ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КЫПЧАКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Жумалиева С.Ч.   

Кыргызский национальный университет

им. Ж.Баласагына

г. Бишкек, Кыргызстан

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КЫПЧАКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ

 

 

       Кыргызстан – горная страна на северо-востоке Средней Азии, отличающаяся не только богатством и разнообразием природы, но и своеобразием протекающей здесь жизни, соединившей традиции и современность, живое фольклорное творчество профессиональные формы нового искусства, взращенные на эпической мощи и таланте народа создателя героического эпоса «Манас».

Как известно, кыргызы – один из древнейших народов Азии, и его история уходит в глубину тысячелетий. Этноним «кыргыз» встречается  в письменных китайских источниках в III в. д.н.э. он является наследником и приемником культур многих народов, некогда населявших огромную, территорию от Тянь-Шаня до Центральной Азии и Южной Сибири.

Процесс формирования племен, образовавших кыргызскую народность, протекал в течение длительного времени на огромной территории, хронологические и географические координаты, связанные с их именем, исключительно широкие.

После обретения независимости Кыргызской Республики с усилением национального самосознание кыргызского народа, особую актуальность приобрела проблема этнической истории кыргызского народа, а именно этнические связи кыргызов с другими народами Средней Азии и Южной Сибирии.

Сегодня исследования древней и средневековой истории кочевников приобретают важное значение в связи с предложением Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в 1994 году о концепции интеграции и политического обустройства государств, существующих на постсоветском пространтсве, по модели Евразийского Союза [9]. В этом отношении Президент  Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев также поддерживает  идею Евразийского Союза путем создания единого экономического пространства с Россией, Казахстаном, Беларусью и другими бывшими советскими республиками [3].  В этом контексте исследование проблем кочевой цивилизации Центральной Азии является важным аспектом отечественной истории древних и средневековых этносов Евразийского континента.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает изучение особое внимание уделяется вопросам взаимоотношений кыргызов с кыпчаками племенами. Установлено, что среди кыргызских племен встречаются множество племен кыпчакского происхождения, тогда как, среди кыпчаков роды кыргызского происхождения, встречаются весьма редко.

Исторический путь пройденный кыргызским народом был труден и порой трагичен, но глубокие корни народа позволили ему сохраниться.

Советский период и его политика интернационализации также способствовали нивелированию национального самосознания. “Следствием этого явилось неприятие собственно изначальных принципов кочевого бытия, духовных ориентиров, что привело к снижению национального достоинства народа” [5, с. 89].

Негативные изменения, происходящие в обществе сегодня, экономическая и социальная нестабильность, рост бедности, снижение культуры ведет к трагедии многовековой культуры кыргызов, влечет за собой конфликт традиционного типа мышления и нового уклада жизни. У молодежи проявляется тенденции к смене нравственных ориентиров. Поэтому , когда рушатся нравственные устои кыргызской культуры, с особой актуальностью встает вопрос о возрождении духовных, исторических ценностей кыргызов.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является стремление найти ответы на вопросы современности через обращение к своем национальным корням и мудрости предков. Полное забывание прошлогго, по мнению нашего великого писателя Чингиза Айтматова, может привести к “духовному манкуритизму”. Память, по убеждению писателя , – это мира человеческой личности, ее духовности.

Человек, у которого нет памяти, нет истории, нет духовной биографии, запечатленной  в образах искусства – древних мирах, легендах, классике, языке обречен на духовную нищету, он не готов к воприятию сложнейшей современной жизни [6, с.52].

Поэтому важно сегодня осознать свою идентичность. В этом отношении исследование и идентичности кыргызов актуально в связи с национальным возрождением, становлением суверенного государства, масштабами социальных изменений, которые в настоящее время претерпевает наша страна.

В этом контексте этнические связи кыргызов с кыпчаками были отражены в трудах известных исследователей этнической истории кыргызов так как С.М. Абрамзон, Я.Р.Винников, Н.А. Аристов, В.В. Радлов, В.В. Бартольд, Л.Гумилев, Ч.Ч. Валиханов и др. С.М. Абрамзон и Л.Гумилев отмечают взаимодействиях различных факторов: культурных, экономических, политических для создания ядра будущего народа. Так С.М. Абрамзон отмечает что этническая история кыргызов складывалась в многообразных связах с этническими процессами, протекавшими в Центральной Азии на степных просторах современного Казахстана; она не может рассматриваться без учета этих связей [1, с.25]. Таким образом, история кыргызов, связана с племенами союзами саков, усуний, гуннов, тюрков.

Диссертационная работа Мехмет Кылдыроглу [8] посвящена комплексному исследованию основных этапов становления и развития этнополитических связей кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв. В диссертации обстоятельно исследована роль кыпчакских племен в процессе становления кыргызского народа и выявлены кыпчакские компоненты в родоплеменном составе кыргызов. В результате сопоставительного анализа более шестидесяти этнонимов кипчакского происхождения в этническом составе кыргызского народа установлено, что межэтнические связи кыргызов и кыпчаков начинаются еще в IX в., когда на политическую арену Центральной Азии вышли Кыргызский и Кимакский каганаты, и завершились, в основном, в эпоху Золотой Орды и государства Моголистан.

Труды этих исследователей внесли большой вклад в узучение истории кыргызов и кыпчаков. Несмотря на изучение различных аспектов истории кыргызского народа, отдельные проблемы этнических связей кыргызов с другими народами и племенами до сих пор остаются недостаточно разработанными. Проблема участия кыпчакских племен в становлении кыргызского народа до настоящего времени не стала предметом специального исследования. Отдельные аспекты языковых и этнических связей кыргызов и кыпчаков были рассмотрены  в статьях отечественных и зарубежных тюркологов. Помнению большинстве тюркологов в результате длительных кыргызско-кыпчакских связей, язык древних кыргызов испытал сильное влияние кыпчакского языка. Однако это заяление вызвало дискуссию со стороны видных историков Кыргызстана и России.

Тесные взаимосвязи между кыргызскими и кыпчакскими племенами начались в эпоху древних тюрков и достиглы своего пика в период Золотой Орды и государства Моголистан. В гуще ранних народов, таких как гунны, скифы, усуни и множество других населявших огромные территории центра Евразийского континента, образовались и племя кыпчаков тюркоязычнего происхождения. Они были, как и многие другие народы, кочевниками. Кыпчаки были известны как отличные воины. Легионы из них служили в войсках Чингисхана, в армиях завоевателя Тамирлана. Отдельные народы во время междоусобных войн заключали договоры с племенами кыпчаков и те принимали участие во многих сражениях.

С середины VII века, со времени падения в 745 году Второго Восточного тюркского каганата, в бассейн реки Иртыш начинается формирование кимако-кыпчакского союза племен – это Срошкинская культура и в это же время на данные территории начинается проникновение значительной группы енисейских кыргызов. Наиболее активный период проникновения древних кыргызов  – это вторая половина IX века, когда ставка перемещается из Отукена в район Тану – Ола.

Происходит мирное проникновение и постепенная интеграция, происходит формирование новой этнической общности. Ближе к Алтаю и Джунгарии – древние кыргызы , ближе к Иртышу – кыпчаки. Этноним новой общности «кыргыз» объясняется стремлением  выделится  из кимако-кыпчакских племен.

Последствии Кыргызы в связи с ослаблением Могольского государства и тимуридских государств, начинают заселять предгорья Тянь-Шаня и Восточного Туркестана в период XVI века.

В XV веке они уже проникают в Фергану. На этот этап приходится заселение кыргызами земель в Кыргызстане и Восточном Туркестане. Так, по мнению ученых исследователей складывалась судьба Восточных кыпчаков и их потомков – кыргызов и алтайцев. Необходимо отметить, что в 1926 г. когда проводилась перепись населения, народностей  кыпчаки не были выделены отдельно. Это же случилось и в последствии в 1989 г., когда проводилась Всесоюзная перепись населения. Кыпчаки в числе различных национальных меньшинств, проживающих в Кыргызстане, так и не были зарегистрированы. Кыпчаков сегодня можно найти среди других местных народов:  узбеков, казахов, уйгуров и др. в которых они «растворились» после упадка своего государства о чем свидетельствует заключение в своих исследованиях Ч.Ч. Валиханова о племенах: кыпчак, мундуз, кытай. Исследователь справедливо их относил к древним этнокомпонентам в формировании кыргызского народа. Предложения ученого Ч.Валиханова сегодня подкрепляются положениями современных исследователей о южносибирском  и центрально-азиатском происхождении этих племен и их участии в формировании кыргызского народа.

Кыргызско-кыпчакские взаимосвязи рассматриваются также народных эпосах и сказаниях. В современной исторической науке широко используются эпосы в изучении истории народов, у которых письменность была слабо развита.

Труды исследований С.М. Абрамзона на материалах фольклорных памятников тюркских народов доказывающей, что у кыргызов и кыпчаков существовали тесные этнополитические связи. То что, имя кыпчак встречаются в таких эпосах как «Огуз-наме» и «Манас», говорит о том, что кыпчаки играли немаловажную роль в истории многих народов Центральной Азии. Как показывают материалы письменных источников и устного народного творчества, в результате длительных и интенсивных этнических контактов между кыргызами и кыпчаками многие племена и роды кыпчакского происхождения вошли в состав кыргызского народа.

Сведения о кыргызах и кыпчаках можно встретить и в сочинении XVI века «Хан-Наме», написанные на персидском языке. В этом сочинении Буян-хан показан предводителем монгольских племен, под которым, как привило, подразумевались тюркоязычные племена Средней Азии.

      Сегодня роды древних кыпчаков перемешались с различными тюркоязычными народами. Кыпчаки по национальности принадлежать к титульной нации того государства, где проживают с давних исторических времен, но свой род они называют “кыпчаками”.

Роды кыпчаков встречаются среди кыргызов, казахов, узбеков, туркменов, каракалпаков и некоторых других народностей с тюркоязычными корнями. Больше всего их проживает в современном Кыргызстане. Многие из них обосновались в южных областях: Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской.

Племя кыпчаков с давних пор делится на свои “внутренние” роды. Винников Я.Р. перечисляет родо-племенной состав и расселение кыпчаков на территории Южной Киргизии. Кыргызы  имели десять основных подразделений: тору айгыр, ходжа-шукур, омонок, джаманан, кармыш, ширден, ахтачи, жартыбаш, таз-кыпчак, алтыке, кызыл-аяк. Компактными группами они расселены в трех пунктах: 1. в северо восточной части территории Баткенского района; 2. на территории сельсоветов Джида, Чокатюбе и Беговот Сузакского района Джалал-Абадской области и территории кишлаков Кызылтокой Аимского района и Фазылман, Дехканчек, Коштепе, Ходжашукур, Кампыррават, Абдуллаби Ворошиловского района Андижанской  области Узбекской ССР; 3. На территории Кишлаков Джекенды, Чолок, Карамык, Батманкуль, Шве, в долинах Кульдуксу Беркесу Чон Алайского района Ошской области[4, с.59].

Абрамзон С.М. отмечает что, среди северо-кыргызских этнических групп, связанных происхождением с племенами, локализовавшимся  на территории Южной Киргизии представлена группа кыпчак. В настоящее время кыпчакцами по происхождению называют несколько больших групп, проживающих в Чуйской долине , Прииссыкулье и Тянь-Шанской области. Большинство представителей этих групп кыпчакцев уже не помнить своих подразделений[2, с.86]..

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что кыпчаки, как этнос не сложились, и в дальнейшей этнической консолидации как период не сформировались. Это произошло вследствие потери политического влияния после присоединения Туркестанского края к России и они, зависимости от расселения, были ассимилированы с казахами, кыргызами, узбеками.

Список литературы:

  1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Фрунзе, 1990.
  2. Абрамзон С.М. // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. Т.IV. – М., 1956.
  3. Атамбаев А.Ш. У нас общее прошлое, и я вижу будущее Кыргызстана в Евроазийском союзе. // Известия 17.11.2011.
  4. Винников Я.Р. // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. Т.I. – М., 1956.
  5. Жоробекова Э.Ж., Токтосунова А.М., Токтосунова Г.И. «Наследие кыргызов в контексте культурного разнообразия». – Бишкек. 2008.
  6. Мурат Аджи «Европа, Тюрки, Великая степь». – Москва; 2004.
  7. Мурат Аджи «Полынь половецкого поля». – Москва, 1994.
  8. Мехмет Кылдыроглу. Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Бишкек – 2007.
  9. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. – М., 1994.