КАЗАХСТАН В УЧЕБНИКАХ КЫРГЫЗСКИХ АВТОРОВ

National Digital History

 

КАЗАХСТАН В УЧЕБНИКАХ КЫРГЫЗСКИХ АВТОРОВ

 

01 МАРТА 2018 1332 0

На наш взгляд О. Осмонов слабо знаком с трудами ученых, исследовавших данную тему, в частности с трудами д.и.н., профессора Ж. Касымбаева и известного ученого Эдиге Валиханова Общеизвестно, насколько важно для учащихся объективное знание истории.

 

Но, например, в 2012 году вышел учебник Оскона Джусупбековича Осмонова Учебник предназначен для высших учебных заведений и утвержден Министерством образования и науки Кыргызской Республики.       Вышло к 2012 году пятое, дополненное издание и, как указывается в титрах, данный «Учебник награжден Почетными грамотами Правительства Кыргызской Республики в 2004 и 2006 годах». По учебнику, утвержденному Министерством образования и науки республики обучаются тысячи и тысячи студентов страны. Между тем, в указанном учебнике немало погрешностей и неточных данных. Мы остановимся только на фактах, которые касаются истории Казахстана. Так, например, в учебнике Дж. Осмонова (стр.182-183), сообщается, что «серьезная опасность сплотила кыргызов и казахов, с давних пор оказывавших друг другу поддержку. Особенно укрепился этот союз в первой четверти XVII в., в период правления кыргызско-казахского хана Эшима (год родж. неизв. — 1628 г.), что позволило им успешно противостоять натиску завоевателей». Далее сообщается, что Турсун-хан, (речь, видимо, идет о казахском хане Турсуне, погибшем в стычке с Есимом), «тоже» внес большой вклад в укрепление кыргызско-казахской коалиции. Здесь же, на странице 182-ой дан портрет и биография Ешим (Есим)-хана. Автор учебника сообщает, что «Эшим Конок уулу, Эр Эшим (год рождения неизвестен — 1628 г.) — кыргызско-казахский хан первой четверти XVII в. Выходец из кыргызского рода саруу. Его мать была дочерью казахского хана Шыгая. Эшим-хан боролся за единство и дружбу кыргызов и казахов. Он возглавлял борьбу двух братских народов против калмакских захватчиков. … После смерти Эшим-хана его дело продолжил сын Жангир». Нам неизвестно, возможно у кыргызов был свой хан «Эшим».

Утерю традиции государственности у киргизов в раннем средневековье отмечает академик Василий Владимирович Бартольд. В своих знаменитых «12 лекциях по истории тюркских народов Средней Азии», он отмечает: «В то время, (речь идет о 1218 годе, когда Джучи покорил киргизов на Енисее) уже не было, как VIII веке, киргизского хакана: народ разделился на две части… Впоследствии киргизы даже утратили воспоминание о том, что у них когда-либо были ханы». «Радлов слышал, — продолжает академик, — у кара-киргизов есть предание, по которому киргизы обратились к «великому хану», то есть Чингисхану, с просьбой дать им в князья своего сына Джучи». Далее он продолжает: «В известиях о походах Тимура и Улугбека нет ни слова о киргизах; они впервые упоминаются в Джетисуйской области в начале XVI веке, когда во главе их стал Халиль-Султан, один из сыновей монгольского хана Ахмада; ничего не сказано о том, откуда они пришли. В XVI веке киргизы часто находились под властью казахских ханов и вместе с ними вели борьбу с монгольскими ханами, в то время уже отуреченными, владевшими Кашгарией».  Но так или иначе, киргизы в XVXVI веках оказались в составе Моголистана. Если в учебнике о Дж. Осмонова речь идет о казахском хане Есиме, при котором действительно был образован казахско-кыргызский союз, то данное сообщение требует пояснения. Известный кыргызский политический деятель и ученый Белек Солтоноев, безвинно репрессированный в сталинский период, тоже указывал, что при Есим-хане казахском, кыргызы были в составе Казахского ханства. Казахский хан Есим (Есім) сын Шигай-хана, прямой потомок основателя Казахского ханства Жанибека, родился в округе г. Туркестан. Есим стал ханом после смерти старшего брата Тауекела в 1598 году. Казахский хан Есим действительно многое сделал для укрепления казахско-кыргызского объединения. В народе его за храбрость назвали «Еңсегей бойлы ер Есім». Сообщается, что в честь Есима кыргызами в урочище Кенсай был построен памятный знак, а Есим — тогдашний владетель Ташкента, возвел Мавзолей Кокум-бию кыргызскому. В академическом издании «История Казахстана» жизнь и события того времени описаны подробно. В главе третьей, подготовленной известным казахстанским ученым, К. Пищулиной указывается «После этих событий и междоусобной борьбы с Турсун-султаном Есим-хан вместе с подвластными ему казахскими и киргизскими улусами вынужден был уйти в Киргизстан. … После того, как Мухаммад — киргиз сошел с исторической арены, киргизы вплоть до середины XVIII в. признавали власть казахских ханов Тахира, Хакназара, Тауекеля, Есима, которые в источниках часто назывались, как «государи казахский и киргизский» (Указ.соч., с.415) Примечательно, что подробную информацию о казахских ханах Есиме и Турсуне оставил Абулгазы, автор «Родословной тюрок» (Түрік шежіресі). Абулгазы в свое время долго жил во дворе Есима, в г. Туркестане, а затем в доме Турсун-хана, владетеля Ташкента.          Приблизительно в 1628 году Турсун-хан был убит, а его сторонники из племени катаган были рассеяны. Возможно, что катаганы-киргизы как раз были сторонниками Турсун-хана, возможно они имеют и более древнее происхождение и восходят ко временам Золотой Орды. Абулгазы, свидетель тех трагических событий пишет: «Я перешел жить к Турсун-хану. Через два года Есим умертвил Турсун-хана и перебил множество людей его. Тогда я обратился к Есим-хану: «Я приехал к вам, в надежде, не будет ли мне от вас, обоих ханов, какой-либо пользы, а у вас вот что вышло. Пустите меня к Имамкули-хану (в Бухару)». – «Хорошо, ступай», — ответил Есим. Я отправился к Имамкули-хану». Таким образом, Эшим-хан, о котором пишет О.Дж.Осмонов, скорее всего казахский хан Есим, тем более, что хан Жангир, о котором упоминает кыргызский историк, был сыном Есим-хана казахского. Мы считаем, что в истории важна объективность и точность фактологических данных. Тем более, когда дело касается конкретных исторических политических персонажей. Новые сведения накопились и по истории гибели хана Кенесары. Например, известно, что Кенесары, вступив на территорию кыргызских племен, обратился к местным жителям с воззванием. На наш взгляд О. Осмонов слабо знаком с трудами ученых, исследовавших данную тему, в частности с трудами д.и.н., профессора Ж. Касымбаева и известного ученого Эдиге Валиханова. Странно, но О.Дж.Осмонов постоянно твердит о нападениях казахов на земли кыргыз. Такими у него являются хан Абылай, султан Кок-жал Барак, войска которых, якобы, постоянно терпят поражение от киргизских манапов. В реальности события имели другой характер, о чем писалось учеными неоднократно. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что уже давно пора создать совместную комиссию из числа казахстанско-киргизских ученых, чтобы не допускать подобных ошибок.

Буркитбай АЯГАН, директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор

Список использованной литературы:

  1. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). — Бишкек, «Мезгил», 2012;
  2. Бартольд В. Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии. М., 2015;
  3. «Есим» // Энциклопедия «Казахстан» Т.2, ҚЭ,2005. с.260;
  4. См. История Казахстана, (с древнейших времен до наших дней, 5 томах), Алматы,1997;
  5. Әбілғазы. Түрік шежіресі, Алматы «Ана тілі», 1992, сс.189-190;
  6. Қасымбаев Ж. Последний поход хана Кенесары и его гибель (декабрь 1846 — апрель 1847 гг.). — Алматы, «Ана тілі», 2002 г.,сс.121-123; Валиханов Э.Ж. «Кенесары». — М., Мол.гвардия, 2004 г. (ЖЗЛ, сер.биография, Выпуск 883). — сс.175-176.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/3903?fbclid=IwAR0BVZpqpzzQD0C_iBLVKffhvFMnllCS-z8bdVjn6gwfSf2-Nc-d9iEw0HM