“Узбекский мавзолей Туркан- хатун в Иерусалиме (14 в.).”

“Узбекский мавзолей Туркан- хатун в Иерусалиме (14 в.).”

 

Х.Сабохи: Еще раз о Туркан-хатун ал-Узбаки (ответ Г.Хидоятову). Часть I
02:33 15.04.2008

Хазрат САБОХИ. Заметки к статьям Г.А.Хидоятова
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Еще раз о Туркан-хатун ал-Узбаки
Qimati majmayi gul murghi sahar donadu bas,
Ki na har k-u varaqe xond, maoni donist. Значимость лепестков цветка знает только соловей,
И ни каждый,кто прочел лист,усвоит содержание книги.
Хафиз Шерази,
Диван.Д.,1971.

1.Рашидуддин-великий арабский историк?
11.10.2007 г. В Центразия.ру. была объявлена статья профессора истории Г.А.Хидоятова “Узбекский мавзолей Туркан- хатун в Иерусалиме (14 в.).” Поводом для статьи послужили материалы,обнаруженные автором во французком историческом журнале 1923 года,рассказывающие о мавзолее близ мечети Ал-Акса на восточной части Иерусалима и о надписи на нижнем портале данного мавзолея: “Turkon-xotun binti amir Tuqtoy ibni Saljuqtoy al-Uzbaki”.Судя по надписи,мавзолей построен 1352-1353 гг.
Как отмечает автор статьи,французкий журнал разъяснил,что “аль-Узбаки” означает ее (Туркан-хатун-Х.С.) происхождение из узбеков.Профессор истории подчеркивает,что история мавзолея покрыта тайной и ее раскрытие можеть стать одной из крупных сенсаций в современной исторической науке.

Автор статьи для того,чтобы раскрыть тайны мавзолея и определить личности персон, указанных в надписи,совершает исторический экскурс в эпоху правления чингизидов,опираясь на первоисточники, принадлежащие перу историков ал-Бирзали, Гафари (Гаффари) и Рашид-ид-дина (Рашид-уд-дина).
Конечно,было бы этично,если в статье автором были указаны титул, номер и страницы французкого журнала,названия трудов Бирзали и Гаффари,годы их издания и цитируемые страницы,чтобы любой читатель смог найти их и полистать.
Профессор истории, чтобы собрать историческую справку на персон,указанных в надписи “Туркан-хатун дочь амира Токтая сына Салжуктая аль-Узбаки”, в основном ссылается на книгу “Сборник летописей”, автором которой,как он пишет,является “великий арабский историк Рашид-ид-дин”.
Во-первых, наш профессор не говорит о том,что им был использован оригинал или перевод труда “великого арабского историка.”
Во-вторых, как это объяснить,что наш акамулло,используя исторический первоисточник,не обратили внимание на такой вопрос: на каком языке написан и кем является его автор?
Для информации: автор знаменитого десятитомного труда “Джомеъ-ут-таворих”(“Сборник летописей”или “Всеобщая история”) Эрон-ходжа Рашидуддин Фазлуллах родился в городе Хамадане, где умер и покоится великий Абуали ибни Сино Бухорои.
В начале Рашидуддин у Хулагидов (Элханидов-чингизидов,правивших в Иране) работал начальником концелярии,а позднее до конца своей жизни был первым везиром этой династии.Благодаря ему, а также другим везирам различных регионов чингизидской империи таджикам Ахмаду Бунокати, Саиду Аджалу Бухорои и его сыну,иранцу Атомалику Джувайни, уйгуру Махмуду Ялавачу, были восстанавлены многие города, разрущенные полчищами монголов.
Рашидуддин был врачом и во многих городах организовал поликлиники и больницы, где работали и китайские врачеватели, и практиковались молодые табибы.
Он по просьбе элханидского чингизида Газан-хана (Ghozonxon) начал работать над книгой,которая была посвящена всеобщей истории и географии. Ему помогали китайские ученые, работавщие в концелярии Газанхана, а также уйгуры-чиновники тюркского дивана.

Многотомный труд Рашидуддина,написанный на фарси,посвящен историческому Ирану, истории Индии, Китая,арабского халифата, монголов, евреев, христиан.К книге приложены географические сведения о регионах мира.Некоторые разделы книги при жизни автора были переведены на китайский язык. Отдельные тома издавались на европейские языки в течение 17-20 вв. Рашидуддин является автором ряда других книг,посвященных философии, исламской религии,медицине и другим наукам.
Судьба к нему была очень жестока.Поскольку он израсходовал большие средства на благоустройство разрущенных городов,чингизиды его обвинили,если можно сказать сегодняшней терминологией, в коррупцию и убили(1318 г).Без книги этого великого историка не обойдется ни один историк. Даже бывшие преподователи истории КПСС и научного коммунизма,которые увидили,что написанные в советские времена ими научные труды, вымерли при жизни авторов, в наши дни обратились лицом к средневековой и даже древней истории,сочиняют книги, которые якобы должны увековечить их имена. Дай бог!
О периоде, рассматриваемом автором статьи,имеются немало первоисточников на языке дари (фарси), написанные в Иране, Мовароуннахре и Хорасане. Но в силу того,что об основных героях статьи нашего профессора – о Токтай-хане, Салжуктайе, Ногай-хане, Туркан-хатун,Узбек-хане и др.,приводятся данные и в другом первоисточнике- в книге современника Рашидуддина-нашего земляка Фахруддина Бунокати “Таърихи Бунокати”, хотелось бы дать небольшую справку и об этом труде.
Таджикский поэт и историк Фахруддин Бунокати (из города Бунокат-древней столицы вилоята Чоч(Ташкент).(Название этого города историки пишут в форме “Банокат”,что является ошибочным чтением, ибо “бано” арабское слово-“здание”, а “Бунокат”-доисламский топоним. Бун – корень,основа, “о”фонема-связка, как и в русских сложных словах типа Красноярск, Белогород; кат, ката-город = “основной город“, “столица” в переводе с древнедарийского (согдийского).Другие примеры: Бунджикат-столичный город (столица Усрушаны), бунйод-фонд, фундамент; бунгоh-опора, центр) был из семьи ученых и поэтов.Умер в 1330 г.Его отец Таджуддин Абулфазл Мухаммад Бунокати являлся автором ряда книг по религии и философии.Умер в1282 г.Брат-Низомуддин Али Бунокати также был известным поэтом своего времени(умер 1300 г.).Фахруддин Бунокати в своей книге приводит образец стихотворения своего брата.
Фахруддин Бунокати свой труд “Равзат авло ал-албоб фи маърифат ат таворих ва-л-ансоб”, известный под названием “Таърихи Бунокати” (“История Бунокати”), закончил в 1317 году.Он состоит из разделов, посвященных историческому Ирану, истории арабского халифата, Китая, Индии, Монголии,евреев,католических христиан.Переведен на латинский, французкий, английский языки.Уйгурский перевод осуществлен в 19 в.
Фахруддин Бунокати является и автором дивана (полнoго сборника) стихов на таджикском (дари) языке.
Прежде чем указать на некоторые исторические неточности и неправильные факты в статье господина Г.А.Хидоятова, хочу отметить,что в арабском языке нет буквы “ж” и следовательно автору надобно было читать в надписи и написать имя своего героя в форме “Салджуктай”,а не “Салжуктай”.
2.Улджай-хатун была матерью или женой Токтай-хана?
В книге Рашидуддина Фазлуллаха Хамадани “Джомеъ-ут-таворих” (“Сборник летописей”) события, о которых рассказывает профессор истории, описаны в разделах “О приходе к власти Туда Монке- брата Монке Тимура”, “О приходе к власти Токтая,о военном конфликте между Токтайем и Ногайем,о смерти Ногая”.Эти разделы относятся к главе “Рассказ о Джуджи-хане-сыне Чингиз-хана”,в трех частях которой описываются походы Джуджи-хана, положение в его улусе,рассказывается о его женах,сыновьях и внуках,приводится список дома Джуджи.Рашидуддин подчеркивает,что при составлении подобных списков он объязательно использовал “достоверную тетрадь генеалогии чингизидов,которая велась и ведется в концелярии Элханидов”.
О главном герое статьи профессора истории-Токтай-хане приводятся данные и в некоторых других разделах указанной главы “Сборника летописей.”
Цитирую профессора:
“Нет сомнения,что эмир Токтай,отмеченный в надписи как отец Туркан-хатун,является никем иным как ханом Золотой Орды, Токтай –ханом,правивщим в Орде в 1290-1312 гг.Он был правнуком Бату-хана и сыном Монке-Тимура.
Как писал великий арабский историк (?)Рашид-ид-дин в своей знаменитой книге “Сборник летописей”, завершенной в 1318(?) году,отцом жены (Токтая-Х.С.)
-Ожай-ага-хатун (Улджай-Х.С.) был Салжуктай-гураган из рода Салжуктай, племени кунграт, правивщем в Хорезме, бывшим частью Золотой Орды.”
Кстати,книга “Сборник летописей” была завершена в 710 г.хиджри (1310 г),но потом автором были добавлены описания некоторых событий последующих двух лет (т.е.до 1312 г.), происходивщих в Иране у Эльханидов (Хулагидов).
Теперь цитируем Рашидуддина Фазлуллаха Хамадани:
“Вторым сыном Бату являлся Тугон (Tughon,Тугон Баркай-Х.С.).Монке Тимур был вторым сыном Тугона.У Монке Тимура были несколько жен и служанок.Нам известны имена старших жен:Улджай из племени кунгират (qunghirot), Султан-хатун из племени ушин, Кутукуй-хатун….
Монке Тимур имел десять сыновей:Алгуй-от Улджай, Абочи и Тудакан-от Султан-хатун,Буралук-от Кутукуй-хатун.
Токтай-от Улджай-хатун, которая являлась дочерью Келмиш-ага.Калмиш-ага была сестрой Монке-каана и женой Салджидай-Курагана.
В наши дни он (Токтай-Х.С.) является правителем улуса Джуджи
Другие сыновья Монке Тимура:Сарайбуко,Мулакай,Кудан Кудутай, Тугрул.Закончился список сыновей (Монке Тимура).(Рашидуддин Фазлуллах Хамадани.Джамеъ-ут-таворих.Раздел о монголах.В 2-х тт.,т.1,подготовил к печати д-р Бахман Карими.Тегеран,1338 (1959 г.),стр.514).
Как вы заметили Улджай-хатун являлась матерью Токтая, а не его женой.И отца этой хатун звали не Салджуктай-Кураганом,а Салджидай-Кураганом,поскольку он был из кунгиратского рода Салджиют,о котором Чингизхан говорил: “надобно попросить руки девушек из этого рода и выдать замуж (девушек нашего дома) этому роду,поскольку он является одним из благородных среди монгольских племен…”(Рашидуддин Фазлуллах.Указ.соч.Т.1.,стр.141).
У кунгиратов не был рода с названием Салджуктай.
3. Судьба привела Улджай-хатун в Табриз
Опережая события,изложенные в статье профессора истории ,хочу отметить,что когда скончался Монке Тимур-муж Улджай-хатун и отец Токтая,по законам степи,по традициям чингизидов Улджай-хатун отдали в распоряжении Хулагу-хана внука Джуджи-хана(седьмого сына Урды-хана).Она оказалась среди главных жен основателя династии Хулагидов (Элханидов) в Иране.Ее мать Келмиш-ага осталась со своими внуками Алгуйем, Тактайем,Тугрулом и другими сыновьями Монке Тимура в улусе Джуджи (в Сарае).
Улджай-хатун,как пишут Рашидуддин Фазлуллах Хамадани и Фахруддин Бунокати, в Табризе родила от Хулагу-хана сына и троих дочерей.Сына назвала именем своего первого мужа:Монке Тимур.Ее дочери Хомэй-хатун,Менгли-хан и Коджи-хан вышли замуж за элханидских кунгиратов.
А уже после смерти Хулагу-хана Улджай-хатун оказалась в доме нового элхонидского правителя Абоко-хана(от другой жены Хулагу-хана).Пожилая Улджай-хатун была советником других,очень молодых жен Абоко-хана-Элтурмиш-хатун (дочь Кутлуг Тимура Курагана из племени кунгират),Podchоh-xotun (дочь местного правителя вилаята Кирман-Султон Кутбиддина Мухаммада).
Кстати, все первые жены всех хулагидов-чингизидов были из племени кунгират, другие жены-из уйратов,татаров,дурманов,уйгуров и т.п. (См.Рашидуддин.Указ. соч.т.2, раздел о Хулагу-хане и Абоко-хане и далее; Фахруддин Бунокати.Указ.соч., стр.412-413 и далее).
В кратце,такая была судьба Улджай-хатун.А наш профессор,прочитавщий труд Рашидуддина,говорит,что она являлась женой Токтай-хана и чуть-ли ни первой кунгираткой в доме чингизидов.
Рашидуддин Фазлуллах сведения о “роде Салджиют” и племени кунгират(бурый конь) приводит в разделе “Список племен,которые по происхождению являются монголами,но сейчас их относят к тюркам”.Он, в частности, отмечает, что, хотя в говорах тюрко-монгольских племен наблюдаются некоторые различия, однако, внешно все они выглядят почти одинаково.
Автор “Сборника летописей” пишет,что предводителями племени кунгират до возвышения Чингизхана на трон каанов были Джурлук Маркон,Болту Севинджи,Буго Салджи (предполагаемый герой нашего профессора тоже имел такое имя: Салджи+дай) и др. При Чингиз-хане одним из влиятельных предводителей этого племени считался Анджу Нуйон,сыну которого-Шангку Курагану Чингиз-хан выдал свою дочь Туболун.Советником Чингиз-хана являлся Кунай (Qunay), также из указанного племени.Кунгиратские полководцы командовали левым флангом армии чингизидов.Эти кураганы-полководцы, “сидели выше чем сыновья Чингиз-хана”,т.е. были на первом плане при курилтаях и кенгашах.
И, наконец,первой и самой уважаемой и влиятельной женой Чингиз-хана была из племени кунгират.Рашидуддин пишет: “Xotuni avval:Burta Quchin-duxtari Day Nuyon,muqaddam va podshohi qhavmi qunghirot,modari chahor pisari buzurg va panj duxtar bud.” [“Первая (старшая) жена (Чингиз-хана) Бурта Кучин-дочь предводителя и главы племени кунгират Дай Нуйона была матерью четверых старших сыновей и пятерых дочерей”.].
Рашидуддин здесь же отмечает,что “все правители чингизидских улусов являются потомками сыновей и внуков этих “chahor pisari buzurg”:Джуджи, Чигатай, Киюкхан, Тулуй. Сыновья из других жен Чингиза не имели привелегии, а также возможностей достигать вершины власти (См.Рашидуддин. Указ.соч. т.1,стр.120-121,140-141,223-224).
У жен Токтай-хана были совсем другие имена.
4.Как звали жен Токтай-хана?
Рашидуддин Фазлуллах пишет:
“Токтай имеет двух жен:имя первой жены Булаган (Bulaghon),имя второй-Тукунча.Они из племены кунгират.(Токтай) от последней имеет сына,имя которого Нонус”.(Рашидуддин.Ук.соч.;т.1.стр.514).
Обращаемся к статье профессора: “Самым близким племенем к Золотой Орде было племя конгратов.Токтай поспещил (!) установить с ним родственные отношения для того,чтобы остановить возвышение к власти Ногая.Он женился на Олжай-хатун,дочери Кельмиш-ага-сестры Менке-кагана, который правил тогда в Монголии, а самую Кельмиш-ага выдали замуж за предводителя рода Салжуктай-Салжуктая.Теперь он получил право носить титул кураган,т.е. зять дома Чингиза и пользоваться всеми привелегиями,связанными с чингизидами…
В отличии от безродного Ногая, он (Салжуктай профессора, Салджидай Рашидуддина- Х.С.) был членом дома чингизидов практически с неограниченными правами; он был нойоном и наконец, за ним была огромная армия кипчаков…Салжуктай был официально провозглашен отцом и покровителем Токтая…
И еще: жена Салжуктая-“Кельмиш-ага была единственной дочерью третьего сына Чингиз-хана-Тулу(?) и пользовалась огромным уважением в Монголии и среди родственников чингизидов.”
Читаем “Сборника летописей”:Третий сын Тулуй-хана-Кутукту (Qutuqtu)-от его жены Линкуум (Linquum), не имел сыновей.Но у него была единственная дочь-Келмиш-ага,которую выдали замуж за Салджидая из племени кунгират.Он служил полководцем и при Джуджи-хане, и умер в 701 г.хиджри(=1301 г.).Но Келмиш-ага и в наши дни здравстует и находится в улусе Джуджи;все принцы,в том числе и Токтай очень уважают ее.Она иногда отправляет делегацию к Эльханидам и сообщает о новостей.(Поскольку ее дочь Улджай-хатун,как уже отметили,была у Элханидов-Х.С.)
Калмиш старается к тому,чтобы принцы из дома Тулуйa и Джуджи жили в мире и дружбе.”(Рашидуддин.Ук.соч.,т.1.стр,552-553).
Я не знаю,с каких страниц “Сборника летописей” берет наш профессор данные для своей статьи? Почему Токтай,который по линии матери и бабушек своих был кунгиратом, а также у него обе жены являлись кунгиратками,спешил установить родственные отношения с этим племенем.Ведь начиная от Чингизхана,который по сведениям нашего профессора был и тюркским поэтом,почти у всех чингизидов первыми и влиятельными женами были кунгиратки.Чингизиды соблюдали эту традицию,которая, как я думаю, считалась способом сохранения “чистоту рода”.Подозреваю, что сам Чингиз-хан также был кунгиратского происхождения.
Далее,как вы заметили,Келмиш-ага была единственной дочерью не Тулуй-хана,а его третьего сына Кутукту.Внучка Тулуя-Келмиш-хатун и ее муж Салджидай были бабушкой и дедом Токтая со стороны его матери Улджай-хатун.Поэтому не было никакой необходимости в официальном провозглашении Салджидая отцом и покровителем Токтая в Золотой Орде (улусе Джуджи).
Наш профессор в дежурных цитатах,кочующих из книги в книгу,взятых у Бартoльда и других историков, видимо, не нашел корни Ногaя и считал его безродным.А между прочим Токтай и Ногай были близкими родственниками.Вот, что пишет автор “Сборника летописей”: “Седьмой сын Джуджи-хана Букал (Buqol) имел двоих сыновей.Имя старшего Татар. У Татара был единственный сын с именем Ногай (Nughay). Имена троих сыновей Ногая:Чука, Бука, Бури. (Рашидуддин.Ук.соч.,т.1.стр.518).”
Так,что Ногай не был безродным.Он и Токтай были потомками Джуджи-хана (соответственно:первый-правнуком,по линии Букала;второй-праправнуком по линии Бату-хана).Естественно,Ногай был намного старше по возрасту.
5.В чем была причина конфликта между Ногайем и Токтайем?
С начала перескажу то,что описано Рашидуддином Фазлуллахом:
1280 г. умер Монке Тимур.В этом же году на престол посадили его брата-второго сына Тугона-Туду Монке.Через несколько лет сыновья Монке Тимура, их двоюродные братья обвинили Туду Монке в психическом отклонение и снимали его с трона. В течение более 5-ти лет принцы правили улусом Джуджи “коллективно”,но под руководством Келмиш-ага-хатун.Эти принцы-братья, увидев в Токтае-сыне Монке Тимура и Улджай-хатун,признаки мужества и ловкости, хотели организовать заговор против него,с целью его уничтожения.Токтай узнав об этом,сбежал к внуку Бату-хана-Салкийджи (-сын Беркечара).Отсюда отправил послание Ногаю,где сообщил о заговоре,попросил о помощи и обещал вечно быть готовым к услугам названного полководца.
Ногай пересек Атил (Волгу);собрал на совещание принцев, в том числе сыновей Монке Тимура-Алгуйа и Тугрула; сообщил Токтаю о том,что все готово для уничтожения претендентов-заговорщиков.Токтай быстро подоспел с несколькими полководцами-тысячниками и собственноручно убил всех принцев.Кровавая расправа происходила в 1290 году.

Токтай стал правителем улуса Джуджи,а Ногай вовремя пересек Волгу и отправился в свой юрт(край).(См.Рашидуддин.Ук.соч.,т.1,стр.527-528).
А что было дальше? Профессор пишет,что причиной конфликта между Ногайем и Токтайем являлась то,что “Токтая тяготило покровительство Ногая,его пугала его власть и его влияние,которые могли в будущем обратится против него.”
Однако автор “Сборника летописей”, а также наш земляк Фахруддин Бунокати в своей книге “Таърихи Бунокати” пишут,что Токтай-хан после указанных выше событий стремился к тому, чтобы быть в еще более близких отношениях с Ногайем.В кратце перескажу описания из этих книг:
Дед Токтай-хана Салджидай и его бабушка Келмиш-хатун отправили к Ногаю представителей,чтобы они попросили руку дочери Ногая-Киян (Qhiyon,у Бунокати-Qiyoq) для Байлака (Boyloq)-сына Салджидая и Келмиш-хатун.(это дядя Токтай-хана со стороны ее матери Улджай-хатун).
Ногай согласился.Состоялась свадьба (tuyi arusi).Поскольку Киян была уйгуркой по происхождению,на почве племенной и религиозной принадлежности, между Байлаком и Киян происходили постоянные и неприятные ссоры.Все же Киян приняла ислам.Но несмотря на это,члены дома Салджидая к ней относились грубо.
Киян тайком сообщила о соем положении отцу –Ногаю.Он приходя в ярость,начал военные движения (1298-1300 гг).
К счастью Токтай-хана, в последний момент три его полководца, которых накануне военных сражений вербовали к себе сыновья Ногая (Чука,Бука и Бури), сново перешли на сторону Токтая.Один из полководцев Токтай-хана по имени Урус ранил Ногая и по просьбе раненого хотел приводить его к Токтай-хану . Однако, Ногай по дороге скончался. (См.Рашидуддин Фазлуллах.Ук.соч., т.1.стр.529-531;Фахруддин Бунокати.Таърихи Бунокати, стр.297, изложено точно также, но сокрощенно).
Читаем статью профессора:
“В 1290 году он (Ногай) обманом заманил к себе во владения(?) сыновей Монке Тимура,которые захватили власть(?)в Орде после смерти их отца и убил их, обеспечив тем самым Токтаю трон Золотой Орды.Токтай был одним из претендентов и Ногай рассчитывал сделать его орудием в своем неограниченном господстве в государстве…в 1300 году кипчаки прорвались в ставку Ногая и убили его, принося его голову Салжуктаю.Отныне Салжуктай-гураган становится единственной защитой и опорой Токтай-хана.”
Мы чуть раньше цитировали Рашидуддина, где он говорит,что Салджидай- Кураган умер в 701 г.х.,т.е. в 1301 году.Значит,через год после смерти Ногая.Скажите:как он мог стать “единственной опорой и защитой Токтай-хана” в последующие годы?
Мы уже видели,что Токтай собственноручно убил своих братьев, и голову Ногая никто к Салджидаю не приносил,как на этот вопрос акцентирует профессор истории и чуть ли не объявляет с гордостю Салджидая и его внука Токтая самими лучшими героями чингизидского дома.
Конечно, я понимаю подтекст того тезиса,ради чего автором статьи вознаграждаются эти герои хвалой, а другие хулой, что для меня никакого значения не имеет.Но,если мы действительно ссылаемся и опираемся на первоисточник,то не должны заниматься сочинительством.
6.Имя отца вашего героя: Монке Тимур или Курбукай?
Господин профессор в самом начале своей статьи нам рассказал о том,что Токтай был сыном Монке Тимура.Но через несколько абзацев, пишет: “настоящее имя отца Токтая было Курбукай (?!).Он (Курбукай-Х.С.) был сыном неудачника среди претендентов на трон Чингиз-хана,старшего сына Джуджи…Поэтому нет ничего противоестественного в том факте(?!),что придя к власти, Токтай теста своего Салжуктая (Салджидая-Х.С.) назвал своим “отцом”.
Он же был дедом Токтая по линии матери-Улжай-хатун!
Во-первых, у старшего (первого) сына Джуджи- Урды [Urda,от кунгиратской старшей жены Усаркан (Usarkan)] нет сына по имени “Курбукай.”
Во-вторых,у отца Токтая, настоящее имя которого было Монке Тимур, не имелось никакое прозвище, похожее на “Курбукай” или что нибудь другое.
В первоисточниках чингизидского периода, в том числе и в книге Рашидуддина Фазлуллаха, можно встретить несколько Токтайев.Первый Токтай (предводитель племени маркит) был одним из первых врагов молодого Чингизхана.
Будущий “поэт” и каан вместе со своим напарником Унакханом боролся против него в Олтае, в районах ближе к “viloyati qirghiz”- края киргизов, который по словам Рашидуддина, находился на северо-западе от Олтая, в Сибири-севернее от реки Селенга.(См.Рашидуддин.Ук.соч.,стр.267).Джуджи-хан-старший сын Чингиза заставил породниться (элмиши) предводителей киргизов с чингизидами и тем самым открыл первым дорогу на юго-восток, к сторону будущей Киргызской ССР.
А самый младщий Токтай, был муридом героя нашего профессора.Когда Токтай ибни Монке Тимур был в конфликте с Ногайем,Токтай-младший сражался на стороне Токтая старшего.Как пишет Рашидуддин, Токтай младший служил у старшего полководцем-пограничником на границе с Элханидами у реки Терек (возле Дарбанда) на севере тогдашнего Азербайджана.
Ногай при конфликте с Токтай-ханом отправил последному два письма,содержание первого послания в кратце пересказал в своей статье наш профессор.
Ногай во втором письме требовал от Токтай-хана выдать ему Токтая-мурида, Салджидая и его сына Байлака, в обмен на троих полководцев Токтай-хана,которых заманили к себе сыновья Ногая- Чука, Бука, Бури –от его уйгурской жены Чани-хатун.
Однако, Ногай в своем первом письме подчеркивал только на такое требование: “пусть он (Токтай-хан) обратно отправить Салджидая в его “юрт”-край, который находится недалеко от Хорезма” (См.Рашидуддин.Ук.соч.,стр.569).
Это предложение в статье профессора приводится в такой форме:”пусть Салжуктай отправляется обратно в свой юрт Хорезм.”
“Хорезм” и “недалеко от Хорезма” для профессора, быть может, не имеют никакого значения,но для историка Рашидуддина такая разница имела важное значение, чтобы быть точным.Потому, что именно на северо-западе вилоята Хорезм находился монгольский гарнизон и место зимовки (кишлокмиши) кунгиратов.Хорезмийцы, которые еще в это время говорили на дари (таджикском), называли это место так: Дашти Кунгирот. По другому не могли назвать.Слава богу, до наших дней топоним этот сохранился и его пишут в форме: Кунгирот.Сейчас это – небольшой город.
Я не видел,чтобы хоть в одной из миниатюр, выполненных для книги Рашидуддина Фазлуллаха (с изображениями монгольских ханов, их жен и принцев), фоном послужило бы здание.Все они изображают “героев” на фоне степного пейзажа и палаток.Кунгираты и в наши дни не расстаются с юртой.
7.Узбек-хан был внуком Токтай-хана?
Рашидуддин описал события,происходивщие до 1312 г.И он, как вы уже заметили,отмечал,что до событий 1298-1300 гг. у Токтай-хана был единственный сын от второй жены-кунгиратки Тукунча.Его звали: Нонус.
Описание событий последующих годов (до 1317 г.) продолжил Фахруддин Бунокати-малик-уш-шуаро (глава поэтов) двора Элханидов (=Хулагидов) Ирана в своей книге “Таърихи Бунокати”.
Фахруддин Бунокати также сообщает о событиях,связанных с приходом к власти Токтай-хана, женитьбой Байлака- сына Салджидая, с конфликтом между Ногайем и Токтай-ханом, отмечает сыновей последного.Читаем несколько предложений из этой книги:
“Токтай стал падишахом.Матерью Токтая была Улджа-хатун-дочь Келмиш-ага, которая являлась женой Салджидай-Курагана…”
Токтай имел троих сыновей (за это время появились на свет второй и третий –Х.С.): Нонус, Элясар, Таваккал Буко. Он был правителем улуса в течение 23-х лет (1289-1312 гг.). В наше время,т.е. в 717 году хиджри (=1317 г.), указанным улусом (улусом Джуджи-Х.С.) правит “Uzbak pisari Tughrulbak-pisari Mangu Temur” (Узбак сын Тугрулбака- сына Монке Тимура).Он является справедливым мусульманским правителем.(Фахруддин Бунокати.Указ.соч., стр.396-397).
Как вы заметили,Фахруддин Бунокати не напоминает о внуках и дочерях Токтай-хана-сына Монке Тимура.Естественно, после того,как Токтай-хан жестоко рассправился с братями-претендентами Тугрулом и Алгу, их сыновья не могли простить своего дяди и не допускали к власти его потомков.
Цитирую статью профессора: “После смерти Токтая в 1312г. власть в Орде переходит в руки его внука(?!)- Узбек-хану (1312-1340 гг.).В 1320 г.(?) он принимает ислам и вскоре все население его владений-Дашти Кипчак, простиравщиеся от Волги до Урала, также принимает мусульманскую веру… При Узбек-хане влияние конгратов и рода Салжуктая (!) в Орде стремительно растет”.
Да, откуда этот факт, что Узбек-хан был внуком Токтай-хана? Если наш профессор считает себя узбекским ученым, стыдно не знать предков человека,имя которого превратилось в самоназвание его народа.
И притом, мусулманство не было “социалистическим объязательством”, чтобы его приняли сразу и коллективно.
Наш профессор,кажется, не знает или не признает тот факт, что среди чингизидов и их потомков в течение нескольких веков, рискуя своей жизнью,работали мусулманские эмиссары из числа хорезмийцев, бухарцев, самаркандцев, ферганцев, насафцев, гератцев,а также уйгуров и т.д., что русские летописцы 13-15 вв. отмечали о существовании больших “таджицких поселений” в Казани, Сарае, Сибири и т.п., где жили эти таджикские эмиссары и торговцы.
Нам с вами было бы полезно иногда полистать книги,написанные этими эмиссарами, в которых имеются интересные исторические данные,ненаблюдаемые в некоторых трудах- первоисточниках.К примеру, Ходжа Исхак Дахбеди- внук Махдуми Аъзама в своих воспоминаниях пишет, о том, как руководимые эмиссарами группы работали среди предводителей племен кальмыков и киргизов, подошедщих вплотную к северо-восточным границам Мовароуннахра в 16 в.(Да, калмыки жили западнее киргизов, но потом казахи их выгнали туда,где они живут в настоящее время).Дело в том,что в Мовароуннахре чувствовали угрозу возможного нападения указанных племен и решили их “обработать”.Многие из этих групп остались там, навсегда.Буквально до вчерашного дня, киргизы и некоторые другие наши друзья коранические стихи произносили на арабском языке, а другие ритуальные тексты (дуъо.и т.п.)-на таджикском.(Книга воспоминаний Ходжа Исхака Дахбеди находится в отделе рукописей Музея истории народов Узбекистана в Самарканде).
Вернемся к Узбек-хану.Он принял ислам не в 1320 г.,как пишет профессор, а еще до того,как сел на трон улуса Джуджи.В дополнение к сообщениям Фахруддина Бунокати его современник-историк А.Кошони в своей книге “Таърихи Султон Улджойту” пишет о том,что мусульманский правитель улуса Джуджи-Узбекхан после того,как сменил на троне своего дяди (а не деда-Х.С.) и стал султаном Сарая, весной 1313 г. отправил делегацию к Улджайту- элханидскому правителю в Табриз.Она вела переговоры с Элханидами по такому вопросу:соглащаются ли элханиды с передачей Узбек-хану Кавказский регион, включая Азрбайджан? Ответ был отрицательным.(Рукопись ук.книги,стр.68 а).
Для информации:
Немецкий ученый Bertold Spuler в своей книге “Die Mongolen in Iran (1200-1350)”, ссылаясь на книгу А.Кошони, отмечает: Хан Дашти Кипчака Uzbak-xan решил,что для достижения цели у него не хватает соответствующих сил и возможностей, и дабы не обиделись элханиды в связи с его требованиями, в 1314 г. отправил вторую делегацию и попросил извинения у элханидского правителя Улджайту.(См.Б.Шпулер.Мугулон дар Эрон.Перевод на фарси Махмуда Мирофтоба.1-е издание,Тегеран,1972, стр.118).
Через пять лет (в 1319 г.) Узбек-хан совершил поход против Элханидов и у Дарбанда (Дербента) получил сокрущительный удар со стороны полководца элхонидских чингизидов Хусейна ибни Амира Ок Урук Буко.
Правитель Дашти Кипчака Узбек-хан предложил султану Египта Ан-Носиру организовать совместное нападение на Элханидов.Ан-Носир отказался.Но все-таки, Узбек-хан в 1325,1335-1336 гг. самостоятельно совершил походы против Элханидов с целю захвата Азербайджан.Однако, его старания оказались безрезультатными.
Сменивщий Узбек-хана его сын Джанибек Джалалуддин Махмуд,продолжая планы отца в отношении северных районов Ирана, в 1360-1361 гг. захватил Табриз, убил правителя Азербайджана Малика Ашрафа, назначил наместником своего сына Бердибака Махмуда, оставляя в его распоряжении 50 тыс. чингизидских сарбазов во главе с полководцем Ахиджуком (Axijuq). Джанибек привел с собой в Дашти Кипчак дочь М.Ашрафа-Султонбахт и его младшего сына Темирташа.В 1362 году Джанибек сильно заболел, а его сын Бердибак, оставляя за себя названного выше полководца, спешил в Дашти Кипчак.Монгольский гарнизон во главе с Ахиджуком был уничтожен со стороны амиров Муборизуддина и Султон Увайса осенью указанного года. (См.:Хамдуллах Муставфи Казвини. Таърихи гузида.Тегеран, 1962,т.1.стр.607. B.Spuler.Указ.соч.стр.128,133.И.А.Оштияни.Таърихи мугул. Тегеран, 3-е изд. 1968 ,стр.363, 454).
Кажется, что правитель улуса Джуджи (Дашти Кипчака) Узбек-хан,его наследники Джанибак и Бердибак были заняты мыслю о захвате Азербайджана и судя по первоисточникам, их мало интересовали Мовароуннахр и Хорасан.
Наш профессор пишет,что после того,как в 1320 году Узбек-хан принял ислам,многое изменилось и в этническом составе(?) государства (Золотой Орды).Все население стало называть себя узбеками, а страна получила название Узбек эли (т.е. земля Узбека).Многие жители начали менять образ жизни и переходить к оседлой жизни, а некоторые по разрешению Узбек-хана и под предводительством святых аксакалов (авлие) стали группами отправлятся на новое местожительство в Маверенахр- в Чач (Ташкент), долины Зарафшана, Чирчика,Кашкадарьи, Сурхандарьи. И когда они проходили через населенные пункты и их спрашивали “кто вы такие и куда идете?” они отвечали: мы из эль Узбаки,т.е. узбеки мы”.
Да, как в сказке.Смысл последующих предложений профессора можно выразить этими фразами: “Народ Мовароуннахра говорил: добро пожаловать,друзья! В честь вашего приезда отныне мы все называем себя таковыми, каковыми вы себя называете!”
Говорят: вещи надо называть своими именами.Мы все хорошо знаем, что у чингизидов был такой принцип: если у хана или полкoводца имя-Чигатай, то все подчиненные ему соплеменники и сородичи называли себя чигатайцами, у Ногай-хана-ногайцами,у Узбек-хана-узбеками и т.п.В районах близ Волги, на северном Кавказе и сегодня живут ногайцы, потомки хазара (тысячников) упомянутого Ногай-хана.В некоторых горных районах Хорасана, в том числе в ущелье Чигатай Иранского Хорасана живут потомки чигатайцев,скрывщихся от Шаикбанидов (=Шайбаниды).Говорят и на чигатайском языке, каждый десятый имеет фамилию “Чигатаи”, каждый пятый-“Темури”, поскольку свое прошлое связывают с Чигатай-ханом, Темур-Кураганом, Хусейном Бойкаро….Дочь за муж за чужого не выдают,на девушек из другого народа не женятся.У многих имеется список генеалогии (шаджара).
Пусть господин Г.А.Хидоятов вопрос “кто вы такие?” задает им и услышет горячый ответ.Такой же ответ он получит от жителей нашего региона, тех самых кунгиратов,катаганов,мингов,юзов,лакайцев, баявутов, кенагасов и т.п., а также хазарейцев (хазара), живувщих в Бамиане и других районах Афганистана (прямых потомков чигатайцев).Они говорят на таджикском языке.Когда я работал в Афганистане, немного изучил их диалекты и образ жизни.Еще в 80-х гг. часть старшего поколения секретничала перед внуками на монгольском языке.У таджиков Афганистана имеется целый цикл народных четверостищий, посвященных экзотичным хазарейским девушкам.И все эти стихи начинаются с фразой “Мугулдухтар”(монгольская девушка).(При взятии Чингиз-ханом Бамиана таджики убили его любимого внука.Он приказал:опустощить долину и отдать в распоряжении нескольким тысячникам для постоянного пребывания и гарнизона.А сам Чингиз отправился в Синд. Об этом пишет Рашидуддин, труд которого цитирует наш профессор.(См.:Рашидуддин.Указ.соч.том.1.разделы: “Поход Чингизхана в страну Таджикия”, “Возвращение Чингизхана (из Синда) в страну Таджикия”).
Итак, если Узбек-хан находился, как пишет профессор,между Волгой и Уралом, как могло случится, что в улусе Чигатая чигатайские тысячники и их сородичи называли себя именем правителя Дашти Кипчака 1320-ы годы? Почему автор статьи в числе городов и долин,куда якобы пришли авлие и их группы, по разрешению Узбек-хана, не отмечает Хорезм и Ферганскую долину? Там этих авлие не приняли? Причина заключается в том, что по данным переписи 1896 г. по всей Ферганской долине против востребуемого слова стоит двухназначная цифра.Остальные называли себя по другому:таджик,сарт.
Авлие со своими группами из улуса Узбек-хана, чтобы оказатся в новом местожительстве- Мовароуннахре должны были мечтать минимум еще 165 лет и ждать расслабления власти Тимуридов,начало нашествия правителя Дашти Кипчака Мухаммада Шайикбана (Шайбани-хана-потомка сына Бату-хана по имени Шайикбан,арабизированный вариант: Шайбан) на Мовароуннахр и Хорасан.
Если Узбек-хан и его потомки в течение своего правления мечтали о захвате Азербайджана, то сменивщие их потомки дома Шайикбана ибни Бату-хана,которые долгое время старались объединить сепаратически настроенных частей улуса,в 1431-32, 1447, 1451, 1462 гг. приняли неудачные попытки с целю захвата Мовароуннахра.С другой стороны, в это время в Мовароуннахре и Хорасане начинаются массовое антимонгольское движение и восстание Сарбадаров от Сабзавара до самого Чача.Продолжавщимися на долгий период (до 1370 г.) массовыми восстаниями в Мовароуннахре руководили таджики Махмуд Тороби, Мавлонозода Бухорои и Хурдак Самарканди.Сарбадары (в переводе с дари(тадж)-. отдающие голову виселице) выгнали основную силу монголов до степи на севере вилоята Чач.Кто вдруг оказался на сцене и как поступил с руководителями сарбадаров,вам известно.Это был зять-кураган потомков Чигатая ибни Чингизхана.Через сто с лишним лет после его смерти в 1507-1510 гг. предводитель “авлие и их различных групп из улуса Дашти Кипчак” Мухаммад Шайикбани-хан,уничтожив всех правителей-тимуридов, полностью завоевал Мовароуннахр и восточный Хорасан.Если бы в тот день,когда Бобур Мирзо в последний раз с 500 всадниками появился в Самарканде, Шайикбанихан и его полководцы не были бы сильно пяными от самаркандского “мусалласа” на даче правителей за пределами города –в Кони Гиле, была бы в опасности жизнь последнего представителя дома Тимуридов-поэта и полководца Бобура Мирзо.В операции “мусаллас” что-то не сработало.Таджики ему помогли быстро выйти из города и сопровождали его до Мастчаха…Что после этого творил Шайикбани-хан понятно и без описания. (О подробностях указанных выше и последующих периодов,неотмечаемых в учебниках и книгах по истории, можно узнать в трудах таджикских историков Масъуда Усмана Кухистони “Таърихи Абулхайрхони”, Мирхонда “Равзат-ус-сафо”, Хонд-мира(внука Мирхонда со стороны дочери) “Хабиб-ус-сияр”, Абдураззака Самарканди “Матлаъ-ус-саъдайн”, Камолуддина Бинои “Шайбонинома”, “Футухоти хони” и т.п. и.т.д., включая исторических трактатов, написанных до 20-х гг. 20 в.,оригинал или перевод 95% из которых в нашем регионе не издано).
8.Арабский артикл “ал” и монгольское слово “эл”: синонимы?
В отношении горнизонов монгольских полков (хазара-тысячников) и мест их зимовки, которые находились за пределами крупных городов Мовароуннахра и Хорасана, за зеленными оазисами вокруг больших населенных пунктов, как свидетельствуют первоисточники, таджики употребляли слово “элот”, что в переводе означает: племена.Относительно Хулагидов Ирана использовали слово “элхонон”, т,е. ханы из элов-племен.В первоисточниках, написанных на языке дари (тадж.) в период правления монголов и где немало специфических слов, взятых из языка монгольских чиновников, слово “эл” употребляется только в смысле племени, а “юрт” и “улус” в смысле края.К примеру, “Улуси Чигатой”- это край, подвластный данному хану. Но это не означало, что там жили одни монголы.(улус-дословно: доля; у “ш”-кающих турко-монголов: улуш-доля; лепта).
Если англичане и французы арабский артикл “ал”,употребляли в форме “эл”, это не дает нашему профессору право, данный артикл (“алиф” и “лом”) читать и истолковывать в смысле “эл”, т.е. племя. “Эл” пишется через буквы: алиф,е,лом=ایل
В первоисточниках край, которым правил Узбек-хан, называют Дашти Кипчок, Улуси Джуджи, Олтин Урда, Сарой.Название “эл Узбаки” не наблюдается, а также в списке племен улуса Чигатая не зафиксировано племя с таким названием.
Люди из улуса Узбек-хана не говорили “мы из эл Узбаки”, а говорили бы нормально: узбак элиданбиз.”Эл” и “юрт” употребляются в традиционном смысле, в современном узбекском языке: элим деб, юртим деб, яшаш керак.
В иерусалимской надписи “Туркон-хотун бинти амир Туктой ибни Салджуктой ал- Узбаки” последняя часть является “нисба”, которая указывает не на страну, а на родовую фамилию или принадлежность определенному дому.Если писавщие эту надпись люди, хотели указать на страну, то ее последнюю часть написали бы в такой форме: мин ал-Узбакия- из страны узбеков.(РУ на арабском языке пишется: Джумхурият ал-Узбакия).
9.Полководцы с фамилией “Узбак”
Наш профессор,как я полагаю на основе его изложений, в Салджидайе увидел первого кунгирата-курагана, а в Узбек-хане- первого человека с этим именем.Но до него несколько полководцев и правителей носили такое имя или фамилию.
Как ни странно, это слово (и имя)- уйгурского происхождения и носителями этого имя (до чингизского Узбек-хана) также были потомками уйгурских хаджибов, имеющих хорошее положение и родственные отношения в тюркской династии государства Хорезмшахов,тюркском диване и армии Салджукидов Ирана, малой Азии (Рум= Византия), Ирака.Они были из числа “старотюрков”.
В 6-7 вв. согдийцы вилоятов Хато, Хутан,Баласагун и Кашгар начали привлекать к цивилизации и зороастрийской религии часть карлухов-уйгуров.Эту часть сородичи называли ayghur или uyghur-ами,т.е. “отошедщими”, отдаленными. Согдийцы на основе своего алфавита создали для них графику,помогали им переводить зороастрийскую и манихейскую литературу на староуйгурский язык.В этих текстах,согласно турфанским находкам,были переведены и значения слов “Ахриман” и “Ахурамаздо”.(Хурмузд,Хурмуз).Ахримана (злого бога) означали словами “евуз баг” (от слова ев- нечистая сила; враг+согдийское слово “баг”=злой бог).Значение Хурмузда переводили: Ughuz bag (добрый бог).
Никто из таджиков сына своего Ахриманом не называл, но среди иранских народов не мало было (и есть) людей по имени Хурмуз.Естественно, некоторые уйгуры зороастрийского толка дали своим сыновьям имя “Ughuzbag”.Слово это в течение 500-600 лет получило “фонетическую шлифовку”, подобно слову “Алполмиш” (-побеждающий витязей; имя героя одноименного сказания, которое позднее приобрело форму “Алпомиш”),в 13-14 вв. употреблялся в форме “Uzbak” (Uzbag).В такой форме оно писалось и звучит у арабоязычных, ираноязычных и туркоязычных народов.Имеет добрый смысл и истолковывать его по другому не надо.
У Джалалуддина Хорезмшаха был полководец уйгурского происхождения (из племени карохато (“Хато” не путайте со словом “Китай” в русском языке) по имени Jaghon Uzbag.В некоторых областях Азербайджана при последних Салджукидах (20-е годы 13 в.) и накануне нашествия чингизидов в Иран правила небольшая династия с фамилией Узбак.Салджукиды некоторым эмирам из этой династии отдали эти области за “заслуги”.Основоположником был Пахлавон Узбак (Джахонпахлавон).Его сын Атобаки Узбак был женат на дочери правителя Ирака Тугрула третьего Салджукида – Малика-хатун.Атобак свою дочь выдал замуж за Гиесуддина- брата Султана Джалалуддина Хоразмшаха, заключив с ним мирный договор.Когда Джалалуддин победил Атобака Узбака и завоевал Табрез, забрал к себе Малика-хатун.Однако,она при отсуствии Джалалуддина отправилась к уйгуру Хаджибу Али (правителю Малой Армении) и он в 1225 году занял некоторые города Азербайджана.
Джалолуддин после возвращения из Ирака, хотел отомстить.Но в это время (1226г.) чингизиды во главе с татарскими полководцами Тайласом и Таймалом приближались к Исфагану.Джалалуддин через Хамадан отправился “встретить” монголов.
Мы начали с Хамадана и приехали в Хамадан.Как отмечают первоисточники, армию Джалалуддина Хоразмшаха составляли в основном местные таджики (так называли фарсиязычного населения Ирана) и он больше не верил уйгурам (карохато) – Атобакам, Кутлугхану Буроку Хаджибу, Амир Ягону Узбагу, Хаджибу Али и др., верил только своему везиру таджику Шарафулмулку. Почему? Потому,что они, узнав о том,что к центральным районам Ирана приближаются чингизиды, среди полководцев и сарбазов которых были немало их соплеменников, начали изменить Джалалуддину.(Даже,когда он направился в Синд,чтобы воевать против чингизидов,Бурок Хаджиб в союзе с представительницей указанной выше небольшой династии с фамилией Узбак-Туркон-хатун в вилояте Кирмон создал свое правительство).
Сын Атобака Узбака, последний представитель дома Атобаков – Кизил Арслон ибни Узбак,который в связи с тем, что был глухонемым, имел кличку “Хомуш” (молчаливый), умер в 1227 г.На этом и закончилась история этой династии.(См.:Фахруддин Бунокати,Указ.соч.,разделы об Атобаках; Аббас Икбол Оштияни.Указ.соч.стр.116-117,120-126).
Теперь поговорим о следующем: почему герои статьи профессора Токтай-хан, Узбек-хан,его сын и внук претендовали на Азербайджан?Первым,кто объявил претенцию Элхонидам (Хулагидам) в отношениии северных районов Азербайджана,был полководец Токтай-хана- Токтай младший,который находился в Дарбанде (Дербент) и в 1309 г. дважды отправил послов к Элхонидам.Он был сыном Балака и внуком Бату-хана (от 5-го сына по имени Шайикбан).Этот полководец и другой претендент Ногай-хан по линии своих матерей были уйгурского происхождения и жены у них также были из уйгуров.Они знали о том,что в северных районах Азербайджана до образования элхонидской власти правили уйгурского происхождения эмиры в правительстве Салджукидов Ирана.Именно по этому ханы и полководцы из улуса Дашти Кипчак, в котором этнические уйгуры и татары имели неплохое положение,претендовали на Азербайджан.(О Токтайе младшем см.: Рашидуддин.Указ.соч.т.1.стр.515; о его посольстве см.:Bertold Spuler.Указ.соч.,стр.124).
10.О госпожах с прозвищем “Турконхотун”
Автор статьи “восхищаясь” педантичностью французких ученых,сам держится в стороне от этого качества.В статье вопрос о Туркан-хатун и дочери Узбек-хана,которую выдали замуж за падишаха Египта,остается,как говорят в народе, “чала”,т.е. незаверщенным.О дочери Узбек-хана- Туланби пишет: “ее дальнейшая судьба нам неизвестна, но для нас и не имеет значения”.О Туркан-хатун говорит:
“Можно полагать,что Туркан-хатун, в чью честь был построен мавзолей в Иерусалиме, был старшей женой правителя Хорезма Кутлук-Тимура(?).Но он женился затем на дочери Узбекхана и стал зятем.Дочь хана Золотой Орды (Токтай-хана-Х.С.) не могла быть ординарной женой хорезмского правителя.Она должна была быть только королевой и первой женой.т.е. Туркан-хатун.Был найден очень простой выход-первая Туркан-хатун должна была отправиться с брачной делегацией в Каир,чтобы уступить титул своей счастливой сопернице.”
Мне кажется,что вся статья профессора написана на основе его предположений.Он даже полагает,что Туркан-хатун-жена Кутлук-Темура и дочь Тактай-хана.Весь материал подчиняет героям надписи, в которой его больше интересует фраза “ал-Узбаки”.Все-же профессор не заметил,что этой статьей он ответил на вопрос своего коллеги,другого мастера свободных сочинений, поставленного на титуле его книги: “Кто мы такие…?”.
Цитирую профессора: “Следует отметить прежде всего,что Туркан-хатун в племени конгратов (?) означало не имя собственное, а титул, присваивавщиеся старшей жене предвотителя племени.Он состоит из трех слов:Турк-хан-хатун,т.е. жена тюркского хана”.
Мне непонятно: какая была нужда в тюрко-монгольской среде называть супругу тюркского хана “женой тюркского хана”.
Только в тех странах и регионах с таджикской (ираноязычной средой), независимо от того,что первые жены тюркских правителей были из тюрков или таджиков,их называли Турконхотун (тюркская госпожа) и их дочерей – хонзода (дочь хана) и шахзодахонум (госпожа-принцесса).
В кунгиратской (собственно монгольской среде) в северных улусах (в том числе Дашти Кипчаке) и в собственно монгольском дворе в регионах с таджикской средой (Хулагиды в Иране, Чигатайцы в Мовароуннахре и Хорасане) первым женам каанов не давали прозвище “Турконхотун”.Можете посмотреть списки жен и дочерей чингизидов в указанных выше первоисточниках.
Прозвище Туркан-хатун впервые получили жены Салджукидов.Их было немало.Одна из них много спорила с великим везиром Салджукидов Ходжа Абуали Низомулмулком.
Жена Султон Мухаммада Хорезмшаха также имела такое прозвище.Она умерла в тюрьме Чингизхана.Джалалуддин Хорезмшах в память своей матери называл свою дочь: Турконхотун.
В последующих веках у правителей Хорезма были и другие Туркан-хатуны.(Профессор ощибается, когда говорит о том,что кунгираты правили Хорезмом с монгольских времен до 1920 г.В таком случае хорезмийцы говорили бы сегодня на кунгиратском диалекте.Кунгираты были правителями этой области на короткий срок).
В доме Атобаков с фамилией Узбак, о котором говорили выше, было несколько госпож с указанным прозвищем.Одна из них Туркан-хатун Узбак являлась сестрой Музаффариддина Узбака.
Итак,надпись:Туркан-хатун дочь амира Токтая сына Салджуктая ал –Узбаки.
Если мы, опираясь на труды Рашидуддина, других историков-современников героев нашего профессора, “научным выводам” и предположениям автора статьи, составим “критический текст” этой надписи, то получаем следующее:
“….Токтай-хан ибни Монке Темур ибни….”.
И все! Почему?
1.Согласно первоисточникам,у Токтай-хана не было дочерей.
2.Отца его звали Монке Темуром,естественно, Токтай-хан не являлся сыном человека по имени Салжидтай (=Салджуктай надписи).
3.Салджидай Рашидуддина и других первоисточников, который по нахальству профессора в цитатах превратился в “Салжуктай”, чтобы имел соответствие с именем персоны из надписи, являлся дедом Токтай-хана со стороны матеры.
4.Салджидай в первоисточниках не известен с “нисбой” или по фамилии “ал-Узбаки” и при нем улус Джуджи-хана еще не называли, так сказать, “эл Узбаки”.
Давайте напишем по – арабски “нисбу” нашего профессора: Гога ибни Аброр ал-Хидоят.Звучит?Да.Но он автоматическим способом не превращается в потомка таджикского поэта Иззатуллаха Хидоята (из Бухары), иранского ученого и поэта Ризо Хидоята, известного иранского современного писателя Содика Хидоята, которые, по исследованиям русского востоковеда Дмитрия Комиссарова, являлись непосредственными потомками таджикского классика Камола Худжанди, который работал в Сарае и Табризе (и умер там) в рассматриваемом периоде.
Я привел профессора к дому “Турконхотун”.Она была из династии уйгуров-карохато по фамилии Узбак.Погибла она не в 1340 г., а в 1240 г.от рук монголов – элханидов в Иерусалиме. Пусть он в книгах Джаъфара Хамиди “История Иерусалима” и Г.Г.Заворы “Облик Иерусалима” (в которых приводится список мусульманских архитектурных памятников восточной части этого священного города) находить великолепного мавзолея,построенного в 14 в., по его словам, только для Туркан-хатун ал-Узбаки.(См.:Джаъфар Хамиди. Таърихи Урушалим (Байтулмукаддас).Тегеран,1985.,стр.177-239; Гуломризо Гулии Завора.Симойи Кудс.Тегеран, 1995., стр.122-127) .

Я был бы очень рад, даже гордился бы,если нашими земляками-хорезмийскими мастерами по указу предполагаемого нашим профессором мужа Туркан-хатун-Кутлук Темура, в Иерусалиме был бы построен чудесный архитектурный памятник.
К ал или эл Узбаки у меня никаких неприязней нет.Мне хотелось указать на неточности, фактологические ощибки и неправильные предположения автора статьи, лишь с такой целью,чтобы другие бывшие профессора истории КПСС и научного коммунизма, не повторяли или не освоили эти ощибки. Ибо расчитанные на обивателя статьи и книги или “свободные сочинения” на конкретную тему, очень заразительны.Они пишутся в обивательской манере.

И еще: хотель показать уровень “правдивости, логичности, честности, последовательности” в исследованиях указанного автора на примере только одной его статьи; стремление любой ценой подчинить материал и первоисточник, если надо, заставить их подчиниться идеям автора.
Когда я закончил свои заметки на полях статьи профессора о Туркан-хатун-ал Узбаки, он объявил в интернете другой свой монолог под названием: “Бухарские евреи: кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?” (Центразия. ру. 17.12.2007).
Об этом поговорим во второй части наших заметок: “Еврейские чемоданы с упражнениями по пехлевийскому языку”.

Хазрат Сабохи,
свободный исследователь,
кандидат искусствоведения.
г.Нишапур.Иран.
16,02,2008
sabohi@mail.ru
(Продолжение следует)

Источник – ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи – http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1208212380

 

Огнестрельное оружие появилось на территории современного Казахстана уже в эпоху Золотой Орды