Самый первый «Болашақ» и Алаш-Орда

Сгруппируйте письма себе в отдельную папку, чтобы они всегда были под рукой!

 

Самый первый «Болашақ» и Алаш-Орда
(повтор)

Движение «Алаш» создавали первые выпускники университетов из числа қазақов. Обучались они на стипендии “киргизских обществ”, которые выплачивались Семипалатинской, Акмолинской и др. областями (в размере 400 руб. или 200 руб. в год). Обучались в Санкт-Петербургском университете, Императорском Казанском университете, СПб императорский лесной институт и др.
Во второй половине 1880-х гг. в университетах обучалось 30 қазақов. Постепенно их число росло.
В их числе будущие алаш-ординцы Жансултан Сейдалин (вып.1883, ученая степень магистра права), Алихан Букейханов (вып.1894 г.), Бактыгерей Кулманов (вып. 1889 г.), Барлыбек Сыртанов (вып. 1890 г.), Айдархан Турлыбаев (вып. 1902 г.), Жакып Акбаев (вып. 1903 г.), Райымжан Марсеков (вып. 1903 г.), Жиханша Сейдалин (вып. 1904 г.) и др.
Они были хорошо образованы, владели несколькими языками, восточными и европейскими. Некоторые из них продемонстрировали очень высокие знания. Так, например, академические достижения Бактыгерея Кулманова были столь высоки, что Совет СПб университета принимает решение о присвоении ему степени кандидата наук. Жакыпу Акбаеву выдан Диплом I степени, что соответствовало степени магистра наук (II степень – уровень высшего образования). К слову, Ж. Акбаев, понимая катастрофическую ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров в Степи, получает вторую специальность в СПб Институте археологии (см. подробно Дулатбеков Н. Санкт-Петербургские страницы. – Қарағанды: Болашак-Баспа, 2015).
После завершения образования они работали в царской администрации и прилагали все усилия для того, чтобы защищать интересы народа, привлекали внимание к проблемам, говорили о притеснениях народа, перегибах колонизаторской политики. Они же были активными авторами статей в газетах «Қазақ» и «Айкап», поднимания острые социальные проблемы: национальное единство, земельный вопрос, необходимость уравнение прав местного населения (қазақов) с правами русских, социальное неравенство, негативные последствия переселенческой политики, недостатки имперского суда и важность сохранения суда биев, женское равноправие, государственность қазақов. Кроме того, поднимали задачи просвещения (писали учебники) и настаивали на необходимости массового образования, затрагивали вопросы қазақской истории и литературы (ее история и периодизация).
Подготовка за счет собираемых народом средств қазақов с передовым образованием в конце XIX-начале ХХ века дала скорый эффект в отстаивании прав қазақов против колониальной политики, зарождении қазақской государственности, издании газет, журналов, учебников, создании партии и мн.др.
Можно ли ожидать от нынешних болашакеров заметного вклада в развитие страны? Им не приходится работать в условиях, в которых оказались первые қазақи с высшим образованием, к тому же работавшим в условиях колониальной системы. Сегодня намного проще, и потому наши ожидания оправданы. Услышим ли мы о болашакерах-государственниках, авторов учебников, просветителях, ученых, увидим ли их отклик на проблемы народа?