного духа-сульде Чингисхана, являвшийся составной частью культа самого Чингиса, учреждённого его внуком Хубилай-кааном. Почитанием пользовались знамёна Чингисхана Хар сүлд («чёрное сульде») и Цагаан сүлд («белое сульде»).
Предполагается, что Чёрное сульде и Белое сульде – вымышленные имена реальных приближённых Чингисхана.

Белое знамя состояло из девяти частей: главное знамя водружалось в центре, вокруг него с четырёх сторон – восемь малых. При знамени состояло девять знаменосцев. Всё его устройство было связано с символикой священного у монголов числа 9. Белое знамя изготавливалось из грив белых жеребцов, чёрное – из грив вороных жеребцов. К острию копья, игравшего роль древка, гривы привязывались длинными кистями. Для знамён были устроены святилища, разработан ритуал жертвоприношений.
Почитались знамёна-сульде и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, связан, видимо, с сульде Чингисхана.