О ДАШТИ КИПЧАКЕ – РОДИНА УЗБЕКОВ

 

О ДАШТИ КИПЧАКЕ – РОДИНА УЗБЕКОВ

Х.Камол: Отчим не может стать отцом. Об этногенезе узбеков (ответ Р.Абдуллаеву)
09:37 21.10.2011

ОТЧИМ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ОТЦОМ

У всех народов мира есть своя история, богатая или бедная. Разумный взгляд в прошлое помогает избежать повторения ошибок в будущем, и не зря историю называют зеркалом жизни. Воспоминания об истории своего народа дают огромный простор чувствам, и чувства гордости и любви за историю своей нации понять можно.

Игнорируя исторические факты, Р. Абдуллаев в статье “Узбеки-дворяне тюркских народов, а сарты предприниматели Центральной Азии” на основе предположений “рассуждает” об этногенезе узбеков, как он сам пишет, выдвигает “новый подход” к этой проблеме.

СПЕРВА О ДАШТИ КИПЧАКЕ – РОДИНА УЗБЕКОВ:

Под Дашт-и Кипчаком историческая география подразумевает Половецкую степь или, по русским летописям, Киргизские степи от Урала до Сибири, бассейн Аральского моря и низовья Сайхуна (Сырдарьи). Начиная с XI века, она носит названия Дашт-и Кипчак. Кибчак, Хихчак, Киччак, Кепчак, Хифчак – эти названия сохранились в персидских и арабских источниках XI-XVI вв., обозначая пустыни и степи, начинающиеся с низовий Сайхуна и озера Балхаш и протянувшиеся до берегов Дона в Европе. Они связаны с названием тюркоязычных народностей – кипчаков, расселившихся на этом огромном степном пространстве. Основу этого населения составляли скотоводы-кочевники, в быту которых еще сохранились сильные пережитки родового строя. Кипчаки объединили в одно целое племена и народы различного происхождения, сложившиеся здесь на протяжении многих столетий. Поэтому этноним “кыпчак” имеет, по крайней мере, три основных значения:

во-первых, это одно из родоплеменных названий, распространенное среди многих современных тюркских этносов;

во-вторых, научный этнонимический термин “кыпчак” применяется для обобщенного обозначения народов и главным образом языков, входящих в кыпчакскую подгруппу тюркских языков;

в-третьих, историческая наука подразумевает под этносом “кыпчак” объединение тюркских племен, которое возглавляли кыпчаки, и это объединение кыпчаков оказалось настолько сильным, что огромная территория, ими контролируемая, уже в средние века получила название Дашт-и-Кыпчак.

Впервые название Дашт-и Кипчак использовал Насир Хосрав (1004-1088гг.) – известный персидско-таджикский поэт – после того, как тюрко-монгольские племена кипчаков в 1030 г. с берегов Иртыша перекочевали в сторону Хорезма, захватив земли современного Казахстана и степи европейской части России. Кыпчакскую степь разделяют на две части: восточную и западную. Восточная часть начинается с низовий Сайхуна и гор Улуг-таг и Кучак-таг, с запада доходит до земель гугсардских племен, подчинявшихся Бату, с севера – до земель узбеков, подчинявшихся Шейбану, а оттуда до ханов Чагатайского улуса, на юге до каракумских песков и гор Алексаруски. Западный Дашт-и Кипчак – это районы, где соединяются реки Дон и Волга, на востоке они доходят до Аральских гор, до Каспийского моря, на западе до реки Дунай, а на юге до Черного моря. В источниках этого периода довольно четко определены границы Дашт-и Кипчака. Автор историко-этнического сочинения “Михман-наме-йи Бухара” Фазлуллах ибн Рузбихан Исфахани, известный под именем Ходжа Мулла Исфахани, который сопровождал Шейбани-хана во всех его походах и поездках, определяет землю улуса узбеков – Дашт-и Кипчака – следующим образом: “Один край владений узбаков граничит с океаном (Каспийское море), другой с Туркистаном (ныне город на территории Казахстана), третий с Дербендом, четвертый с Хорезмом и пятый с Астарабадом (город в Иране)”. Махмул ибн Вали пишет, что “Дашт-и Кипчак…лежит к северу от Хазарского моря. Городов и селений в нем мало…Известные города его: Хазар, Буртас, Сарай Бату, Сарир аз-захаб и Хаджи Тархан, (более) известный (под названием) Хаштаран… Основную часть Дашт-и Кипчака составляет пустыня. Протяженность его – месяц пути”.

На этом обширном пространстве на протяжении длительного периода кочевые тюрко-монголские племена летом кочевали между предгорьями Урала и реками Тобол, Урал, Илек, Иргиз, а зимой в бассейне Аральского моря по рекам Чуйсу, Сарису и в низовьях Сайхуна. Рузбихан-и Исфахани в своей книге “Михман-наме-йи Бухара” по этому поводу пишет: “Дашт-и Кипчак равен шестистам фарсахам земли. Большая часть покрыта речками… Большая часть деревьев этой страны березы… Эта обширная степь является летним становищем узбаков, и в летние дни, когда наступает зной таммуза (июль) и время множества пожаров и возгораний, казахский народ занимает места по окраинам, по сторонам и рубежам степи…. Каждый из их султанов имеет в своем владении и подчинении определенную местность этой области… Когда наступает осеняя пора, погода в той стране становится холодной и выпадают обильные снега, то, разумеется, казахи для зимовки направляются из степи на зимние стойбища.… Местом их зимовья является побережье реки Сайхун, которую называют Сир… Длина берегов Сайхуна, на которых они оседают, превышает триста фарсахов”.

Жизнь кочевников всегда была связана с постоянным передвижением со скотом к новым пастбищам. Иногда такие переходы достигали 1000 км.

В XIII в. после монгольского завоевания Дашт-и Кипчак вошел в улус Джучи – старшего сына Чингиза, под названием Кок-орда. Обособление Ак-орды и выделение ее из общего состава Золотой Орды в качестве полунезависимой политической единицы произошло в конце XIII – начале XIV века, что совпало со временем правления золотоордынского хана Тохты (1290-1312), когда улус Джучи распался на две части – Ак-орда и Кок-орда. Восточная часть, носившая название Ак-орда, была поделена между сыновьями Джучи – Ордой и Шейбаном. К северу от Сырдарьи, между реками Яиком (Уралом), Иртышем и Чу располагалось владение Шейбана, известное у мусульманских авторов под именем Дашт-и Кипчак.

В период, когда Золотая орда была крепкая, правители Белой Орды не играли самостоятельной роли, находясь на положении вассалов золотоордынского хана.

В 70-х годах XIV в. борьба между Урус-ханом (1361-1375гг.) – ханом Золотой Орды и знаменитым ханом Золотой Орды – Тухтамышем и поддержавшим его Тамерланом, затем борьба между Тухтамышем и Тамерланом ускорила процесс политического раздробления Золотой Орды.

Тухтамыш-хан был последним ханом, которому удалось временно удержать власть и в Золотой, и в Белой Ордах. Однако в 1395 г. огромные перемены в жизнь кочевников Золотой Орды внес поход Тамерлана, положивший конец могуществу Золотоордынского государства. Согласно “Зафарнаме” Али Йазди, Тамерлан в этом году с 600 тыс. войском нанес сокрушительный удар Тухтамыш-хану.

Историк этого периода Ибн Арабшах, описывая прежнюю жизнь Дашт-и Кипчака, говорит о ней как о стране, населенной богатой скотом, безопасной на всем ее пространстве. Ибн Арабшах пишет, что после опустошительного нашествия Тамерлана “в тех местностях от Хорезма до Крыма никто из тех народов не перемещается и не живет и нет там другой живности, кроме степных животных“. Махмуд ибн Вали также подтверждает, что “в пору сохибкирана (Тамерлана), вследствие набега и грабежа чагатайского войска, большая часть тех земель пришла в запустение”.

Вызванный походами Тамерлана упадок экономической деятельности Дашт-и Кипчака способствовал и политическому раздроблению его территории. Дашт-и Кипчак распался на несколько враждебных друг другу улусов. В первой половине XV в. улусы ногайский (мангытский) во главе с Едигеем и шейбанский из рода Шейбана были наиболее обширными.

Бесконечные войны племен и улусов в Ак-орде, которые часто сопровождались ограблением друг друга, опустошали их владения. Как отмечает Рузбихан-и Исфахани, “ханы этих племен находятся в постоянных распрях друг с другом и каждый (из них) посягает на другого. И когда кто-то из них побеждает, то продает других в рабство или уводит в плен. Имущество и людей противника между собой они считают дозволенной добычей и никогда от этого правила не отступают”.

ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ УЗБЕКОВ:

Согласно источникам, в середине XV века в составе дашт-и кипчакских кочевых тюрко-монгольских племен входили такие племена: кият, мангыт, дурман, кошчи, утаджи, найман, укареш-найман, тубан, таймас, джат, хатай, уйгур, карлук, ушун, курлаут, ички, туман-минг, тангут, кунграт, чимбай, шункарлы, йиджанклик и др. С. Ахсикенти в своем сочинении “Маджмау-т-таворих”, написанном в Фергане в XVI веке, приводит названия 92 узбекских племен или “племен илатийа”, т.е. племен кочевников. Что традиционное деление на 92 рода существовало до XVIII века, подтверждается и упоминанием их числа в стихах поэта XVII века, Турди.

Монголы, захватившие Дашт-и Кипчак, слились и ассимилировались с тюркскими племенами, приняв их язык и обычаи. Начиная со второй половины XIII века, в связи со смутой в Кок-орде происходила непрерывная миграция кочевников и тюрко-монгольские племена откочевывали на юго-запад или на восток от Сарая, на север и северо-восток от Белой орды. Тюркские кочевые племена и отюреченные монгольские кочевые племена Дашт-и Кипчак позднее стали фигурировать в исторических источниках под общим собирательным названием “озбаки” или “узбеки“.

В исторической науке эти племена называют кочевыми узбеками и они позже участвовали в формировании этногенеза узбеков.

Термин “озбак” или “узбек” как собирательное имя для всего тюрко-монгольского населения Дашт-и Кипчака возникло в 20-х-30-х годов XIV в. Впервые слово “узбак” встречается в сочинении Хамдуллаха Казвини (1280-1350гг.), который в “Та’рихи гузида” (“Избранной истории”) рассказывает о вторжении в 1335 г. хана Узбака в пределы Ирана, называя при этом золотоордынское войско “узбакиян”, то есть узбаки, а Золотую Орду “Мамлакати узбаки” (“Страна узбаков”). Шарафуддин Али Йазди описывая борьбу между Тамерланом и Тухтамышем, называет последнего узбакским ханом, а его армию узбакской. В своем рассказе о нападении Тамерлана на Дашт-и Кипчак в марте 1395 года он, говоря об этой земле, называет ее узбакским улусом. “Для обозначения территории их обитания мусульманские авторы стали употреблять термин узбекский улус, или просто Узбекистан (Страна узбеков). Таким образом, тогдашний Узбекистан включал в свой состав, в частности, территорию современного Центрального, Северного, Северо-Восточ­ного и Западного Казахстана”- пишет Т.И.Султанов (Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы, 2001. -С.125.).

Происхождение слова “узбака” ученые связывают с именем золотоордынского хана Узбака (1312-1340), так как эти кочевые племена находились в ту пору под его властью. “Узбак-хан по вступлении своем на престол (в рамазане 711 г.х./январе 1312) со всем воодушевлением новообращенного мусульманина и пылом молодости, по-видимому, очень крутыми мерами вводил ислам в своем государстве, истребляя упорных эмиров, волшебников и чародеев, составлявших сильную и сплоченную организацию у его шаманствуюших предков”- пишет А.А.Семенов (Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана //Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. Труды. –Т. XII. Вып. I, Сталинабад, 1954. -С.9-10.). С XV века, по мере распада улуса Джучи, слово “узбак” постепенно исчезло из употребления в западной части Дашт-и Кипчака и осталось только за кочевыми тюркскими и тюркизированными племенами Восточного Дашт-и Кипчака. Можно сказать, что в конце XIV в. узбеками назывались тюркские и отуреченные племена восточного Дашт-и Кипчака, входившие в состав улусов Шейбана и Орды, в том числе и отдельные мангытские роды. Большая часть Шейбанидской орды двинулась в Мавераннахр, где они стали известны под именем озбаков (узбеков).

Как верно утверждает В.Андреева “именно Шейбаниды на кончиках своих копий принесли в Среднюю Азию само название “узбеки”, которые не имело в то время никакого реального этнического содержания” (Андреева В. Миф об узбекском государстве. Часть I: “Великие предки” и исторические фантазии Ислама Каримова /www.Analitik.ru.). Узбеки (узбаки) – это конгломерат пришлых кочевых тюрко-монгольских племен, а по выражению Ч.Валиханова, “союз племен” (Валиханов Ч. Избранные произведения. -Москва, 1986. -С.256.), пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Современные узбеки как народ, и как государственное образование, появились только благодаря советской власти и являются потомками дашт-и кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI, примкнувших к ним местных тюркских племен, сартов, а также из тюркизированных таджиков. (Ильхамов А. Археология узбекской идентичности /Этнически атлас Узбекистана. –Ташкент, 2002. -С.270.) Как верно пишет Н.А.Дубова -нынешние узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом, среди них есть представители как “чрезвычайно европеоидных” (т.е. узбекизированные таджики) так и сильно монголоидных и множество смешанных в разной степени индивидуумов (Дубова Н.А. Современные антропологические совокупности и этнокультурные общности на территории Средней Азии // Расы и народы. –Вып. №27, 2001. -С107.).

Анализ исторических материалов показывает, что историю узбекского народа следует начинать с XVI в., когда в Мавераннахре и Хорасане появились племена завоевателей, носившие название “узбаки” или “узбеки”.

Однако современные узбекские исследователи как Абдуллаев отрицают такую интерпретацию. Они претендуют на более древнее происхождение своего народа, но пока другой более убедительной версии не предложили, и, несомненно, начальный этап формирования узбекских кочевых племен происходил именно в Дашт-и Кипчаке под руководством Шейбани-хана и прдолжался в Мавераннахре после его завоевания этими племенами.

Объединявшиеся в большие и сильные орды, кочевники Дашт-и Кипчака часто учиняли набеги на более богатые соседние районы Семиречья и не всегда ограничивались кратковременными грабительскими набегами и их крупные объединения просачивались в оседлые оазисы и воспринимали культуру оседлого населения, входя в него новым этническим элементом, оказывая влияние на физический тип этого населения, нередко изменяя его язык и внося свои кочевые степные обычаи. Факты такого оседания кочевников мы знаем в Семиречье, где осевшие в IX-XI вв. огузы, карлуки и другие тюркские народности отуречили местное согдийское население. Тот же процесс происходил в Хорезме, где оседание кочевников – огузов и кипчаков закончилось в XIII в. почти полным отуречением бывшего здесь хорезмийского языка.

Массовое вторжение кочевых узбеков во главе с Шейбани-ханом в Мавераннахр и Хорасан в начале XVI в. явилось не только обычным движением кочевников с целью ограбления оседлых соседей, это было социальное явление, обусловленное неблагоприятной для кочевников-узбеков обстановкой в степях Дашт-и Кипчака.

В последних научных изысканиях некоторые ученые даже определили количество людей, ушедших из Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию вместе с Шейбанидами. Так, С.Г. Кляшторный и Т.И. Султанов пишут, что, “анализ данных показывает, что общее число ушедших из степи в Среднюю Азию кочевников Дашт-и Кипчака достигало 240-360 тысяч человек” (Кляшторный С.Г., Т.И.Султанов. Казахстан: летопись трех тысячелетий. -Алма-Ата, 1992. -С.256.). Учитывая количество людей, живших в Дашт-и Кипчаке в тот период, это говорит о массовом нашествии племен Дашт-и Кипчака в Мавераннахр и Хорасан!

Одной из существенных причин массового движения узбекских племен во второй половине XV века в глубь Мавераннахра и Хорасана являлась усилившаяся борьба за пастбища между шейбанидами, казахами, мангытами и монголами-калмыками, приводившая к постоянным военным столкновениям. Для значительных групп кочевников Дашт-и Кипчака, лишившихся в результате войн пастбищ и стад, их переселение в Мавераннахр, переход к оседлости и земледельческому труду был единственным выходом из обострившегося хозяйственного кризиса.

Господин Абдуллаев, надеюсь наконец вы поняли откуда пришли ваши предки в Мавераннахр!

Несмотря на активное и продолжительное переселение тюрко-монгольских племен Дашт-и Кипчака в Мавераннахр и Хорасан, ассимиляцию и вытеснение таджиков в горные и предгорные районы, к началу новейшего времени тюрко-монголы не стали господствующим этническим компонентом в Мавераннахре и Хорасане. Как пишет А.Вамбери, “с древнейших времен таджики составляли преобладающее большинство населения Средней Азии, которое, продолжая быть верными культурным устремлениям доисламского периода, хотя и было лишено владычества, не перестало, однако, играть роль цивилизаторов по отношению к своим повелителям”. Несмотря на натиск тюркского языкового элемента, таджикско-персидский литературный язык на протяжении XVI в. и вплоть до начала XX века остается официальным языком тюрко-монголских ханств в Мавераннахре.

В начале XX века, несмотря на такой многовековой натиск и насильственную ассимиляцию, как пишет А.Шишов “таджики, долинные и горные, занимают громадную территорию равнин и горных долин; их поселение на севере (в Ташкентском уезде достигают до 41,50 параллели, на западе в Самаркандской области до 370 меридиана, на юге в афганских и индийских владениях до 360 параллели и на востоке, в китайских владениях на западном Куэн-Луне, до 530 меридиана” (Шишов А. Таджики (Этнографическое исследование).-Алматы, 2006. -С.4.).

Однако при образовании Туркестанской республики начался процесс насильственной ассимиляции таджиков в ходе грубых нарушений при переписи населения, введения в делопроизводство, просвещение, печать и другие органы узбекского и турецкого языков. После образование Узбекской ССР таджики, которые составляли основную массу населения этой республики, силовым методом подлежали впоследствии всеобщей “узбекизации“.

После распада Советского Союза на территории Центральной Азии появились новые независимые государства. Чтобы укрепиться во власти и отойти от злободневных вопросов, лидеры этих государств создают в общественном сознании неверные, искаженные представления о событиях прошлого и придумывают разные для этого способы: определили “идею” национального единства, “раскрыли свою древность”, доказали существование “основателя” своего государства, даже если он был гением зла и “изобретателем” специальных башен из черепов массами убитых людей, таких как Тамерлан.

“Углублять” свою историю при “помощи” политиков в данном регионе ученые начали в период образования советских республик, продолжили в 60-70 годах прошлого века и особенно усилили в настоящее время. Какая причина и необходимость заставила ученых мужей прислушиваться к политикам? Причина была одна. Это был результат топорного разделения, несправедливое национальное размежевание и образование советских национальных республик в 20-е годы прошлого века при советской власти в Центральной Азии. В процессе национально-территориального размежевания и образования соответствующих союзных, автономных республик были допущены явные перегибы, во многом нарушающие границы исторически сложившихся территорий, мешающие самоопределению населения отдельных городов, крупных регионов, не вошедших в результате такого размежевания в свое национальное отечество. Все это в скором времени дало о себе знать. Границы, которые при национально-территориальном размежевании советских республик были определены в Центральной Азии в 20-годы прошлого века, являлись административными, а не государственными. Те, которые несправедливо получили огромные территории, не принадлежавшие им исторически, также те, которые в результате топорного разделения были разлучены со своей исторической родиной и загнаны в горы, начали искать свое спасение в истории.

Об арийском происхождении таджиков. Эту идею не выдвигал академик Р. Масов, а ее доказала историческая наука.

Что-же касается узбеков, возьмите и прочитайте хотя бы трактаты средневековых историков Хафиза Таниша “Шарафнамаи шахи” и Рузбехона Исфахони “Мехмонномаи Бухара”, и вы убедитесь, что родословная Шейбанихана (настоящий ваш предок) через 10 колен присоединяется к Джучи и через 11 к Чингизу. Так что, бесспорно, узбеки принадлежат к монголоидной расе.

Господин Абдуллаев, вы большой фантазер и хороший “разведчик”. Сообщили нам “тайны этнической принадлежности” старшего сына Чингиза –Джучы, которая, за “грифом совершенно секретно” “хранится” в “архиве” истории. За такое “секретное сообщение” новое поколение узбеков должно поставить вам памятник в Уланбаторе, рядом с Чингизом!

Чтобы не говорили вам, что узбеки не произошли от монголов, вы с воодушевлением пишите, что Джучи харомзода, т.е. незаконнорожденный сын Чингиза. Если на самом деле Джучи харомзода, тогда как получается, что его потомки в лице Шебанихана, который захватили Мавераннахр, и до сих пор живут здесь тоже… Как досадно!

В своей статье “весомыми аргументами” “подтверждаете” существование этнической близости между узбеками и русскими. Какое открытие! Уму не постижимо. Как узбеки имеют этнические близости к русским?

Есть элементарное определение. Если вы на самом деле узбек подойдите к зеркалу, посмотрите на себя, разве вы похож на русского?

О “староузбекском” государственном языке Золотой Орды и государстве при Узбак-хане. Во-первых старых языков не бывают, бывают древние языки как у таджиков: согдийский, хорезмский, бактрийский. Термин “староузбекский язык” придумали в Советском периоде, чтобы как-то “углубить в древность” историю “братского народа”. А вы придумали новый термин “тюрко-староузбекский язык”! Молодец!

Во-вторых, хотя прежнее понятие “средневековое государство” отличается от современного, тем не менее такие атрибуты государства, как определенная территория, наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти, единый политический, административный и культурный центр, единый язык общения и экономическая сплоченность являются общепринятыми признаками. Бесспорно, эти признаки и атрибуты государственности отсутствовали на подвластной Узбак-хану территории. Кочевые племена никогда не имели конкретной границы и точно определить их территорию для того периода не представляется возможным. Эти племена всегда вели кочевой образ жизни и не имели постоянного места обитания. Естественно, что у них не было единого языка общения и между ними отсутствовали прочные экономические связи, а племенная знать, будучи настроена сепаратистки, всегда стремилась к самостоятельности.

О названии статьи: слово “дворяне” для узбеков-кочевников слишком “жирно” звучит. Наверно, вы забыли, кто на самом деле были ваши предки.

Короткий экскурс в истории. По словам Наршахи основатель таджикского государства в 9 в. Исмаил Самани сказал “Манам бораи Бухоро”, т.е. “Я – стена Бухары” и укрепляя границы государства часто ходил против кочевников к северо-востоку в походы. В 893 г. Исмаил Самани отправился на очередной поход на кочевников и овладел Тиразом, захватил в плен тюркского хана вместе с 10 тысячами его воинов и слуг. Этих гулямов (рабов), которые называли атрок скором времени освободил эмир справедливый Исмаил и разместил их в окраинах Бухары. Туркестан был постоянным поставщиком тюркских гулямов в саманидской армии. Низамулмулк в своем сочинении “Сиесатнома” подробно рассказывает о системе саманидской гвардии. Купленный на рынке тюркский гулям (атрок) попадая в гвардейских отряд при саманидском дворе, проходил первый год службы пешим, не имея права, под страхом наказания, даже сесть на лошадь. Наиболее способные и заслуженные тюркских гулямов могли достигнуть должности начальник конного отряда, а затем хаджиба. Основную роль в падении Саманидов сыграли численный перевес тюрских гулямов в саманидской гвардии, и их предводителей составляли костяк армии Саманидов. Особенно в период правлении Абдулмалика (954-961) роль военачальников тюркской гвардии при саманидском дворе сильно возрастает и почти все управление государством переходит в их руки. Таким образом, гулям не может стать дворянином. Это во-первых.

Во-вторых. Дело в том, что в течение истории для кочевников-узбеков походы и завоевания являлись средством обогащения, поскольку они сопровождались захватом военной добычи. Грабежом они приобретали предметы, отсутствовавшие в их скудном скотоводческом хозяйстве. Если им удавалось удержать захваченный район, то к военной добыче присоединялись дань и различного рода натуральные повинности с покоренного населения.

Все теории существование кочевых племен будут сведены к следующим факторам: 1) жадная, хищническая природа степняков; 2) необходимость поисков кочевниками дополнительных источников существования… (Бондаренко Д.М., Коротаев А.В., Крадин Н.Н. Введение: Социальная эволюция, альтернативы и номадизм // Кочевая альтернатива социальной эволюции: серия “Цивилизационное измерение”. -Т.6. -Москва, 2002. -С.17.). Разбой, грабеж, хищническая природа – эти признаки несвойственны природе дворянина, господин Абдуллаев.

Господин Абдуллаев, мы думали после распада государства Саманидов до 1924 г. больше у руля государства в Мавераннахре не были представители местной династии. Оказывается, по-вашему, были –”Аштарханиды – поколение иранских правителей”. Спасибо, что вы “подарили нам” Аштарханидов. Вы, такой “осведомленный историк”, разве не знаете, что после захвата Астрахани российскими войсками один из потомков Чингизидов, правивших в Астрахане, Джанибек Мухаммад султан бежал к Шейбанидам и нашел приют в Бухаре у Искандар-хана – отца Абдуллах-хана II Шейбанида. Искандар-хан выдал за Джанибек султана свою дочь Зухру-ханум, и он вошел в родство с узбеками Шейбанидами. От этого брака родились три сына: Динмухаммад-хан, Бакимухаммад-хан и Валимухаммад-хан. После поражения и убийства Шейбонида Пирмухаммадхана II летом 1599г. избрали ханом старшего сына Джанибек султана – Динмухаммад султана, но по пути в Бухару Динмухаммад погиб. Тогда по совету бухарской знати ханом был провозглашен Бакимухаммад султан и таким образом к власти пришла другая чингизидская династия Джанидов, известная в истории как Аштарханиды.

Вы с гордостью упоминаете имя так называемых “своих предков”-символов вашего “великого” прошлого – Тамерлана и Бабура, как-то забывайте о родном Тухтамишхане. Это не справедливо! Отчим не может стать отцом, дедом и наконец предком, господин Абдуллаев!

Ваш отчим Тамерлан когда же захватил Багдад и возвращался через Кирманшах в Истахр, то им было получено послание от правителя Персии шаха Мансура Музаффари, который называл его “узбаком”. В книге “Манам Темури джахонкушо” (“Я Темур-покоритель мира”) Тамерлан говорит, что этим обращением он был оскорблен, и оно стало поводом для совершения похода в Шираз, в результате чего город был разрушен и подвергнут разграблению.

Познакомьтесь, что пишет “ваш великий поэт” Бабур об узбеках.

После того как Бабур при поддержке населения Самарканда разбил наголову узбекский гарнизон и в 1500 г. вторично воссел на трон власти в Самарканде, он писал: “Почти сто сорок лет город Самарканд принадлежал нашему дому. Неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его.” (Захир ад-Дин Бабур. Бабур-наме. 1957 г. -С.101.).

Относительно вашего “вывода” о том, что “таджики – это потомки иранцев, пришедших в Среднюю Азию в VIII веке вместе с арабами”, хочу сказать, что вы наглым образом искажаете историю. Не вдаваясь в подробности, задаю вопрос: Если таджики вместе с арабами пришли в Мавераннахр, тогда к какому народу принадлежит правитель Согда согдиец- Деваштич, который героически воевал против арабов, узбекам? Да, у вас есть хороший опыт прихватить не только историческое наследие других народов, но и узбекизировать его знаменитых представителей науки у культуры (как ал-Хоразми, Абуали ибн Сина и др.). По этому поводу наш поэт Лоик Шерали в своем стихотворении с иронией писал, что настанет время и узбеки будут говорит, что бог тоже является узбеком.

Господин Абдуллаев, ваши предки захватили основную часть нашей исторической родины, это факт. Однако вы никогда не сможете посредством своего “научного открытия” доказать, что какое-то малейшее отношение имеете к исторической родине таджиков – Мавераннахрому.

О Самарканде, Бухаре и других древних таджикских городах, которые по “распределению” достались Узбекистану. Да, мы не будем завоевывать их, ради бога, живите. Однако не забудьте, что мы всегда напоминаем вам, что это историческая родина таджиков и вы гости на этой земле. Таджикский народ очень гостеприимный и терпеливый, он не прогоняет неприглашенных гостей, если они сами не захотят уйти.

Вы называете академика Р.Масова, Хазрата Сабохи и А. Ильхамова своими оппонентами. Однако они не ваши оппоненты, их планка очень высокая. Они занимаются наукой, а вы хороший сочинитель пасквиля и сказки.

Также вы безответственно обвиняйте академика Р.Масова в нацизме. Если академик Р.Масов говорит правду и на основе исторических документов пишет о несправедливом территориальном размежевании в Средней Азии в 20-годах прошлого века в своих книгах, и вы вешайте ему ярлык националиста, тогда как вас, сочинитель пасквиля, называть –”староузбекским героем”, что ли?

В конце хочу сказать, что именно таджикская земля стала по-настоящему колыбелью и родиной для современных узбеков, которые здесь в течение десятков лет живут, пользуясь всеми ее богатствами, культурным и самобытным достоянием таджикского народа.

Хамза Камол

доктор исторических наук

hamza_Kamol @mail.ru