Кумыки

 

ATAKUMUK

1068 подписчиков

Подписаться

Кумыки. История и современные проблемы

23 марта

2,8 тыс. дочитывания

7,5 мин.

9,2 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

2,8 тыс. дочитываний, 31%. Пользователи, дочитавшие до конца.

7,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.

Расселение и численность. Территория

Кумыки – второй по численности после азербайджанцев тюркский народ Кавказа, регионом этнического формирования и развития которого является равнинная и предгорная зона Северного Кавказа, в основном восточная часть его, ныне входящая в Дагестанскую республику и известная в истории как Кумыкия (Шавхальство Тарковское). Регионом компактного проживания кумыков (82,2%) является 7 из 11 административных районов равнинной и отчасти предгорной зоны Дагестана. Территория с площадью свыше 12 тыс.кв.км. Кроме того, некоторая часть кумыков проживает на землях, вошедших в состав Чеченской республики (Гудермесский район), Северо-Осетинской республики (Моздокский район). Общины имеются в Турции, Иране, Сирии. Городское население кумыков составляет свыше 47% и проживает в городах Махачкала (Порт-Петровск), Буйнакск (Темир-Хан-Шура), Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр. Историческим центром считается Махачкала, современный город, выросший на месте хазарской столицы Анжи (Семендера).

Территория проживания кумыков в границах современного Дагестана

По данным 1992 года общая численность кумыков составляет свыше 300 тыс. человек и по темпам роста численности в Российской Федерации (1970-1989гг.) кумыки были на седьмом месте (48,5%). Всего занятого кумыкского населения – 99 158 чел., из них в сфере промышленности – 18,6, сельского хозяйства – 28,2, транспорте – 7,0, строительстве – 7,4, здравохранении, физкультуре и социальном обеспечении – 7,1, народном образовании – 10%. Доля людей, занятых преимущественно умственным трудом, среди кумыков составляет 31,0%. В сфере управления – 3,1%. Удельный вес лиц с высшим образованием в 1989 году среди кумыков составлял 8,2 процента (по РФ – 11,3%).

Экономика

Кумыки – народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые еще с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством. Землю кумыков можно по праву назвать житницей всего Дагестана, здесь сосредоточено свыше 70 процентов экономики республики. Здесь сосредоточена почти вся промышленность (приборостроение, машиностроение, консервирование, виноделие и т.д.). Развиты рисосеяние, рыболовство.

Недра богаты нефтью, газом, минеральными источниками, сырьем для строительных материалов (стекольные пески, гипс, гравий, галька и т.д.).

Имеются немалые рекреационные ресурсы (Каспийское побережье, грязевые и минеральные источники лечебного свойства). В их числе сероводородные (Талги), гидро-карбонатно-натриевые (Каякент), хлоридные, известковые и др.

Этнополитическое прошлое

Кумыкский народ является правопреемником своих предков, имевших в IV-XIX веках свою государственность в лице Кавказской Гунии, Хазарии, Шамхальства Тарковского. С 14 по 19 век (1867г.) Кумыкия существовала под эгидой кумыкских шавхалов (царей) в виде феодального государственного образования, шамхалата, находившегося в разные периоды своей истории под протекторатом Турции, Ирана, России. В 16 в. она вела многочисленные войны с Россией и Кабардой, став надежным заслоном на пути их экспансии на юге-восточном Кавказе.

Границы ее простирались от Дербента на юге и до Кабарды на севере. В течении нескольких веков она была субъектом международной политики. В 1867 году после окончательного завоевания Кавказа Россией кумыкское шавхальство было ликвидировано. Одна часть его территории – Засулакская Кумыкия – была включена в Терскую область (бывш. Кумыкский округ), другая часть – Шавхальство Тарковское – подчинена Дагестанской области Кавказского наместничества Российской империи.

Однако кумыки не переставали бороться за свое национально-государственное возрождение, приняв деятельное участие в тюркском модернистском движении конца XIX – начала XX веков. В 1908-1916 годы их представители вошли в созданный эмиграцией в Турции Комитет защиты прав угнетенных тюрко-мусульманских народов России и принимали участие в 1916 году на Лозаннской конференции и от имени своего народа обратились за поддержкой к главам ряда государств Европы и Азии,

В годы революции кумыки приняли активное участие в борьбе народов Северного Кавказа за свою независимость, выступили государствообразуюшими субъектами в создании Северно-Кавказской демократической республики, Терско-Дагестанского правительства, Юго-Восточного Союза. Их представители занимали ряд ключевых постов (председатель правительства, председатель Союзного парламента, министр иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного министерства) в правительстве Северо-Кавказской республики (1918г.). Из их среды выдвинулись лидеры таких партий и организаций как ЦК Союза объединенных горцев, Джамиатуль Исламия, Милли Комитет, Сират-ал-мустаким (Правый путь) и т.д.

В 1920 году большевиками была провозглашена дагестанская автономия, которая обрекла кумыков на безстатусное, безсубъектное существование в составе Дагестана и России. Борьба лидеров кумыкского народа (Д. Коркмас) за повышение его статуса и создание полноценной государственности, учитывающей полиэтничность, не увенчалась успехом. А сами лидеры были обвинены в пантюркизме и буржуазном национализме и репрессированы, в том числе глава дагестанского правительства Дж. Коркмас. Впоследствии национальные в своей основе территориальные округа, возникшие на этнотерриториальной основе были преобразованы в 7 административных районов – Буйнакский, Каякентский, Карабудахкентский, Коркмаскалинский, Кизилюртовский, Бабаюртовский и Хасавюртовский, которые существуют и в настоящее время.

Кумыкская культура, язык и цивилизация

Антропологически кумыки входят в состав балкано-кавказской расы большой европеидной расы, что роднит их с карачаевцами, балкарцами, караимами, крымскими татарами. Верующие кумыки – мусульмане-сунниты. Ислам проник в их среду в VIII – начале IX века, утвердился же к концу XV века. Ранее они, как и все тюрки, исповедовали тенгризм. Некоторая часть приняла иудаизм, христианство. Ныне во всех кумыкских населенных пунктах функционируют мечети. Религиозность по некоторым оценкам составляет свыше 80 процентов. Кумыки ныне имеют автономное Кумыкское духовное управление с центром в г.Махачкале.

Кумыкский язык вместе с карачаевско-балкарским, караимским и крымско-татарским относился к тюркской группе алтайской семьи языков. В своей основе они имеют общие, исторически отложившиеся булгарские, хазарские черты, а также куманские. Кумыкский язык в течении многих веков на Северном Кавказе являлся языком международного, межнационального общения, изучался и преподавался в вузах и средних учебных заведениях России в XIX веке. А в 1917 году на национальных съездах народов Северного Кавказа был принят в качестве официального языка. В 1923 году кумыкский язык в Дагестане был провозглашен государственным языком республики.

Письменность на арабской графике получила распространение со времени принятия кумыками ислама. После 1917 года литературный язык развивался на основе буйнакского и хасавюртовского диалектов. В 1929 году была разработана письменность на основе латиницы, а в 1939 году осуществлен переход на кириллицу.

Кумыки являются наследниками богатой и оригинальной национальной культуры, имеют развитую литературу, фольклор, искусство. Из среды кумыков и их предков хазар вышли выдающиеся ученые, поэты, писатели, полководцы Сулейман ибн Дауд Саксини Сувари (ХII в.), Исхак ибн Кундаж ал-Хазари (IХ в.), Умму Камал (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи (XVII в.), Али-Кули-хан Валех Дагестани (XVII в.), Багдад Али (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.), Мухаммат Османи, Девлет-Мурза Шейх-Али, Абдурахман Атлы боюнлу (XIX в.), Абусупьян Акай, Нугьай Батырмурза, Манап Алибек (ХХ в.). Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и др. Ныне в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. 3 вуза республики возглавляются представителями кумыков. Большой отряд писателей, деятелей искусства, среди которых известны имена Анвара Аджиева, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, прославивших свой народ.

Кумыки отличились и в спорте, выдвинув из своей среды немало выдающихся спортсменов-борцов вольного стиля, как Ал-Калыч, Сали-Сулейман, Кази-Бек, братья Насруллаевы, Сайпула Абсаидов, Магомед-Шапи Абушев, чемпионы Олимпийских игр.

Этноцидно-дискриминационная политика в отношении кумыков в 30-80 годы и ее последствия

После установления советской власти и окончательного утверждения в Советском Союзе сталинского тоталитарного режима (начало 30-х годов) кумыки, как и другие тюркские народы, оказались объектом этноцидной политики, проводившейся под флагом формирования новой исторической общности – советского народа. В течение каких-то 10 лет (1928-1938) была проведена двукратная реформа алфавита, лишившая кумыков многовековой культуры, исторической памяти. Начавшее планомерно развиваться национальное образование, было свернуто. Старая национальная интеллигенция (кумыки занимали первое место по грамотности среди народов Дагестана) была поголовно истреблена. Около 20 видных кумыкских деятелей национальной элиты были репрессированы. Экономически наиболее активная часть народа (около 3 тыс. чел.) была “раскулачена” и депортирована.

Национальная субъектность беспощадно подавлялась под флагом борьбы с пантюркизмом и буржуазным национализмом.

Дестабилизировали нациообразующий фактор и бесконечные перекройки административных границ, замена в 1928/29 году кантональной системы территориального деления в республике – районной, приспособленной к административно-командной системе социализма. Это лишило кумыкский народ естественной основы его родины. Было дано начало беспрецедентно массовому переселению иноэтнического населения в Кумыкию. В результате этой многолетней тихой этнодемографической агрессии, аннексии кумыкских земель кумыки оказались в меньшинстве на своей родине. Ныне их процент здесь составляет менее 25 процентов.

Эта политика сопровождалась насильственным переселением кумыков с исконных мест их проживания, ликвидацией хуторских хозяйств. Так за период 30-70 годов в Бабаюртовской и Махачкалинской зоне было ликвидировано более 60 кумыконаселенных фермерских хозяйств и передано хозяйствам горных районов. В 1944 году почти четырех-тысячное население кумыкских пригородных (Махачкала) аулов было насильственно переселено на земли репрессированных и сосланных в Казахстан чеченцев. Земли же самих кумыков волевым актом были переданы аварцам Гунибского района, в распоряжении которых они находятся и сейчас.

Другой формой дискриминации кумыкского населения являлось непомерное обложение его земельными налогами и в то же время изъятие земель кумыков различными подзаконными актами для так называемых “прикутанных” хозяйств горцев. Этому способствовал автократический режим личной власти ставленников Москвы – первых секретарей обкома КПСС, продолжавшийся десятилетиями. В “собственности” прикутанных хозяйств и сегодня находится порядка 3658 кв. км:, т.е. около 35% общей площади или около 50% полезной в сельскохозяйственном значении земли на территории Кумыкии. Между тем, в международно-правовых документах говорится, что “ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования”.

Несмотря и на это дагестанским коммунистическим руководством в последние годы, а именно в 1991 году, вопреки ясно выраженной воле кумыков принято дискриминационное противоправное решение о переселении на кумыкские земли севернее Махачкалы около 10 тыс. иноэтнического населения и создании им на отводимой территории административного района. Причем эти земли принадлежат депортированному в 1944 году кумыкскому населению. В силу этих и других причин земельный вопрос в Кумыкии становится реальным источником обострения этнополитической ситуации и способен “взорвать” всю ситуацию в этом регионе.

Национально дезаптирована система образования. На сегодня нет ни одной национальной средней школы с кумыкским языком обучения. Первые зачатки национального образования в лице педтехникумов, педучилищ давно ликвидированы. Реализуется, если можно так сказать, модель “русско-дагестанской школы”, разработанной, как известно, еще идеологами имперской России и преследующей целью ассимиляцию всех многочисленных народов Дагестана в русскоязычной среде. Основной язык обучения во всех школах – русский. Структуры этнизации ликвидированы, эталоном стал городской деэтнизированный образ жизни. Комплекс предметов, непосредственно формирующих национальное самосознание, оттеснен на второй план. Преобладающая часть народа фактически безграмотна в области своего языка, истории, культуры. В последние годы неуклонно падает посещаемость кумыкского театра, тиражи и количество подписчиков (читателей) газет, книг и журналов, издающихся на родном языке.

До последнего времени открытое выступление на темы национальной субъектности (нация должна быть хозяином своей жизни и земли) каралась по меркам 1929-1953 годов длительным лишением свободы и ссылкой, а в 1964-1980 годах немедленно прерывало служебную карьеру. В 90-е годы на вооружение взяты обвинения в “сепаратизме”, “экстремизме” и национализме “кумыкских лидеров”, “идеологов”.

Постоянным источником опасного напряжения во всех областях общественного отношения и возможных конфликтов являются существующие формы политического неравенства и жизненных шансов, в распределении ресурсов, благ и привилегий, прямое воздействие которых остро испытывают на себе и кумыки. Так, имея в парламенте Дагестана 28 депутатских мест из 226 (в парламенте России нет ни одного) и не являясь доминирующей группой, кумыки не могут влиять в необходимой мере на принятие (или непринятие) тех или иных решений, затрагивающих их жизнено важные интересы, не могут должным образом защитить свои национальные права. Здесь все сведено к арифметике: все решается большинством и простым голосованием.

Кумыкское народное движение

На волне всенародного недовольства кумыков своим положением возникло и стало в 1989-1993 годы одним из влиятельных общественно-политических движений в Дагестане Кумыкское народное движение “Тенглик” (Равенство/Равноправие). Организационно оформилось на Учредительном съезде 19 ноября 1989 года. Имеет свою программу и Устав, 30-40 тыс. сторонников.

“Тенглик” явился инициатором проведения двух чрезвычайных съездов кумыкского народа, в январе 1991 года и в марте 1992 года. На первом была принята “Декларация о самоопределении кумыкского народа”, рассмотрен и утвержден статус съезда кумыкского народа и Кумыкского национального совета (Милли Мажлиса) – постоянного органа съезда, взаимно действующего с государственными структурами. На втором было решено провести референдум о создании Кумыкской Автономии в составе Дагестана и России.

Реализуя установки съезда в августе 1992 года КНД “Тенглик” провел всенародный опрос среди кумыкского населения (Поддерживаете ли Вы провозглашение национального суверенитета кумыкского народа и создание Кумыкской Автономии в составе Дагестана и России?). Преобладающее большинство дало положительный ответ на вынесенный вопрос.

“Тенглик” также явился организатором съезда народов Дагестана в октябре 1992 года, на котором был образован Конгресс народов Дагестана.

В настоящее время развивает свою политическую деятельность, вступил в Ассамблею демократических сил Северного Кавказа, лидер движения является также заместителем Генерального секретаря АДССК, “Тенглик” является членом Ассамблеи тюркских народов, его представители принимали участие на Съезде тюркских государств и сообществ в г. Анталья (Турция).

В последнее время находится в блоке оппозиционных политических партий и движений, ведет резкую критику Верховного Совета РД, обосновывает необходимость федерализации Дагестана, создания двухпалатного парламента. Их в этом поддерживает ногайское движение “Бирлик”, лезгинское “Садвал”, чеченцы-аккинцы, терские казаки.

Идет целенаправленный поиск демократического будущего для народа и республики.

Требования кумыков

Кумыкское народное движение переросло рамки общественного объединения и уже стало субъектом политики, способным ставить и достигать самостоятельных целей демократическими средствами, противостоять натиску сил диктата и насилия. Сила его – в самом народе, известном на Кавказе своим миролюбием, демократическими традициями, культурой и ориентированностью на ненасильственные формы и методы деятельности, верховенство прав народов и прав личности.

КНД “Тенглик” признан Ассамблеей тюркских народов единственным полномочным представительным органом кумыкского народа. В июле представители “Тенглика” во главе с его лидером Салавом Алиевым были приглашены в Женеву на заседания подкомиссий Организации Непредставленных народов (УНПО). Принято предварительное решение о приеме КНД “Тенглик” в члены этой организации.

Опыт кумыков и других народов в аналогичной ситуации (балкарцев, ногайцев, крымских татар и др.) показывает высокую проблематичность защиты национальных интересов при отсутствии правовых механизмов их разрешения, политико-правовых гарантий обеспечения национального суверенитета. Поэтому кумыки в своей борьбе руководствуются нормами международного права и законодательными актами РФ и РД, не противоречащими этим нормам. Требования их следующие:

  • Признание за кумыкским народом права на национальное самоопределение, самохозяйствование и самовластвование на своей земле.
  • Сохранение единства Дагестана при изменении формы его государственности и обеспечении верховенства прав народов и прав человека.
  • Создание адекватных условий для равноправного существования и функционирования национальных культур и языков, восстановление всех структур этнизации, этнического воспроизводства.
  • Демократизация системы народного образования, возрождение национальной школы, возврат к унифицированному алфавиту для кумыков на латинской основе.
  • Сохранение экологически и демографически целесообразного образа жизни кумыкского населения, а также среды обитания.
  • Прекращение массового переселения в Кумыкию и возврат незаконно изъятых земель их исконным хозяевам.

kumukia.ru

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История

Камиль Алиев

Кумыкская аналитика

МУЗЕИ

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:

Краеведческие походы 2017 году:

Краеведческие походы в 2018 году:

Краеведческие походы в 2019 году:

Краеведческие походы в 2020 году:

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар