Кипчаки и Русь: злейшие враги или лучшие друзья.

Наил Гыйлман. 2020.

РегистрацияВойти

Подписаться

Кипчаки и Русь:

злейшие враги или лучшие друзья.

13 апреля

Пока древние жители нынешнейго Подмосковья продолжали бороться за свою независимость от Руси, кипчаки (половцы) стали важной частью военно-политической системы Руси.

С возмущением и сарказмом отреагировали представители тюркских народов на слова В.Путина сравнившего «коронавирусную заразу» с половцами и печенегами – предками казахов, татар, башкир, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, гагаузов и других народов.

Кроме очевидного факта, что печенеги и половцы никогда не нападали на Россию, потому что она появилась почти через 500 лет после них, есть и другие факты, которые следует знать.

В 11-13 веках для Киевской Руси кипчаки (половцы) были гораздо ближе во всех отношениях, чем Северо-Восточная Русь, на основе которой позднее сложилась Московское государство, а потом и Российская империя.

Южные русские княжества (Киевскую Русь) и северо-восточные княжества связывали в основном династия Рюриковичей и постепенно усиливавшееся православие. Известный факт: взяв Киев в 1169 году войска Андрея Боголюбского два дня грабили и жгли город, убивали и уводили в плен жителеей – поступили с ним, как со столицей чужого вражеского государства.

А вятичи, жившие в самом центре нынешней России (земли Москвы и Подмосковья, Калужские, частично Тульские земли) вплоть до середины 12 века отчаянно боролись за свою свободу и независимость от тех и других. Первые города на этой территории появились: Волоколамск -1135, Козельск -1146 г. и Москва – 1147 г. Фактически это года не основания городов, а годы покорения этих земель владимиро-суздальскими князьями. И предки самых коренных жителей Московии никогда не жили в древнерусском государстве 8-11 веков, а лишь временами их заставляли платить дань киевские князья…

У каждого народа свой взгляд на историю. Для большей объективности про отношения древних русичей с кипчаками, печенегами и другими тюркскими народами напишу на основе видения потомков жителей Киевской Руси. Реальные отношения кипчаков (половцев) и Руси 11-13 века опишем на основе краткого изложения работы В.Луценко «Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев и их предков», который в свою очередь также ссылается чаще всего на работы Л.Н. Гумилёва и С. А. Плетнёвой, а также на древнерусские, арабские и европейские источники. В описании взаимоотношений русичей и кипчаков использовано только их русское название – половцы, а жители Руси названы русскими. С добавлением мнения и комментариев автора статьи.

Краткая характеристика половцев и их языка. (по работе Луценко). Половцы появились в степях Северного Причерноморья в средине XI в. Русские летописи называли новых кочевников половцами, европейские хроники – команами или куманами, восточные источники – кипчаками. Считается, что этот кочевой народ сложился в VIII-IX вв. в составе Кимакского каганата, который занимал степные территории от Алтая до Южного Урала. Переселившись в степи Северного Причерноморья в средине XI в., кипчаки вытеснили к нижнему Дунаю торков и остатки печенегов, а также частично включили отдельные их группы в свой состав. Кроме этого в бассейне Дона и Северского Донца кипчаки со временем ассимилировали остатки алано-булгаро-хазарского населения. (Плетнева С.А. «Половцы»).

Кипчакский язык относиться к кипчакской группе тюркских языков (в отличие от языка печенегов и торков-гузов, которые принадлежат к огузской группе). В эту группу также входят современные казахский, татарский, ногайский, кумыкский, карачаево-балкарский, караимский, северный диалект крымско-татарского языка и другие языки. Основным и наиболее известным памятником кыпчакского языка является словарь Codex Cumanicus, составленный в конце XIII первой половине XIV вв.. По поводу последнего исследователь Е.П. Алексеева пишет: «Около 70-80% слов и названий Кодекс Куманикус совпадает с современным карачаево-балкарским языком.

Антропологический облик половцев, как и других их тюркских предшественников в Северном Причерноморье, вероятно, был неоднородным. Однако, в целом причерноморские кипчаки в антропологическом отношении практически не отличались от предшествующего кочевого населения Северного Причерноморья VIII – начала Х в., а значительная часть половцев характеризовалась вполне европеоидным обликом .В любом случае многочисленные браки русских князей с половчанками и неоднократное употребление словосочетания «красные девы» по отношению к половчанкам в «Слове о полку Игореве», свидетельствует привлекательности половчанок с точки зрения русских мужчин.

 

Отношения между половцами и Русью. Согласно русским летописям половцы впервые появились у границ Руси в 1054 г. и, заключив мирный договор, ушли в степи. С этого момента началась двухвековая эпопея вражды и дружбы этого кочевого народа с Русью. В 1060 г. произошло первое нападение половцев на Русь, которое было успешно отбито черниговским князем Святославом Ярославовичем. Однако уже в 1061 г. половцы, разгромив войско киевского князя Всеволода, впервые разоряют окрестности Переяслава и, начиная с этого года, периодически совершают нападения на земли русских княжеств.

В 1078 г. князья Борис и Олег впервые вовлекли половцев в военные действия в междоусобной борьбе русских князей. С тех пор эта практика нашла широкое распространение на Руси. Не смотря на то, что вовлеченные в русские междоусобицы половцы, как правило, пользовались возможностью пленения и грабежа русского гражданского населения, эти действия половцев, ничем не отличались от разорения русского населения дружинами враждующих русских князей.

 

Анализ сообщений русских летописей свидетельствуют о том, что взаимоотношения Руси и половцев не носили ярко выраженный враждебный характер, при котором половцы представляли собой агрессоров, а Русь жертву. Так, Л.Н. Гумилев подсчитал, что Лаврентьевская летопись в период с 1055 г. по 1236 г. сообщает о 12 нападениях половцев на Русь, 12 нападениях русских на половцев и 30 совместных русско-половецких операций в междоусобных войнах (Гумилев Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь»). В этой связи автором данной работы были проанализированы сообщения Ипатьевской летописи за тот же период, в результате чего получен следующий результат: 30 походов половцев на Русь и Поросье, 27 походов Руси и черных клобуков против половцев, 38 совместных действий русских и половцев в русских междоусобицах и против внешних врагов

Только Владимир Мономах, вошедший в историю в качестве последовательного и успешного борца с половцами. на протяжении своей политической деятельности приводил половцев на Русь 19 раз.

Ипатьевская летопись сообщает об интересном эпизоде, когда в битве между сыном Владимира Мономаха Мстиславом и черниговским князем Олегом Святославовичем в 1095 г. некий половец Куман, посланный Мономахом с отрядом половцев на помощь сыну, возглавил правое крыло войска Мстислава и поднял личный стяг Мономаха. Этот стяг внес смятение в войско противника, что и предопределило его поражение

 

Интересные сведения о союзе русских и кипчаков в преддверии монгольского нашествия сообщает персидский автор Ибн-ал-Биби, который описывает захват малоазийскими сельджуками крымского города Судак в 1220-х годах. Когда власти Судака узнали о предстоящем нападении, они отправили гонца в степи к кипчацкому хану. Дальше автор сообщает следующее: «когда флот с войсками турок-сельджуков приблизился к берегу, тотчас же хан кипчацкий отправил посла с уведомлением к князю русскому. В результате из русских и кипчаков составили войско в 10.000 всадников и поджидали, какой ответ принесет посол сугдиан [жителей Сугдака], отправленный к Хусам-ад-дин Чупану». Через несколько дней поблизости от города произошло первое сражение, «которое не дало однако победы ни той, ни другой стороне. В рядах кипчацкого войска сражались и русские. Прерванное ночью сражение возобновилось с новой силой на следующий день. На этот раз победа окончательно склонилась на сторону сельджукского войска. Кипчаки были на голову разбиты и бежали»

Самый известный и показательный факт русско-половецких отношений – битва на Калке. В 1223 году монголы пройдя через Среднюю Азию, Иран, Закавказье, Аланию, покорив эти земли, убивая непокорных и сжигая их города вышли к Дону, на земли кипчаков (половцев) – на дальние подступы к Руси. Половцы обратились к русским князьям за помощью, и русские откликнулись на призыв и собрав войско вышли в донские степи и соединились с половцами. В битве на реке Калка (в междуречье Дона и Днепра) русские и половцы были разбиты, понеся огромные потери. Это событие подробно зафиксировано во всех российских учебниках истории. Русские историки обвиняют в поражении половцев.

Хочу обратить внимание на другие стороны этой истории. Южнорусские князья пришли на помощь своим «злейшим врагам». Через 14 лет, когда монголы вступили на земли Руси, рязанские, владимирские князья также обратились за помощью к своим братьям, но никто не пришёл на помощь. Как минимум можно сказать что половцы для киевских и других южнорусских князей были ближе, чем их родственники из владимиро-суздальской земли.

Половцы в большинстве междуусобных войн были лишь наёмной военной силой, которую использовали русские князья. Но русские историки не любили слишком много писать о злодеяниях своих князей, зато красочно расписывали злодеяния кочевников, и винили их во всех бедах Руси.

Древнерусские летописи сохранили свидетельства об около полутора десятке браков, заключенных между южнорусскими князьями и дочерями половецких ханов. Первый такой брак датируется 1094 г., когда внук Ярослава Мудрого киевский князь Святополк Изяславович женился на дочери хана Тугоркана. Из известных исторических персонажей на половчанках были женаты Владимир Мономах и его сыновья Андрей Волынский и Юрий Долгорукий, а также Владимир Галицкий, Мстислав Удалой, Рюрик Киевский, Ярослав Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо). Главный герой «Слова о полку Игореве» Игорь Святославович и его брат Всеволод были на ¾ половцами по крови, поскольку половчанками были их мать и бабка по отцу. Сын Игоря Святославовича, попав вместе с отцом в плен к половцам, женился в плену на дочери хана Кончака и вскоре был отпущен половцами с женой и маленьким сыном домой.

Половцы в Киевской Руси. Начиная с 1095 г. и до начала XIII в. русские князья неоднократно предпринимали успешные походы в степи на половецкие «вежи», т.е. на места стоянок половецких шатров. В результате этих походов на Русь периодически приводились тысячи половецких пленников, включая женщин и детей. Не вызывает сомнений, что какая-то часть этих пленников различными путями со временем возвращалась к своим соотечественникам, однако, несомненно и то, что значительное их число также навсегда оставалось на Руси, особенно, когда выкупать их было некому. Также имели место переселения отдельных половцев и их семей на Русь.

 

После первого появления монголов в половецких степях начался массовый исход кипчаков в соседние страны, включая русские княжества. Так, Рашид-ад-Дин сообщает о том, что после западного похода монголов в 1222 г. часть кипчаков бежала в страну русских. Российский историк Карамзин Н.М. пишет о переселении в 1223 г. половцев на Киевщину: «многие Половцы ушли в Киевскую область с своими женами, скотом и богатством» (Карамзин Н.М. «История государства Российского»).

Об этом свидетельствует и Плано Карпини, который в 1246 г. посетил ставку монгольского хана, где встретился с Ярославом Всеволодовичем – великим князем Владимирским и Киевским и его сыном. Карпини упоминает девять человек из свиты князей, однако русскими (судя по именам) среди них являются только трое, поскольку двоих он называет половцами, а четверо других носят тюркские имена. Информация Карпини о преобладании команов и носителей тюркских имен в свите великого князя Ярослава Всеволодовича дает нам яркое свидетельство о степени интеграции половцев в состав населения южнорусских княжеств в средине XIII в.

Пограничное тюркское население Киевской Руси. Пограничное степное население Киевской Руси вело свою родословную от живших здесь ещё в 8-9 веках донских болгар и алан и известно под разными именами – асы(ясы) , чёрные клобуки, берендеи, позднее черкасы.

Традиция привлечения на службу отдельных кочевников русскими феодалами берет свое начало с периода становления Древней Руси. Так, археологические данные фиксируют присутствие отдельных кочевников в составе русских дружин, а также среди жителей Гнездова и Чернигова уже в IX-Х вв. (Петрухин В.Я. «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков») Отрывочные сообщения русских летописей, начиная с XI в. свидетельствуют о том, что эта традиция продолжалась и в дальнейшем.

Первое сообщение об организованном расселении кочевников на Руси содержит Никоновская летопись, которая, сообщает, что в 979 г. к киевскому князю Ярополку Святославовичу перешел печенежский князь Илдея. После 1080 г. тюркские конфедераты южнорусских князей постоянно упоминаются в русских летописях на протяжении около 150 лет.

Впервые Ипатьевская летопись под 1093 г. в качестве тюркских поселенцев Поросья упоминает торков, а в дальнейшем наряду с ними также печенегов, берендеев (берендичей) и ковуев. В Ипатьевской летописи в период с 1125 по 1198 г. упоминаются: берендеи – 56, торки – 16, печенеги – 4, ковуи – 4. Очевидно, что количество упоминаний дает нам общее представление о роли и значении этих этнических групп в жизни Великого Киевского княжества, а также об их численности.

Начиная с 1146 г. Ипатьевская летопись по отношению к перечисленным конфедератам киевских князей употребляет общее название «черные клобуки», т.е. «черные шапки», что вероятно связано с черным цветом головных уборов кочевников. Также летописи иногда называют тюркских конфедератов «своими погаными».

Сообщения Ипатьевской летописи свидетельствуют о том, что рост численности черных клобуков, их военное и, вероятно, экономическое значение в XII в. стали причиной возрастания их роли в политической жизни Великого Киевского княжества. Так, согласно летописи черные клобуки являлись одной из трех составляющих военной мощи киевских князей (и вероятно первой по численности) наряду с княжеской дружиной и киевским ополчением. Летопись сообщает, что черные клобуки принимали на стороне киевских князей самое активное участие в русских междоусобицах (1127, 1139, 1142, 1146, 1147, 1148, 1149, 1150, 1151, 1152, 1153, 1154, 1157, 1158, 1162, 1167, 1171, 1172, 1173, 1181, 1196, 1235 гг.). Кроме этого, черные клобуки неоднократно участвовали в походах киевских князей против половцев. Принимая важные решения, киевские князья, советовались со своей дружиной, киевлянами и черными клобуками. В 1146 г. и 1169 г. черные клобуки наряду с киевлянами слали своих послов к претенденту на киевский стол, обещая свою поддержку.

В связи новой ролью черных клобуков в жизни Великого Киевского княжества Ипатьевская летопись в описании событий XII в. неоднократно употребляет словосочетание «вся Русская земля и Черные Клобуки» (где под «Русской землей» подразумевается Великое Киевское княжество). Употребление этого словосочетания дает яркое представление о важной роли черных клобуков и двусоставной природе территориально-политического устройства Великого Киевского княжества в этот период

В связи с возросшей ролью черных клобуков во второй половине XII в., Поросье было выделено киевскими князьями в отдельное вассальное княжество, куда они, как правило, назначали князьями своих родственников. Столицей этого княжества был город Торческ.

Летопись неоднократно сообщает о наличии у черных клобуков и других городов, в которых они, вероятно, составляли основную или значительную часть населения и за стенами которых могло укрываться население окрестностей.

Так, Ипатьевская летопись сообщает, что 1139 г. в походе киевского князя на Чернигов участвовало 30 тысяч берендеев.

Однако в дальнейшем летопись упоминает на порядок меньшую численность: 1172 г. – 1500 (берендеев) , 1184 г. – 2100 (берендеев), 1185 – 6000 (черных клобуков). По мнению С.А. Плетневой соотношение числа всего населения к числу воинов у кочевников в средневековье составляло 1:5, в связи с чем можно очень приблизительно предположить общую численность черных клобуков в 35 – 150 тыс(Плетнева С. А. «Половцы».).

И в конце ещё факт который следует знать. В усилении славян в 6-8 веках тюркские кочевники сыграли главную роль. В IV веке гунны разгромили и вытеснили на запад господствовавших в Восточной Европе готов и алан. В VI веке авары (тюрки) покорив славян и заняв Паннонию, вытеснили оттуда германские племена гепидов и лангобардов. В VII-VIII веке болгары, покорили и возглавили славянские племена в районе Дуная и создали сильное государство.

Основные соперники славян – германцы были отброшены далеко на запад, а земли, занимаемые ими заселили в основном славяне.

При участии тюркских кочевников славяне смогли заселить значительные территории на юге Европы (половину Балканского полуострова), значительно расширили свои территории в центре Европы (на территории совремнных Чехии и Словакии), заняли земли, на которых жили готы в III-IV веках (в бассейнах Днестра, Буга), продвинулись к востоку от среднего течения Днепра.

Наил Гыйлман. 2020.