Величайший монгол. Кто такой Елюй Чуцай?

 

Автор: Майдар Сосорбарам

Величайший монгол. Кто такой Елюй Чуцай?

 

Мудрый Чуу мэргэн или Елюй Чуцай – потомок древнего монгольского рода государства Кидан.

Значимость исторической фигуры Чуу мэргэна или Елюя Чуцая недооценена. Не зная досконально историю монголов, некоторые западные историки приписывают ему китайское происхождение. да, Елюй Чуцай был китайским чиновником, но он был монголом из древнего аристократического рода.

Называть его китайцем – это упрощение, поскольку он действительно был монголом, более того – выходцем из древнего монгольского государства Кидан.

В 13 веке монголы называли его Урт Сахалтом (среднемонг. Урту сахал, монг. Урт сахал — «Длинная борода»).

Чуу мэргэн или Елюй Чуцай (Урт сахалт) — «Длинная борода» (3 августа 1189 — 2 июня 1243) — государственный деятель Монгольской империи, советник Чингисхана и Угэдэя. Происходил из кидан-монгольского рода Елюй. Получил китайское классическое образование. Учёный и писатель, организатор административной системы Монгольской империи.

Отцом Елюй Чуцая был Ила Люй, который вёл своё происхождение от Абаоцзи (Елюя Амбагая), основателя киданьской династии Ляо (907—1125). Ила Люй, оставшись сиротой, был усыновлён родственником, который накануне или после падения Ляо перешёл на сторону новой династии — чжурчженьской Цзинь (1115—1234). Будучи чиновником и учёным, Ила Люй занимал при дворе цзиньских императоров высокие посты. Он занимался переводом китайских книг на чжурчженьский и киданьский языки, а также составлением истории императоров династии Цзинь.

Ляо или по-монгольски Хятан — государство кидань-монголов, которое занимало просторы Северо-Восточного Китая с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до мятежа чжурчжэней в 1125 году. Столицы — Шанцзин (верховная, ныне Хуэйнинфу), Ляоян (восточная), Датун (западная), Наньцзин (южная, в районе современного Пекина).

Кидани — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. С 907 по 1125 год существовало киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани». Около 200 киданьских слов сохранилось в китайской транскрипции, однако они представляют собой преимущественно названия титулов, которые с легкостью обнаруживаются в монгольских языковых системах.

По происхождению и духовно Елюй Чуцай был монголом, и как для любого монгола, для него было естественным служить Чингисхану и Империи. Чуу мэргэн должен был помочь монгольскому императору строить новое государство и управлять им.

Он стал “главным советником” Чингисхана или «начальником секретариата», как его часто описывают. Однако история более разнообразна. С 1215 года и до кончины Чингисхана Чуу мэргэн следовал за Великим Ханом как своим близким и доверенным другом. Он  оставался вечно верен Чингисхану, и его мудрость, очевидно, способствовала успеху Чингисхана.

У Елюя Чуцая было много талантов. Он был лекарем, который лечил травами больных и раненых во время войны.

Некоторые даже удтверждают, что он был астрологом, читал звезды и предсказывал развитие тех или иных событий.

Другие просто называют его «астрономом». В новейшей биографии Чингиса, написанной Павлом Рачневским, упоминается, что Елюй Чуцай также предсказывал вероятные будущие события, сжигая лопатки барана (scapulamancy) и наблюдая за узорами трещин. Более того, у него был большой гэр (юрта), наполненный не только писаниями и литературой, но и инструментами, используемыми в астрономических целях.

Он отвечал за составление, среди прочего, налоговой программы, основанной на его знаниях о китайской экономике и сельском хозяйстве.

Озадачивает неспособность западных историков признать, что Елюй Чуцай был шаманом. Вероятно, причины этой неспособности кроются в разделении науки и религии, которое имело место на Западе в эпоху Разума. Тем не менее, Чуу мэргэн был и шаманом, и видным государственным деятелем и должен быть признан таковым.

Его служение монгольской империи продолжилось после окончания земной жизни Чингисхана.

Лео де Гартог (Leo de Hartog) пишет, что после ухода Чингисхана в 1227 году Чуу мэргэн и Субэдэй «в основном отвечали за продолжение принципов руководства, установленных Чингисханом, и работа этих двух мужчин привела к в значительным успехам в период правления Угэдея как в гражданском, так и в военном деле». Это справедливое суждение.

Чингисхан выбрал его, этого высокого и бородатого, достойного человека, потому что Елюй Чуцай  показал качества высокодуховного существа: верность  своему повелителю и его идеалам, предельную искренность и высокий уровень образования.

Весной 1218 года Елюй Чуцай был вызван в ставку Чингисхана. Монгольский правитель, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев с чжурчженями, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингисхана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву в верности, служили им. Разве можно враждовать с государями, будучи их подданными?!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода»).

Этот случай лишний раз доказывает, что Отец и Основатель Монгольской нации был не просто «варваром», а стремился внедрить в общество необходимые компоненты, чтобы сделать его жизнеспособным и здоровым.

Мудрый Чуу мэргэн, очевидно, является символической связью между кочевым миром бесконечных степей и лесов, с одной стороны, и урбанизированной культурой с ее возможностями для обучения, наукой и культурой – с другой. Без этой связи любая современная программа де-урбанизации нереалистична, поскольку оба элемента, кочевники и городские жители, должны одновременно присутствовать, чтобы обеспечить максимально сильную культурную жизнеспособность.

Традиционная монгольская культура во многих отношениях уникальна, но в чистом виде ее реалистичная область применения ограничена. Без возможностей для организованного обучения потребности человеческого разума не могут быть удовлетворены. Однако, если бы естественный образ жизни умер, люди потеряли бы контакт с природой и свою ответственность перед ней.

Монголы и их культура, их образ жизни, благодаря духовным принципам Этугэна и Тэнгэри (имена монгольских духов Природы) и их выдающемуся деятелю Чингисхану, являются одним из очень мощных проявлений необходимого противовеса городской культуре. Полезно иметь в виду, что ни один из двух принципов, ни «примитивный», ни «цивилизованный», не может оставаться здоровым без присутствия второго.

Чингисхан понимал это, и поэтому в 1206 году он создал письменность для своих монголов.

Автор: Майдар Сосорбарам