СИБИРСКИЙ ХАН ИБАК

СИБИРСКИЙ ХАН ИБАК

СИБИРСКИЙ ХАН ИБАК.
Много ли мы знаем об истории Сибири,  до похода Ермака ? Практически, ничего. Тем более, если даже  «История Сибири с древнейших времен до наших дней» охарактеризовано как «примитивная государственность». Раз было примитивным, то и нечего изучать. Но,   уже признают, что  не так. Несмотря на отдаленность от так, называемой цивилизации, видеть в жителях Сибири только  примитивность, следовать только сложившимся стереотипам. Именно ещё до Ермака  в сибирских городах развивается каменное строительство. Остатков этих городов, городищ, известно в Западной Сибири довольно много. Л.Р. Кызласов писал: «Открытия последних лет показали, что в Сибири почти повсеместно, за исключением может быть узкой полосы зоны тундры, в древности или с эпохи раннего средневековья существовали самостоятельные городские центры» [25, с. 3].
Археологи же практически ничего не сделали для изучения городов этого ханства, несмотря на то, что их местонахождение хорошо известно, а некоторые города остались на карте и до наших дней.
Эти открытия, требуют еще и глубокого изучения истории Сибирского ханства до прихода русских.
Однако здесь пойдёт речь о незаурядной личности, имевший  непосредственное отношение к великому прошлому Сибири.  Например, он снискал себе любовь и уважение войска, видевшего, как юный повелитель наравне с воинами делит трудности и пытается освоить нелёгкую науку воевать. Про Ибак-хана так же сообщается, что он присоединил земли по Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу и Ишиму [21, с. 66]. Это огромная территория, на завоевание которой потратил много сил.


Источник: https://salik.biz/articles/25854-sibirskoe-hanstvo-nemnogo-istorii.html
Ибак (Ибрахим) -хан (пр. 1464 – 1495) правитель из династии Шибанидов, объединил Ногайская орда и Сибирский юрт в одну. Начал  он свою активную деятельность с 1471 года, с расширением территории Тюменского ханства по среднему  течению Тобола и Ишима. Пытался так же   упрочить свои позиции  в Поволжье, и даже овладел на время золото – ордынской столицей Сараем., но эта история, имеет свою предысторию.
В середине XV столетия сложились три группы, которые начали между собой ожесточённую борьбу за Сибирский юрт: это чингизидская династия Шебанидов на юго – востоке , затем идёт на западе ногайская орда   и  правители Тюменского княжества Тайбугинов в южной Сибири на востоке.
К слову сказать, советские историки говорили иногда о «борьбе Тайбугидов и Шейбанидов», но не разъясняли, что это за роды и от кого они происходили. Это совсем не роды «правителей Ишимского и Тюменского ханств». Шейбаниды — это род чингизидов, которые пользовались на всем Востоке очень большим авторитетом. Род Тайбугидов просто не мог с ним ни за что соперничать, главным образом, потому, что был худороден перед Шейбанидами (хоть Тайбугиды и получили власть из рук самого Чингис-хана). И, так, о группах непосредственно связанные  с историей средневековых государств Сибири.
Первая группа: Шибаниды (не путать с Шейбанидами), к которому принадлежал внук Хаджи-Мухаммада Ибак,   выглядит следующим образом
Борджигины — Чингизиды — Джучиды — Шибаниды. Шибаниды — ветвь рода Джучидов, от Шибана (1210 ум. 1266), сына Джучи и внука Чингисхана.
К роду Шибанидов относятся следующие династии:
Арабшахиды
Кучумовичи, от Кучума, внука Ибака. Вот что сообщает его  происхождение историк Абу-л-Гази: Ибак был сыном Махмудек-хана, сына Хаджжи-Мухаммад-хана, сына Али-оглана, сына Бик-Кунди-оглана, сына Мунга-Тимура, сына Бадакуля, сына Джуджи-Буга, сына Бахадура, сына Шибана, сына Джучи, сына Чингиз-хана [Абу-л-Гази, изд., изд., т. 1, с. 177].
Шейбаниды. Основатель династии  внук Абулхайра (1412—1468)  Мухаммед Шейбани (1451—1510).
Вторая группа: Ногайцы. Ногайцы, не имея в составе своей элиты чингизидов, приглашали их к себе на трон,  чтобы иметь основания на собственные интересы, и таким был Ибак сыгравший значительную роль в истории ногайцев и сибирского юрта.
Третья группа: Тайбугины — династия потомков Тайбуги, правившая  Тайбугинским юртом и некоторое время Сибирским ханством не являются чингизидами,  но это «имя Тайбуга было связано с Сибирью и с именем Чингиз-хана» Ж.Сабитов. От Тайбуга произошел целый род правителей, которые правили с перерывом до 1588 года.
Эта династия соперничала с представителями династии Шибанидов. В летописи Петра Годунова сообщается, что после того, как Чингиз завоевал Бухару, некий Тайбуга выпросил у Чингиза удел по рекам Ишиму, Иртышу и Туре. Тайбугу считали сыном хана Мамыка, по другим источникам сыном  Шах Мурада, но обе указываются, как жители Бухары. «Этот “бухарский” Тайбуга на завоевание “Ишимского ханства” отправился с 500 воинами, среди которых были и муфтии. Очевидно, Тайбуга – лидер (хан) небольшой кочевой орды, которая перемещалась возле Бухары, а потом помогала Чингиз хану ее завоевывать»
И.Г. Андреев “Описание Средней Казачьей Орды…”:
“… Волость Кыят: тамга Ачамай Х … А старинные татарские повести подтверждают: как мунгальский хан Чингис Бухарию под свою власть покорил, то царевич Казачьей Орды Тайбуга, сына Мамык хана, просил у него во владение места, лежащие по рекам Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре, которые получа, и своим потомкам во владение оставил.” (С.30)
И.Е. Фишер “Сибирская история”. СПбЮ 1774. С.90-93):
“… В другой версии легенды (сообщенной тобольским воеводой Годуновым, услышанной им от татарских и бухарских купцов, шедших через калмыцкие степи в Китай) князь Казачьей орды именем Тайбуга, сын хана Мамыка, у великого могольского хана Чингиса выпросил себе во владение места у Иртыша, Ишима, Туры и Тобола, которые получив оставил их в наследство своим потомкам”
Источник https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/sibirskoe-xanstvo-temnaya-istoriya/
По другим данным, Тайбугиды отождествляется сбуркутами. Клан буркут обозначен в двух местах «Таварих-и гузида-йиНусрат-наме». В первом случае, буркуты были упомянуты как одно из четырех десятитысячных подразделений, переданных Шибана за проявленную доблесть во время Западного похода 1236-1242 гг.: «имена предводителей этих сорока тысяч [таковы]: кыйат Бурулдай бик, затем дед [предок] бика из кунгратов,Тайбуга из буркутов, Тукбука из тюменей»
По итогам этого похода Бату передал Шибану уже упоминавшийся четыре десятитысячных подразделений, во главе одного из которых был Тайбуга.
В кратких описаниях родов и племен сказано: «Племена баркут,тумаут, тулас – ответвления племени ойрат – жили на р.Селенге. Каждое из них имело своего предводителя, и все они были подчинены Чингис-хану» [Таварих, 1967, с.83]. Географическая локализация данного племен – район Баргуджин-Токум, от чего, по мнению персидского историка, баргуты получили свое название [Рашид ад-Дин ].
Судя по всему, баргуты в XIII веке имели немалое влияние среди Чингисидов: члены данного клана фиксируются среди Хулагуидов и Золотой Орды. М.Иванич связывает буркутов с родоначальником Буркыт-беком, пришедшим по сведениям «Дафтар-и Чингиз-наме» вместе с Чингисханом:«Буркыт-бек. В татарских шаджаре упоминается как Боркит/Бортик/Буркат/Буртак-бек. Согласно шаджаре, буркуты перекочевали из Крыма в район Урала» [Иванич, 2001, с.318].
Очевидно, данные соображения позволили Ж.М. Сабитову утверждать, что буркуты не были коренным сибирским племенем (кланом), а прикочевали сюда лишь во второй половины XIV в. [Сабитов, 2010, с.35]. Таким образом, происхождение и ранняя история буркутов в Западной Сибири представляется недостаточно выясненным.
Источник.

Как бы то ни было, но именно с Тайбуги начинается эта сибирская династия, но как проходило завоевание  Западной Сибири, практически ничего не известно, но очевидно хватило ограниченной силы, чтобы привести в покорность эту слабую и малонаселенную территорию. Поход небольшого отряда в период бурных событий того времени, просто не могло попасть  в средневековые хроники.
После завоевания  “Ишимского ханства” Тайбуга  образовал  Тюменский, или Туринский юрт (в составе Улуса Джучи), и  на Туре построил собственный город Чимги Тура, что значит «Крепость Чимги».  Как полагает В. П. Юдин, в мусульманских источниках под городом Чинги (Чимги) — Тура имеется в виду город на месте нынешней Тюмени. Чимги, предполагаемый, покровитель Тайбуги. По другой версии город назван в честь своего благодетеля — «Чингидин», то есть «город Чингиза». Впоследствии он стал известен под татарским названием «Чимги-Тура» Источник: https://salik.biz/articles/25854-sibirskoe-hanstvo-nemnogo-istorii.html
Обратите внимание, что слово «тура» дожило до нашего времени в названии шахматной фигуры, в виде крепостной башни — «тура». Помимо Чимги – Туры, была ещё Кзыл – Тура на Ишиме. На рисунке из Ремизовской летописи, в центре Кызыл Туры, изображено именно четырехугольная крепость, – «Тура».
Но Тайбугиды  не были чингизидами, и потому не могли быть ханами, и  русские летописцы это  четко понимали, разделявшие “царей” шебанидов (чингизидов) от “князей” Тайбугидов. Например, шибанид хан Кучум назван царем, а Тайбуги – князьями.  Максимум на, что они  могли претендовать, это на титул “бека” (в русском значении “князь”).Поэтому, Тюменские князья Тайбугины  были просто обязаны подчиняться чингизидам,.
В  результате «великой замятни» в Золотой Орды восточное её крыло распалось в 1428 году на  Ногайскую Орду (1440) и  кочевое Узбекское ханство  во главе с Абулхайром.  Столицей узбекского улуса стала Чимги – Туре на Тоболе. Эта борьба приняла крайнюю остроту в результате тех сдвигов, которые произошли в Золотой Орде после ее разгрома Тамерланом в конце XIV в.
В 833 г.х. (1428-1430 гг.) Абу-л-Хайр-хан (р.1412-у.68 ) «в благополучии и  счастии утвердился на троне государя и на престоле владетеля государства» [Материалы,1969, с.144]. Первым внешнеполитическим актом нового хана явилось практически бескровное покорение Чимги-Туры: «Когда знамена победы бросили тень прибытия над головами жителей города Тара, ‘Адад-бек буркут, который был хакимом города Тара, и Кибек-Ходжа-бий буркут со всеми эмирами, вождями и прочими военачальниками, пройдя через двери содействия и подчинения, стали мулазимами повелителя мира…[И] другие владетели меча и пера, слуги и приближенные из могущественных султанов и высокопоставленных эмиров [также] поспешили ко двору великого государя»
[Материалы, 1969, с.144].
«Чингизиды дома Шeйбана, которые кочевали к югу от Уральских гор и около истоков Тобола, скоро заняли все земли к востоку от той реки. Это было в области Туры, притока Тобола, где Абу’л Хаир, глава дома Шeйбанидов, был провозглашен ханом в 1428».
Рене Груссе “Империя Степей” сс.489-490.
В конечном итоге, Шебанидскому предводителю “кочевых узбеков” Абулхайру  удалось создать  к 1428-м году самостоятельное ханство в восточной части степи Дешт-и-Кипчака, в котором он удерживал власть в течение сорока лет.
В период расширения улуса,  Абулхайру  пришлось вести долголетнюю борьбу с многочисленными потомками Джучи, из Шибанидов претендовавшими на верховную власть в Узбекском улусе. В 1428 году Абулхайру пришлось выступить в поход против  шибанида Махмуд-Ходжа хана (сына Каан-бека, или Канбая и двоюродного брата Араб Хана, и внука Эльбека). Сражение произошло, на берегу сибирского Тобола и закончилась  полным поражением последнего, но в том же 1428 году сыновья убитого Хаджи Мухаммада, Махмутек (Махмуд-хан) и Ахмад (Ахмад-хан), восстали против Абул-Хайра, но они также были разбиты.
В 1446 году хану Абулхайру удалось захватить ряд городов на реке Сыр-Дарье. Столицей ханства стал Сыгнак (около современной Кызылорды). Его улус стал  занимать обширную территорию простиравшееся от реки Урал на западе до озера Балхаш на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Но все эти победы не предотвратили жестокого поражения Абулхайра в войне с ойратами. В 1460 году недовольные жёсткой политикой Абулхайра чингизиды Жанибек и Керей (правнуки Урус-хана) откочевали со своими подданными  на восток в Семиречье (Казахское ханство), и в Могулистан, и стали называться казаками (свободными). В составе казахских племён в 30-60-х годах XV в  Ма’суд в «Тарихи Абулхаир-хани» упоминает: кият, мангыт, баили, кунграт, тангут, ииджан, дурмен, кушчи, барак, уйгур, утарчи, найман, ички, угриш-найман, тубай, таймас, джат, кытай, карлук, кенегес, уйсун, курлеут, имчи, минг, чимбай, шадбаклы, шункарлы, буркут. Судя по данным того же Ма’суда, наиболее многочисленными и сильными среди них были мангыты, кушчи, найманы, дурмены.
http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai_2/frametext1.htm
Абулхайр решил покарать Жанибека и Керея. С этой целью в 1468 году он отправился в поход. Но в местности Аккыстау вблизи современной Алматы он умер. После смерти Абулхайра его государство распалось, и началась жестокая борьба за наследство. Сыновья и внуки Абулхайра с частью племён восточного Дешт-и Кипчака уходят в начале  в Астрахань, а  в начале XVI столетия, вторгаются в Среднею Азию на территорию Мавераннахра. Подчинив местное оседлое население (сартов) Мавераннахра, они  изгоняют Тимуридов и приносят туда политическое название «узбек», а сыновья Жанибека и Керея, захватив в Узбекском улусе власть, передают оставшимся племенам своё политическое название Казахское ханство и этноним «қазақтар». Позже, при распаде улуса Чагатая и расширении Казахского ханства на востоке вместе с западными территориями улуса Чагатая, в состав казахов войдут тюркские племена улуса Чагатая. Именно в XV-XVI вв. формируется казахская народность, а на западной части  Узбекского ханства выделяется Ногайская Орда.
https://www.altyn-orda.kz/kogda-kazahi-byli-uzbekami-po-pylnym-sledam-uzbekskogo-hanstva/
В период правления Абулхайра династия  тайбугитов (рода буркут) были  инкорпорированы  в социальный состав формировавшегося Государства кочевых узбеков. По предположению Ж.М.Сабитова, буркуты, пользуясь собственным влиянием в ханстве Абулхайра, сохранили руководство над Турой (Чимги-Турой).   «Абулхаир женился на женщине из племени буркут, от которой у него было два сына: Шах-Будак и Ходжа-Мухаммед [8. c.429]. Данный акт послужил укреплению позиций Тайбугидов в ханстве Абулхаир-хана, они сохранили управление Турой и прилежащими землями». Ж.М. Сабитов.  https://kyrgyz.ru/articles/library/zh_sabitov_taybugidy_v_hanstve_abulhair-hana/
Кроме того, как считает В.В. Вельяминов-Зернов:
“… Род Тайбугин был знатным и влиятельным княжеским домом при предках Ибака, потомках Шейбана, сына Джучиева, властвовавших в местах Тюменских и Сибирских”, и поэтому они остаются при своей власти в тюменском юрте, и  с   20-х гг. XV века сформировали  практически  независимый улус. В отличие от других вассальных владений Золотой Орды, тюменский юрт тайбугитов практически на протяжении длительного времени оставался  автономным.
Дальнейшее  укрепление социального и политического статуса Тайбугидов, было уже связано  с последующей слабостью центральной власти, что во второй половине XV века, выразилось  ожесточенной борьбой  за господство на юге Западной Сибири.
По Есиповской летописи: «По нем же (т.е. после Тайбуги ) княжил сын его Ходжа, по нем Ходжин сын Мар.(Маровы дети Адер и) Ябалак» [ПСРЛ, 1986, Т.36, с.47]. «Есиповская летопись была составлена в 1626 году, из преданий сибирских татар, а значит, представленная там генеалогия уже носит искусственный характер, особенно после исследований Д.Н. Маслюженко о сознательной фальсификации генеалогии в пользу приближения к Чингизидам» тайбугидов. https://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2497-%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%81-%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D1%8E%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5-%D0%B2-13-16-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%85/&page=9
«Тайбугиды не принадлежали к династии Чингис-хана, и тем самым не могли претендовать на законную власть в бывшем улусе Шибана, для чего предприняли фальсификацию собственной родословной, на что указывает в своих исследованиях «Д. Н. Маслюженко [10. С..35; 11. С.106].
Тем не менее, если даже  неверно указано генеалогическое родословие  правителей Туринского ханства,  бросается в глаза, что после Тайбуги сразу идет Хаджи, то есть Хаджи Мухаммад, правивший в начале XV века . Получается, почти ничего не известно о предшествовавших правителей  юрта на протяжении 150 лет. О тайбугидах сведений осталось мало – только легенды и сказания. Более достоверные сведения появляются об этом  ханстве с появлением здесь в 1396 года чингизида  Тохтамыша. В 1396 г. в Сибирь бежит  Тохтамыш , потерпевший поражение от правителя мангытов Едиге. который использует трон Тайбугидов в качестве “параллельного” мамаевскому.
После того, как шибанид Араб-шейх помогает Тохтамышу в войне против Мамая, он  в благодарность  получил в правление улус Шибана, куда входили земли  Тайбугитов.
После смерти правителя Узбекского улуса Шибанида Абулхайра (внука Ибрахима) в 1468 г. началась борьба за власть. Сайдек-хан (Сайдек) вместе  с племянником Ибаком в коалиции с казахскими властителями Буреке ханом и Жанибеком (Джанибек) и с мангытскими (ногайскими) эмирами — ‘Аббас-бек, Муса-бек и Йамгурчи (Ямгурчи)-бек» выступили против наследников Абулхаир-хана. Внук шибанида Хаджи Мухаммада, убитого Абулхайром и сын Махмудек-хана Ибак совершает военный поход против сына Абулхайра хана Шейх – Хайдара, но только при следующем походе заканчивается  расправой над сыном  Абулхайра.
«Наконец (в 1471 году), [когда] Шайх-Хайдар-хан беспечно находился у себя, [Стихи…] Айбак-хан, приведя с собой войско Ахмад-хана, внезапно напал на Шайх-Хайдар-хана», закончившаяся расправой. Султан Ахмад-хан  (не путать с золото ордынским ханом Ахмадом)— младший сын могульского хана Йунуса, получившего за свои победы над калмаками прозвище «Алача», или «Алачи», т. е. «убийца», убил Шайх –Хайдар – хана.
«В конце концов [люди] из войска врагов саблями и стрелами нанесли на благословенное тело хана многочисленные раны и предали его смерти».
Но вскоре внуку Абу-л-Хайра Шей-бани-хану удалось отомстить, который внезапно  напав на лагерь Ибака из осажденной ими крепости Хаджи – Тархана,  убил его брата и младшего сына.
«Короче говоря, в ту ночь завязалась великая битва, и было убито много врагов, в том числе были убиты брат Айбак-хана и один [его] сын, и эти двое — брат и сын — стали возмещением несправедливости по отношению к Шайх-Хайдар-хану».
Камал-Ад-Дин Али Бинаи.
ШАЙБАНИ-НАМЕ
http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm
После распада государства Абулхайра западные районы современного Казахстана между Итилем и Яиком оказались под властью потомков Едиге из рода мангыт. Поэтому государство, возглавленное едигеидами, называлось Мангытским Юртом. В исторической литературе оно именуется также Ногайским улусом. Ибак был приглашён ногайцами в качестве правителя, с которыми ему удалось  завоевать часть территории Западной Сибири.
В  1468 или в 1469 году он вместе с ними захватывает на берегу Иртыша тайбугитский престол в Кызыл Туре, но в тюменской столице Чинги Туре ещё  правил Тайбугит Мара,  женатый на его сестре. Мар до этого участвовал в военном походе вместе с Абухайром против его деда Хаджи – Мухаммеда, но закономерным итогом, станет последующий с ним конфликт.
Тесное сотрудничество Ибака с ногайцами, позволило ему  объединить Туринское (тюменское) ханство и ногайскую орду  в одну. Владения Шибанидов в Западной Сибири Абу-л-Гази называет «Туран вилайети» («Туранским краем»), а в сочинении османского автора конца XVI в. Сейфи Челеби государство и столица сибирских Шибанидов названы «Тура».  [Ссйфи Челеби, л. 186, 236–246].
Особенно активно помогали Ибаку завоёвывать и расширять его территорию ногаи (мангыты) мурза Муса (дед Урус Хана), являвшись с 1473  номинальным лидером Ногайской Орды.
В  1480 году состоялся поход под флагом борьбы за истинную веру  внука Абу-л-Хайра Шейбани-хана  в Сибирь. Ибак не сумел организовать  достойное сопротивления, что привело к частичной исламизации и оттоку населения из его ханства на юг, а также усилению роли среднеазиатских купцов на территории ханства. Одновременно с этим вырос авторитет местной знати, в частности, представителей княжеской династии Тайбугидов Неудача Ибака против Шейбани – хана привела к росту сепаратизма среди сибирской знати во главе с тайбугитом Марой. Г.Л. Файзрахманов предположил, что ослабление власти Ибак-хана было связано, в первую очередь, с недостаточным вниманием внутренней политики и большой самостоятельностью улусных эмиров (в том числе Тайбугидов) [Файзрахманов, 2007, с.127]. Начиная с третьей четверти XIV века, в стране Тура фактически управление находилась в руках Тюменских беев.
Для того чтобы положить этому конец, Ибак в 1480 году организует поход на Чимги Тур, и убивает  зятя Мара. Ж.Сабитов: «После смерти Абулхаир-хана Умар буркут был убит Ибаком, сведшим влияние буркутов в Сибири к минимуму. Одной из причин таких репрессий было родство буркутов с Мухаммедом Шейбани: бабушка Мухаммеда Шейбани была из племени буркут. Таким образом, в потенциальном противостоянии Мухаммеда Шейбани и Ибака буркуты представляли определенную политическую силу и могли выступить на стороне Мухаммеда Шейбани.»
https://www.proza.ru/2013/04/22/680
Сыновьям же Мары, Адеру и Ебалаку пришлось бежать на окраины, а оттуда, вероятно, упросили Ибака сохранить за собой какие-то окраинные владения , но дожидаясь своего часа.
Таким образом, Ибак  переносит свою ставку из Кзыл – Тура в Чинги Тур, в котором  он стал чеканить собственные дирхемы с надписью “Султан высочайший Ибрагим-хан”. Это было блестящее время его эля. Его звездный час.
Активная внешняя политика хана Ибака привела его к столкновению с правителем Большой орды  Ахмедом.  В 1480 году вместе с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчеем  он принял участие в походе против Ахмеда, возвращавшегося от берегов р. Угры после неудачного для него «угринского стояния». В результате внезапного нападения в январе 1481 года в районе Белой Вежи Ахмед был убит (лично Ямгурчеем).
«Вернувшись в степи, хан Ахмат распустил войско, а сам с небольшой дружиной стал зимовать в устье Дона.
Тем временем сибирский хан Ибак и мангытские (ногайские)  мурзы с шестнадцатитысячной конницей переправились через Волгу и утром 6 января 1481 г. вышли к больше ордынскому зимовищу, находившемуся около Азова. Стан охранялся плохо, и нападение было внезапным. Ибак и мурза Ямгурчей (правнук Едигея и троюродный брат Ахматова беклярибека Темира) ворвались в шатер и убили Ахмата».
http://www.e-reading.biz/chapter.php/146110/22/Shirokorad_-_Kulikovskaya_Bitva_i_rozhdenie_Moskovskoii_Rusi.html
Возможно, это убийство последнего золото -ордынского хана было осуществлено в сговоре  с Москвой, ведь известно, что Ибак направлял послов с предложением

дружить и торговать к Ивану III.
Текст послания Ибака в Москву свидетельствовал,  что было захвачено много разного добра, скота, полон  литовский. Таким образом, Ибак  на короткое время овладел золотоордынским престолом.
Во всяком случае, сообщив в Москву о победе над Ахмадом, Ибак положил начало дипломатическим отношениями между Сибирским ханством и Иваном III.


Сохранились данные о договоре Ибака с Иваном III в 1481 о торговле, а в 1483 о дружбе и союзе. В том же году русские войска вместе с Ибаком принимали участие  в подавлении угорских восстаний на Югре, в результате которого ряд племен признал власть Москвы. Новый виток в развитии взаимоотношений был связан с московским походом на Казань в 1487 и ссылкой хана Али, что подрывало единство торговых путей, жизненно необходимых для Сибирского ханства и Ногайской Орды. Часть казанской знати бежала к Ибаку. В связи с этим Москва выдвинула требование их выдачи и казни, лишь после этого могли быть восстановлены караванные пути. В начале 1490-х гг. мангытами и Ибаком были предприняты два неудачных похода на Казань и Астрахань.
Сибирские летописи //Полное собрание русских летописей. М., 1987.
http://irkipedia.ru/content/ibak_ibrahim_han_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009
В 1492 году вместе с братом Мамуком, и  мангытскими (ногайских)  мурзами Мусой и Ямгурчи  Ибак совершает неудачный поход в Поволжье, в которой ему не удалось осадить Хаджи-Тархан (Астрахань).Скорее всего, причиной неудачи послужил отказ Крымского ханства поддержать поход. Вернулся в Чинги-Туру в начале 1493 года. После чего выслал посольство в Москву с князем Чюмгуром , пытаясь оказать политическое давление на Москву, заявлял о своих претензиях на наследие Сарая. Активное вмешательство в дела Казани, над которой русские установили протекторат, показывает Сибирское государство сильным, а Ибака – деятелем международного масштаба.
Вскоре после этого хан смог сформировать войско во главе со своим братом Мамук-огланом для очередного похода на Казань весной 1495, в результате  которого город  был взят, однако удержаться в нем на длительное время не удалось. Неудачи во внешней политике на фоне претензий на звание великого хана, подтвержденных выпуском монет, стали вызывать раздражение ногайцев. Источники дают основание говорить, что он ставил себя выше своих ногайских покровителей, хотя на самом деле был всем обязан ногайцам.
Это позволило  организацию заговора Тайбугидами  во главе с Магметом (Мухамадом), внуком убитого Ибаком Мара, в результате которого, Ибак в 1495 г был убит. Данные события повлекли за собой мощный толчок к развитию самостоятельной не чингизидской государственности, приобретшей свое название в исторической литературе как «Искерское княжество Тайбугидов».
Материал подготовил и составил Кучкаров. М. 25.1.2020 г.


Отправлено из Mail.ru для Android