Кучум, его ханство и продвижение царской России в казахскую степь

Мурат Абдиров,

доктор исторических наук,

профессор Университета

международного бизнеса

Кучум, его ханство и продвижение царской России в казахскую степь

KZ RUS ENG

После распада послед­ней великой кочевой империи – Золотой Орды – на территории современной Западной Сибири и Северного Казахстана образовалось независимое Сибирское ханство во главе с правителями из династии Шейбани – пятого сына Жошы-хана, старшего сына Чингиз-кагана. Самым знаменитым среди сибирских ханов был Кучум (Кошім в казахской транскрипции), правивший государством в 1563-1601 гг. 

Кучумова Сибирь, Сибирский юрт, Царство Иртышское, Сібір хандыгы – так называли современники это государство, занимавшее громадную территорию от восточных склонов Уральских гор до Оби и Иртыша. В верховьях Тобола и Есиля оно соприкасалось с Казахским ханством, границы между ними были неопределенными и терялись в бескрайних просторах Сары-Арки и гор Улытау.

Основным населением ханства являлись т.н. сибирские татары (как позже назвали их русские). Это было местное тюркоязычное население, занявшее эту территорию еще в эпоху Западно-Тюркского каганата и его преемников – кимаков и кыпчаков. На востоке ханства, в междуречье Иртыша и Оби, проживали барабинские татары – потомки северных гуннов и алтайских тюрков. В этногенезе сибир­ских татар принимали участие также казанские татары, зауральские башкиры, ногайцы и “бухарцы” (таджики, узбеки и уйгуры). Жители ханства разговаривали на языке восточной кыпчакской группы тюркских языков. В таежной зоне проживали потомки древних угров-сыпыров – племена вогулов и остяков (современные ханты и манси).

Хотя территория Сибирского ханства равнялась площади всей Франции, населения насчитывалось всего 30 тысяч человек.

Сибирские татары вели оседлый, а в южных районах – полукочевой образ жизни, занимались пашенным земледелием, ремеслами, скотоводством, обменом товарами с местными угорскими племенами, основным занятием которых были охота и рыболовство. Насчитывалось более 15 городков, столица ханства, город Искер (Кашлык), находилась при впадении Тобола в Иртыш, недалеко от нее позже возник город Тобольск.

Главным богатством Сибири являлась пушнина, ценной статьей торговли были драгоценные камни, а также охотничья птица: соколы, кречеты, ястребы. При Кучуме международная торговля Сибири процветала. Он был одним из богатейших правителей своего времени, его, без преувеличения, можно было назвать “Сибирским Крезом”. Что в итоге и погубило его царство.

Официальной религией являлся ислам, хотя среди части населения сохранялись доисламские верования. В оседлых поселениях существовали мечети, при них – начальные школы (мектебы). Распространялась араб­ская письменность, язык и культура, основы мусульманского права. При дворе Кучума имелась библиотека, как это было принято у всех восточных правителей. К сожалению, государственные документы и обширная переписка первых ханов-шейбанидов, тайбугидов и кучумовичей была безвозвратно потеряна при завое­вании Сибири царскими отрядами.

Официально в грамотах хан Кучум именовался гордым титулом “Кучум Мухаммед Бахадур-хан”. Во времена наибольшего расцвета Сибирского ханства к нему на службу приезжали князья, мурзы и мусульманские проповедники из Астрахани, Бухары, Казани, Саурана, Ташкента, Туркестана, Ургенча, из Ногайской Орды, Казахского ханства и других мест. Среди них был знаменитый историк Кадыргали би Жалайыр, занимавший должность “карачи” – великого визиря при хане Кучуме. Вместе с ним в Сибирь прибыл молодой султан Ураз-Мухаммед – племянник казахского хана Тауекела. Позже он попал в Москву, где царь Борис Годунов назначил его Касимов­ским царем.

Хан Кучум был энергичным и властным повелителем, он стремился создать централизованное государство, сплоченное единой верой и политической волей одного правителя. При нем Сибир­ское ханство достигло кратковременного возвышения, подъема экономики, расцвета культуры, религии, торговли и ремесла, добилось международного признания. Но долго удержать под своей властью обширный и малонаселенный край с полиэтничным населением, находившимся на разных ступенях общественного развития, оказалось не под силу даже такому опытному правителю, как Кучум. Многие его сторонники после первых же неудач переметнулись на сторону врага. Как тот же Кадыргали би Жалайыр.

История номадов показывает, что все кочевые и полукочевые квазигосударства существовали относительно недолго и погибали при первых же внешних агрессиях со стороны более сильных противников и в результате внутренних усобиц. Так случилось и с Сибирским ханством при внезапном нападении небольшого отряда казачьего атамана Ермака.

Как получилось, что, по определению историка Н. Карамзина, “малочисленная шайка бродяг, движимых грубой алчностью к корысти… приобрела новое царство для России…”?

Завоевание Сибирского царства не входило в приоритетные планы царя Ивана Грозного, в отличие от Прибалтики, откуда открывались торговые дороги в Европу. Или Казани и Астрахани, контролировавших Волжский речной путь на восток, к богатым странам и городам. К тому же Сибирское ханство находилось далеко за Уральским хребтом, царь не хотел втягиваться в затяжную войну с Кучумом, которая для Руси могла оказаться конфликтом с непредсказуемыми последствиями. Достаточно было наладить с Сибирью взаимовыгодные торгово-экономические отношения, стать в итоге монополистом в поставках на европейские рынки ценной сибирской пушнины.

Совершенно иную политику проводили уральские промышленники и купцы Строгановы, наслышанные о несметных богатствах Сибири и мечтавшие прибрать к рукам новый край. Их планы шли гораздо дальше цар­ских, и в эти планы они предпочли не посвящать Москву.

В апреле 1582-го купцы наняли вольных волжских казаков во главе с атаманом Ермаком. Последний в это время со своим отрядом обитал на Яике при впадении в него реки Илек, на острове Кош-Яик, в казачьем городище. С Яика казаки вышли к реке Иргиз – левому притоку Волги, дошли до самой великой реки, по ней поднялись до Камы, а оттуда до городков Строгановых на реке Чусовая. Это были профессиональные наемники, готовые за плату воевать где угодно, с кем угодно и когда угодно.

Прибыв к Строгановым, казаки разведали обстановку и приняли решение совершить внезапный набег на столицу Сибир­ского ханства Искер, захватить город, ограбить его и с богатой добычей вернуться обратно. Оставаться в Сибири навсегда они не планировали. Подобный опыт у них уже был. Летом 1581-го казаки совершили неожиданное нападение на столицу Ногайской Орды город Сарайчик и подвергли его беспощадному грабежу. В поисках скрытых сокровищ казаки даже разграбили древний некрополь, раскопав могилы, что явилось неслыханным святотатством даже для того далеко не гуманного времени. Как известно, в Сарайчике были захоронены многие ханы Золотой Орды, Казахского ханства, правители Ногай­ской Орды. В частности, близ города находился мавзолей выдающегося казахского хана Касыма (1512-1522 гг.).

1 сентября 1582 года 600 казаков на стругах выступили в поход на Сибирь. Их преимуществом были внезапность нападения, мобильность, быстрота передвижения по сибирским рекам и наличие мощного огнестрельного оружия, которого не было у кочевников. Несмотря на приток валюты от продажи пушнины, в ханстве полностью отсутствовали какие-либо военно-технологические инновации, необходимые для обороны.

Кучум был застигнут врасплох и не смог организовать сопротивление. В решающей битве 23-26 октября под Искером хан­ское войско потерпело поражение. Кучум отступил в южные степи, в междуречье Тобола, Есиля и Иртыша. Казаки захватили в Искере богатую добычу, включая ханскую казну. Но обратно уйти не успели, так как реки покрылись льдом, поэтому ермаковцы остались зимовать.

Воспользовавшись безвыходным положением казаков, Кучум начал против них войну, которая длилась несколько лет. В августе 1585-го в одной из стычек погиб Ермак. Оставшись без своего атамана, казаки бежали обратно на Русь, хан Кучум вернулся в столицу. Однако вскоре в Сибирь прибыли регулярные царские отряды, которые основали укрепленные городки Тару, Тобольск и Тюмень. Началось “второе завоевание” Сибири. Кучум в течение почти 15 лет воевал с царскими отрядами, пока в последнем сражении в августе 1598-го близ современного Новосибирска не был окончательно разгромлен. Его семью отправили в Москву.

Гордый хан отверг все предложения царского правительства капитулировать в обмен на спокойную старость в русском плену. “А от Ермакова прихода пытался встречно стояти! А Сибирь не сам отдал, сами взяли…” – с достоинством ответил старый хан. Неписаный этикет чингизида не позволял ему склонить голову и признать свое поражение. Иначе он потерял бы всякий авторитет у своих подданных и других государей. После 1601 года в источниках больше не встречаются какие-либо упоминания о Кучуме. Достоверно известно лишь, что он скончался у озера Коргалжын, вблизи нынешней Астаны.

Но со смертью Кучума сопротивление царской агрессии не прекратилось, место хана заняло его многочисленное потомство. Кучумовичи в течение почти ста лет вели ожесточенную войну за восстановление Сибирского ханства. В этой борьбе главной их опорой стали татары, ногаи, башкиры, калмыки-ойраты, телеуты, местные угорские племена, считавшие их законными владетелями края. На стороне потомков Кучума воевали и казахские племена Среднего жуза – аргын, керей, кыпчак, найман, а также жалайыр, канлы и другие. Междуречье Тобола и Есиля (местность Хан-Карагай и Аман-Карагай) стало новым центром борьбы с царскими отрядами.

Борьбу возглавил старший сын Кучума – Али, избранный в 1601-м сибирским ханом. После его пленения в 1616-м ханом был избран другой сын Кучума – Есим, а позже старший сын последнего – Аблай-Керей. Вскоре он был взят в плен и увезен в Москву, а ханом стал его брат Даулет-Керей, которого сменил младший брат Бука-султан. После него восстание возглавил Кушик-султан. В документах встречаются имена и других кучумовичей. Вплоть до 1680-х годов они боролись с царскими воеводами и держали в напряжении сибирские уезды и волости. Среди местного населения долго жила надежда на возрождение Сибирского ханства под главенством потомков хана Кучума.

Встретив героическое сопротивление кучумовичей в южной Сибири, царские отряды пошли на восток и сравнительно быстро дошли до Тихого океана. В казахские степи русские стали проникать лишь в конце XVII века, когда от Иртыша до Тобола была построена Ишимская военная линия протяженностью 985 верст с крепостями Курган, Ишим и др. В 1716-м на Иртыше был основан Омск, затем Ямышевская, Железинская, Семипалатная, Усть-Каменогорская крепости. В середине XVIII в. русские отряды постепенно продвинулись на юг, в казахские степи, и в 1752-м была основана Ново-Ишимская (Пресногорьковская) военная линия, центром которой стал Петропавловск.

Если представить казахскую степь в виде осажденной крепости, то Северный Казахстан – его высокая и неприступная сторожевая башня. Кучум первым встал на пути продвижения царской России в казахскую степь и остановил его почти на целый век. Поэтому нужно объективно оценивать роль хана Кучума в казахской истории и внимательно изучать причины непрочности и гибели его царства.

Мурат Абдиров, доктор исторических наук, профессор Университета международного бизнеса