Чей аул стоял на месте парка Городской сад при основании Екатеринодара?

Кавказские истории

 

Чей аул стоял на месте парка Городской сад

при основании Екатеринодара?

30.08.2018

 

2,3 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

1,6 тыс. дочитываний, 68%. Пользователи, дочитавшие до конца.

5 мин . Среднее время дочитывания публикации.

В ранней истории Екатеринодара (Краснодара) произошел один любопытный момент. Общедоступная информация о нем попадается лишь в художественных рассказах, но почти не встречается в публицистике. Речь идет об адыгском (черкесском) ауле, что находился в Карасунском куте (роще) на месте будущей городского крепости и парка Городской сад – в историческом ядре Краснодара. Чтобы разобраться с этой историей пришлось обратиться в государственный архив Краснодарского края. Речь пойдет о деле №248 (фонд 249, опись 1) с очень говорящим названием “О желании некоторых черкесских владельцев поселиться на правом берегу Кубани”.    

Екатеринодар, первая половина 19 века

Дело оказалось немаленьким – таких прошений в период с 1793 по 1800 годы к Российским властям поступало сотни и все они внимательно изучались. Всего на 300 с лишним листов. В этом посте я хотел бы обратить внимание на самое первое дело, касающееся аула, располагавшегося в центре будущего города Екатеринодар. Что же произошло летом 1793 года на берегах Кубани, когда Черноморские казаки во главе с Захарием Чепегой прибыли на место будущего города?

Захарий Чепега

Казаки встали лагерем на месте бывшего Архангельского фельдшанца, устроенного Суворовым еще в 1778 года на левом берегу Карасуна. Сегодня на этом месте расположилось главное здание Кубаньэнерго (улица Ставропольская, 2). 15 июня 1793 года Захарий Чепега надиктовал писарю рапорт на имя Таврического губернатора Семена Жегулина. В рапорте они рассказали, что встретили в Карасунском куте аул бжедугского князя Батыр-Гирея мурзы (также пишут его имя, как Гаджин Оглы Батыр-Гирей), который обратился к ним с письмом на турецком языке и просит принять в подданство. В ауле 11 домов, а вокруг земли используются под сельское хозяйство. С письмом казаки не разобрались – не было толмача.

Жегулин передал письмо на исполнение находившемуся в то время в Симферополе на должности вице-губернатора Карлу-Людвигу Ивановичу Габлицу с просьбой сделать перевод письма с турецкого языка и подготовить ответ. 05 июля 1793 года Карл Габлиц выслал Захарию Чепеге ответ с приложением перевода письма. В нем говорилось, что подданство с просьбой поселиться на правом берегу Кубани просил Батчерий Хаджимуков (он же Батыр-Гирей), некий Тогур оглы Хашухен, а также ногайские мурзы Базадынской орды. Адыгов (черкесов) называли на турецкий манер, официально считая их представителями Османской империи, к владением которой Россия относила левобережье Кубани.

Карл Габниц, вице-губернатор Таврический

Карл Габлиц предложил ногайцам переселиться в Северном Причерноморье, где в те годы кочевали их собратья, поселиться в районе реки Ея, во внутренней части Крыма или в киргизских селах. Если такое предложение не устраивает, казакам указано было предлагать им селиться на левом берегу Кубани, на Османской стороне, поближе к линии и обещать защиту по возможности и открытую торговлю. Касательно аула, расположенного на месте будущего Екатеринодара – Батыр-Гирею разрешалось, по его просьбе, собрать урожай осенью 1793 года и на следующий год перебраться на левый берег на место современного поселка Яблоновского. Казакам вице-губернатор приказал препятствий в том не чинить и не показывать адыгам (черкесам) каких-либо неудовольствий по этому поводу. Обойтись ласково. В этом же письме было обозначено условие свободного проезда через переправы в районе будущего Екатеринодара для Российских подданных.

Письмо адыгских (черкесских) и ногайских владельцев Захарию Чепеге

Приказ Таврического вице-губернатора был исполнен. Казаки перезимовали в землянках на Карасуне и после ухода адыгов (черкесов) в 1794 году принялись за постройку крепости. Часть Карасунского Кута с тех пор называлась Черкесский Кут, о чем красноречиво свидетельствуют архивные документы. На его месте сегодня находится парк Городской сад (бывший парк Горького), бывший садом и огородом при крепости и отданный Захарию Чепеге в личное владение. Позже многочисленные хатукайские и бжедугские князья неоднократно обращались к российским властям о принятии в подданство и возможности поселения на правом берегу Кубани. В своих письмах они указывали на постоянные нападения абазинцев (так называли горных субэтносов адыгов (черкесов) из шапсугов, натухайцев, убыхов и абадзехов), которые делали набеги на их владения из-за их связей с Россией.

Батыр-Гирей Хаджимуков не переставал обращаться с такой же просьбой к Российским властям, как и другие князья. До прихода к власти императора Александра Первого в 1801 году Российская империя отказывала им, опасаясь осложнения отношений с Османской империей и возможных обвинений в переманивании ее поданных, коими турки считали адыгских (черкесских) князей и аристократов. Российская империя предпочитала раздавать обещания в защите и тайную помощь, как например неофициальное участие отряда казаков в Бзиюкской битве 1796 года на стороне Батыр-Гирея Хаджимукова, который в ней и погиб. Благодаря Батыр-Гирею в итоге на правый берег ушел отец будущего этнографа Султан Хан-Гирея и семейство шапсугских узденей Шеретлуковых, которые с первых лет существования Екатеринодара вместе с ним приезжали в новый город просить принятия в подданство Российской империи. Но это уже совсем другая история, которой я поделюсь в следующих выпусках.

Читайте также: