Кирилл Брагин / 29 мая 2018, 14:19
29 мая 1453 года пал Константинополь,
столица Византийской империи
Самый скорбный день Средневековья
Штурм Константинополя. Стамбул. Панорама «1453 год». Фото Кирилл Брагин
565 лет назад произошло событие, изменившее ход европейской и мировой истории. 29 мая 1453 года турки под командованием султана Мехмеда II штурмом взяли Царьград, так русские называли столицу православного царства.
О крушении империи, о том, какие последствия для Руси имело падение Константинополя, «Русской Планете» рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ, Павел Владимирович Кузенков.
Дата 29 мая 1453 года стала настоящим рубежом в мировой истории. В этот день не просто погибла, после долгой агонии Восточная Римская империя, которую мы называем Византией. Это был важнейший рубеж невероятной по своему накалу геополитической и цивилизационной борьбы Востока и Запада, борьбы, уходящей своими корнями вглубь веков.
Падение Константинополя потрясло основы европейской экономики, стало вызовом европейской политике. Но главным потрясением было не это. Сотряслись краеугольные принципы религиозной историософии, как христианской, так и мусульманской. Римское царство, с первых веков христианства признававшееся тем самым «Удерживающим», существование которого, согласно апостолу Павлу, препятствовало приходу к власти Антихриста, пало. Пал Новый Рим – взятие которого мусульманами давно предсказывалось в хадисах, но считалось знамением скорого конца времён.
Султан Мехмед II (на белом коне). Стамбул. Панорама «1453 год». Фото Кирилл Брагин
Как это ни ужасно, но падение Византии произошло на глазах всего христианского мира, в середине XV века далеко не слабого, уже освоившего артиллерию и военную науку. Но европейские державы предпочитали сводить счёты друг с другом. Никто не протянул руку помощи героически сопротивлявшимся грекам, которые умудрилась оказать достойное сопротивление многократно превосходящим численно полчищам Великого Турка. Лишь горстка итальянцев сражалась бок о бок с византийцами на стенах Константинополя, но и те в переломный момент ушли, оголив оборону.
А ведь два последних императора – Иоанн VIII и Константин ΧΙ – сделали всё возможное и невозможное, чтобы призвать на помощь европейских единоверцев. На кон была поставлено даже то последнее, что ещё сохранялось от древнего величия ромеев – Православие. Византийские политики, в том числе церковные, согласились пожертвовать святыней правой веры, чтобы сохранить, как им казалось, нечто ещё более ценное – свою свободу. В 1438 году во Флоренции византийская делегация торжественно подписала унию, признав верховную власть папы над Церковью. Византия становилась полноправным католического Запада. Но жертва оказалась напрасной. Помощь не пришла. Царство, расколовшееся в самом себе – из-за массового неприятия унии – стало ещё более лёгкой добычей врага.
Но пути истории замысловаты и непредсказуемы. Османские султаны, приняв титул «императоров Рума», неожиданно оказались главными защитниками Православия. И древняя византийская цивилизация, покорённая политически, продолжила жить в многочисленных христианских общинах Константинополя, Греции, Малой Азии и Балкан. Не случайно до сих пор на Святом Афоне и в других местах можно увидеть флаги с двуглавыми орлами Палеологов – последней византийской династии.
Особые последствия падение Византии имело для Руси.
Категорически отказавшись принять унию и даже арестовав вернувшегося из Флоренции митрополита-грека Исидора, московский князь Василий Васильевич поначалу отказывался верить, что вера была предана с согласия «святого царя» – как по традиции именовали византийских василевсов. А вскоре на Русь дошли слухи о том, что легендарный Царьград взят басурманами. В этих обстоятельствах Русская Церковь, ранее входившая в состав Константинопольского Патриархата, провозгласила самостоятельность – автокефалию. А уже через несколько десятилетий ещё недавно выжженная ордынцами, утопавшая в бесконечных усобицах Московская Русь превратилась в мощную, быстро растущую державу.
Первыми обратили на неё свои пристальные взоры итальянцы, очень боявшиеся турок и искавшие любых союзников. Именно в Риме, при личном участии папы, была сыграна заочная свадьба между Зоей-Софией, племянницей последнего императора Константина Палеолога, и великим князем Московским и всея Руси Иваном Васильевичем. Зоя, воспитанная униатами, должна была обратить к унии своего мужа и уговорить его выступить против турок. Но произошло нечто непредвиденное. Иван III взял на свой герб двуглавого орла, освободил Русь от ордынской дани и стал решительно строить новое православное царство. Третий Рим, которому предстояло поднять упавшее знамя Византии и взять на себя и роль «катехона», и защиту истинной веры – Православия.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.