Половчанка

Қозыбаев С

Половчанка

 

Историко-публицистические заметы (продолжение)

Многие из духовных лидеров казахской нации были женаты на русских женщинах. Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Шокай, Жаханша Досмухамедов, Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев… Замечу лишь: это были желанные и крепкие браки.
В истории запечатлена и обратная ситуация, когда русские князья в обязательном порядке брали в жен степных красавиц. Перенесемся во времена Древней Руси.
Все без исключения половецкие ханы состояли в родстве с великими князьями. Один раз смешав кровь, эту традицию в последующем продолжали обе стороны. Вот откуда столько русских дворянских и царских фамилий с кыпчакской кровью.
Поражают матримониальные связи того времени.
Посудите сами. Первым из русских князей положил начало родству с половцами сын Ярослава Мудрого Всеволод (1030 – 1093) – первый правитель Киева, использовавший титул “князь Всея Руси”. Он женился на Анне, дочери половецкого хана, вошедшей в русскую летопись под именем Анны Половецкой. Их дочь Евпраксия станет императрицей Германии. А сын Владимир Мономах, сам женатый на половчанке, женил двух своих сыновей также на степных красавицах. В 1108 году – Юрия (Долгорукого, будущего основателя Москвы) на дочери хана Аепы (Каима) и в 1117 году – младшего сына Андрея Доброго (Волынского) на внучке хана Тугорхана.
Пойдем дальше и проследим линию Юрия Долгорукого. От жены половчанки он имел двенадцать сыновей, в том числе Андрея Боголюбского, Михаила и Всеволода Большое Гнездо.
В 1205 году Всеволод Большое Гнездо, то бишь внук хана Аепы, женил в свою очередь своего сына Ярослава на внучке хана Кончака. Спустя годы Ярославна – правнучка Аепы и внучка Юрия Долгорукого, скрепит брачный союз с Игорем Святославичем – великим князем Новгород-Северским и Черниговским, главным героем “Слова о полку Игореве”.
Если дальше продолжать – сын Игоря Владимир также не изменил традиции, женившись на дочери другого половецкого хана. И так далее.
Отмечу лишь немаловажное обстоятельство, которое, возможно умышленно, допускают исследователи: зачем, дескать, русскую историю замешивать инородным. А это обстоятельство в том, что потомки Всеволода Большое Гнездо стали великими московскими князьями и царями вплоть до пресечения рода Рюриковичей на российском престоле в конце XVI века. Чего стоит одно имя Александра Невского (1221 – 1263). А ведь он по генеалогическому древу родной внук Всеволода Большое Гнездо и праправнук хана Аепы. По материнской же линии его бабушка – дочь хана Котяна. И это не все. Отец Невского Ярослав Всеволодович оба раза был женат на половчанках. Спрашивается: кто же на самом деле по крови Невский, князь Киевский и Всея Руси, канонизированный в 1543 году Русской православной церковью и традиционно считающийся русским национальным героем? Ведь неслучайно он преклонялся перед ханом Золотой Орды, неоднократно ездил в Монгольскую империю почитать правителя, поддерживал и сотрудничал с Батыем и его союзниками. Возможно, в нем играла кровь потомка половецких ханов.

Мы ограничились кратким экскурсом и назвали лишь имена двух-трех половецких ханов. А их десятки, и все они без исключения скрепляли союз с русскими князьями династийным браком. Впрочем, не только с русскими, но это отдельная тема.
А пока добавим еще информации. Рюрик Киевский был женат на дочери хана Белука, на дочери хана Тоглая – Мстислав, сын смоленского князя Давыда Ростиславовича. Князь Даниила Галицкий, сам женатый на ханской дочери, сына обвенчал с дочерью хана Тегака. А есть и другие известные ханы степи, отличившиеся со своей стороны не менее рьяно – Артык, Шарухан, Тугорхан, Калоян, Кзак, Кобяк, Итлар, Китан, Боняк, Болуш, Искал…
Удивительно, но это факт. Никто из предшествовавших половцам кочевников – печенеги, берендеи, торки, угры, хазары не удостоились родства с Рюриковичами.
Все думаю: половецкие женщины обладали особой миловидностью и привлекательностью, неким кыпчакским шармом, делавшими их брачные союзы со славянскими мужчинами столь желанными.

P.S. Из авторского цикла эссе “Этюды на полях”. См. “Новое поколение”, 2020, 31 марта.