«Вы, казахи, сидите на золотом сундуке, который еще не открыли» 20.12.2017

 

АРХИВ КУНА

АРХИВ КУНА

 

«Вы, казахи, сидите на золотом сундуке, который еще не открыли»

20.12.2017

Рукописные копии документов из собраний предводителей трех кланов қожа (ходжа, хваджа) при мавзолее Ахмада Йасави в настоящее время хранятся в персональном архиве востоковеда Александра Людвиговича Куна (1840-1888). Их общее количество составляет 77 (семьдесят семь) единиц. Данная коллекция документов до сих пор остается не введенной в научный оборот, а ее состав – неизвестен даже специалистам. Документы из коллекции А.Л. Куна, хотя и не являются оригиналами, однако при неопределенности судьбы их подлинников, приобретают высокое научное значение.

Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН (г. Санкт-Петербург) 22 апреля 2016 г. в Санкт-Петербурге был подписан меморандум о сотрудничестве между ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и Институтом восточных рукописей Российской Академии наук (подписан проф. Е.Б. Сыдыковым, ректором ЕНУ и м. Л .Н. Г умилева и проф. И.Ф. Поповой, директором ИВР РАН).1 Согласно этому меморандуму была осуществлена работа по изучению материалов по части мавзолея Ахмада Йасави, хранящихся в фонде архива А.Л. Куна. Они касаются исторических копий документов, презентуемых в данном исследова-

нии. Достигнута договоренность об издании каталога описаний документов мавзолей Ахмада Йасави, книги с факсимильными копиями этих документов.

Институт восточных рукописей имеет богатые традиции. Он был образован в 1818 г. в  составе Академии наук под названием «Азиатский музей». Директорами этого прославленного учреждения в разные годы были Х.Д. Френ (1818-1842), Б.А. Дорн (1842-1881), В.Р. Розен (1881-1882), В.В. Радлов (1885-1890), К.Г. Залеман (1880-1916), С.Ф. Ольденбург (1916-1934), А.Н. Самойлович (1934-1937), С.П. Толстов (1950-1953), Б.Г. Гафуров (1956-1977), Е.М. Примаков (1977-1985); в его филиале в Петербурге – И.А. Орбели (1956-1961), А.Н. Кононов (1961-1963), Ю.А. Петросян (1963-1996), Е.И. Кычанов

(1996-2003) и И.Ф. Попова (с 2003 г. по настоящее время). С 2007 г. Институт был переименован в самостоятельный Институт восточных рукописей РАН. ИВР РАН располагает рукописным фондом с более 100 тысяч томов рукописных книг и старопечатных книг. В нем располагается Архив востоковедов с ценнейшими документами по истории отечественной науки.

В Архиве востоковедов в составе ИВР РАН выделено около ста пятидесяти фондов, названных по имени фондообразователей. Здесь находятся неопубликованные монографии, статьи, диссертации, материалы к ним, протоколы, документы, фотографии, карты, реестры, словари, записки, выписки, материалы конференций, заседаний обществ, конспекты, постановления, решения, эпистолярное наследие и т.д. Публикаций об Архиве востоковедов было совершено более 500.

В Архиве востоковедов имеются тематические коллекции, называемые разрядами: «Тюркские народы», «Народы Средней Азии», «Казахи», «Фонды учреждений» и др. Среди них особую ценность для центральноазиатских исследований имеют следующие:

3 ~ Андреев Михаил Степанович (1873-1948) ~ тюрколог, иранист

5 ~ Березин Илья Николаевич (1818-1886) ~ тюрколог

7 ~ Бичурин (о. Иакинф) Никита Яковлевич (1777-1853) ~ китаевед

17 ~ Жуковский Валентин Алексеевич (1858-1918) ~ иранист

б/н вслед за 24 ~ Кантемир Дмитрий Константинович (1673-1723) ~тюрколог

26 ~ Кер Георгий Яковлевич (Георг Якоб) (1692-1740) ~ арабист,тюрколог

33 ~ Кун Александр Людвигович (1840-1888) ~ арабист, тюрколог

36 ~ Лерх Петр Иванович (1827-1884) ~ иранист, курдолог

37 ~ Медников Николай Александрович (1855-1918) ~ арабист

38 ~ Миллер Всеволод Федорович (1848-1913) ~ филолог, фолькло-

рист, этнограф

43 ~ Петровский Николай Федорович (1837-1908) ~ тюрколог

44 ~ Позднеев Алексей Матвеевич (1850-1920) ~ монголовед

50 ~ Смирнов Василий Дмитриевич (1846-1922) ~ тюрколог

52 ~ Тизенгаузен Владимир Густавович (1825-1902) ~ археолог, ну-

мизмат

59 ~ Березовский Михаил Михайлович (1848-1912) ~ исследователь

Центральной Азии, зоолог

61 ~ Григорьев Василий Васильевич (1816-1881) ~ историк, этног-

раф

70 ~ Давлетшин А бдель-Азиз (1861-?) ~ исследователь Средней

Азии

78 ~ Гульбин Григорий Григорьевич (1892-1941) ~ арабист, библио-

граф

93 ~ Волин Семен Львович (1909-1943) ~ арабист, иранист

95 ~ Марр Юрий Николаевич (1893-1935) ~ иранист

105 ~ Иностранцев Константин Александрович (1876-1941) ~ ира-

нист

112 ~ Жузе Пантелеймон Крестович (1871-1942) ~ арабист

113 ~ Ромаскевич Александр Александрович (1885-1942) ~ иранист

115 ~ Снесарев Андрей Евгеньевич (1865-1937) ~ исследователь

Индии и Памира

124 ~ Иванов Павел Петрович (1893-1942) ~ историк Средней Азии

131 ~ Фахретдинов Ризаэтдин (1859-1936) ~ писатель

134 ~ Минорский Владимир Федорович (1877-1966) ~ иранист

141 ~ Беляев Виктор Иванович (1902-1976) ~ арабист и др.

Фонд А.Л. Куна

Фондообразователь – Кун Александр Людвигович (1840-1888), востоковед, главный инспектор училищ Туркестанского края (1877-1878). ИВР РАН, фонд 33, 303 единиц хранения, годы составления: 1859-1882.

Известный арабист-востоковед и краевед Александр Людвигович Кун р одился в 1840 г . в семье учителя немецко-армянского происхождения. Потеряв обоих родителей в возрасте 14 лет, начальное образование он получил в гимназии в Ставропольской губернии, затем

поступил на факультет восточных языков Петербургского университета (получал «Кавказскую стипендию»), который окончил в 1865 г. со степенью кандидата «по арабско-персидско-турецкому разряду».

А.Л. Кун поступил на службу по рекомендации своего наставника В.В. Григорьева (ум. в 1881 г.) и начал свою карьеру в 1866 г. столоначальником канцелярии Оренбургского генерал-губернаторства. 24 ноября 1868 г. перешел на службу в Туркестанское генерал-

губернаторство чиновником, состоящим в распоряжении генерал-губернатора фон Кауфмана. Именно в этот период он совершил поездки по уголкам Центральной Азии при поддержке генерал-майора А.К. Абрамова, в Т уркестан в т ом ч исле. Его везде сопровождал его секретарь ‘Абд ар-Рахман ибн Мухаммад-‘Абд ал-Латиф Мустаджирр

Самарканди.

1 мая 1874 г. был назначен старшим чиновником особых поручений по учебной части при Туркестанском генерал-губернаторе. Когда в Ташкенте было создано Управление учебными заведениями Туркестанского края, А.Л. Кун стал его первым инспектором. Он пробыл на этой должности с 1 января 1876 г. по 20 сентября 1882 г.2 А.Л. Кун в 1882 г. покинул службу в Туркестане по причине изменений в администрации генерал-губернаторства во время длительного заболевания генерал-губернатора Н.К. фон Кауфмана.  По рекомендации Министерства просвещения Российской империи его пере-

вели в Вильно, 4 где он проработал в качестве помощника попечителя Виленского учебного округа  до своей смерти. Александр Людвигович Кун умер в Вильно 24 октября 1888 г. в возрасте 48 лет.

А.Л. Кун участвовал во многих научных экспедициях и военных походах в разных регионах Центральной Азии, в том числе в научной экспедиции на Искандеркуль (1870 г.) и военных походах на Шахрисабз (1870 г.), Хиву (1873 г.) и Коканд (1876 г.). Его вклад в исследование истории и культуры Туркестана состоит в том огромном материале, к оторый о н с умел с обрать и о тправить в т огдашную столицу Российской империи – в г. Санкт-Петербург. В период с 1870 по 1878 гг. От имени генерал-губернатора Туркестана К.П. фон Кауфмана в Императорскую Публичную библиотеку было передано большое число рукописей и материалов, приобретенных в ходе завоевания Центральной Азии, во многом благодаря заслугам А.Л. Куна. «Коллекция Кауфмана», кроме рукописных книг, насчитывает также около 4000 исторических документов.4 В 1870-1872 гг. А.Л. Кун принял участие в создании «Туркестанского альбома», посвященного этнографической, археологической, исторической и промыслово-технической панораме Туркестана. Кроме того, он занимался научно-исследовательской работой, а также сбором различных памятников культуры и искусства, рукописей и документов.1 За годы своей деятельности в Туркестане А.Л. Кун смог накопить большой объем материала, включающего в себя рукописные книги, исторические документы и разные виды путевых заметок по Центральной Азии.

Большая часть этих материалов в настоящее время хранится в его личном фонде в Архиве востоковедов при Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. В свое время Б.В. Андрианов изучал материалы по истории Хивинского ханства, хранящиеся в нем.2

Кроме Хивы в нем хранятся ценные материалы по Бухаре .3 Все его материалы относятся к 1852-1884 гг. Фонд А.Л. Куна состоит из двух описей.

В первой описи зафиксированы 273 архивных дел. Они поделены в девять разделов («Работы А.Л. Куна», «Некоторые документы к биографии А.Л. Куна», «Материалы, собранные Куном в Средней Азии», «Дневники», «Переписка дипломатического характера на восточных языках, з аписки, з аметки и пр.», «Отдельные работы на в осточных языках», «Выписки и работы других лиц», «Материалы о постановке образования и управления в Туркестанском Крае. Материалы по изданию Туркестанского альбома», «Разное»). В первом разделе обращают на себя внимания пункты 19 («Опи-сание камней, находящихся в местности Капальского уезда Семиреченской области, называемой киргизами Текмигалы-Таш [Хивинское ханство]»; рукопись), 28 («Мусульманская школа»; рукопись); в Например, лишь в одних делах 160 и 165 из личного архива А.Л. Куна содержатся около 140 подлинников документов по истории землевладения и назначения на разных должности в Бухарском эмирате, относящиеся ко 2-й половине XIX века. См.: Кун А.Л. Юридические документы, относящиеся к истории землевладения Самарканда. Личный архив // Архив востоковедов. Институт восточных

рукописей РАН. Ф. 33, Оп. 1, Д. 160, объем – 121 страница; Кун А.Л. Должностные ярлыки и деловые документы разных чиновников и духовных лиц Бухары.

Там же. Ф. 33, Оп. 1, д. 165, объем – 21 страница. ем разделе – пункты 52 («Два образца из устной народной казахской

поэзии (казах. яз. в русской транскрипции)»; рукопись), 57 («Хронограмма с указанием года смерти Хаджи Ахмеда Ясави»; рукопись), 87 («Копия с надписей, находящихся на мечети Султана Азрета Ахмеда Ясави в Туркестане, русск. и араб.яз.»; рукопись), 130 («Краткие све-дения о казахах в Хивинском ханстве [со слов Кадыр-хана], узбек. яз.»; рукопись), 131 («Записка о казахах рода чумичли-табын в Хивинском ханстве, узбек. яз.»; рукопись), 199 («Перечень мазаров Сайрам и географические выписки и расстояния между различными населенными пунктами [Сайрам, Авли-Ата, Туркестан, Ак-мечеть и др.]»; рукопись), 203 («Этимологические сведения о некоторых местностях современного Казахстана [Сайрам, Чимкент, Авлиата, Туркестан, Акмечеть, Казалинск] и указатель расстояний в километрах отдельных районов Казахстана, тадж. яз.»; рукопись), 217 («Дневник мирзы Абдуррахмана, веденный во время путешествий по Бухаре и окрестностям, тадж. яз.»; рукопись), 228 («Перевод Куном и Султановым дневника [мирзы Абдуррахмана?]»; рукопись) и др.

Во вторую опись вошли его «Письма (1869-1882)», которые состоят из 30 частных писем А.Л. Куна (274-303). Всего в архиве А.Л. Куна имеются в наличии 303 единицы хранения.

Рукописные копии архива А.Л. Куна, снятые с документов мавзолея Эти рукописи хранятся в архиве в двух папках под номерами 174  («Документ об аренде караван-сарая в Ташкенте», на узбек. яз.; рукопись; один лист) и 1 75 ( «Копии с документов на право пользования землей, которая во времена кокандского владычества была изъята от уплаты хараджа и танапа», на узбек. яз. [язык большей части текстов –персидский]; рукопись; 96 листов).

Таким образом, все документы (их общее количество равняется 77), имеющие отношение к мавзолею Ахмада Йасави в составе архива А.Л. Куна, хранятся в 175-м деле (на 96 лл.), и лишь один документ составляет целое 174-е дело (на 1 л.). Эти рукописные копии снима-

лись с оригиналов, принадлежавших трем персонам:

1) Рахматаллах-хваджа-нақиб ‘Али-Акбар-хваджа-нақиб-оғлы;

2) Шариф-хваджа-‘азизлар Бехбуд-хваджа-‘азизлар оғлы;

3) Насраллах-хваджа-шайх ал-ислам Исхак-хваджа-шайх ал-

ислам-оғлы.

Все эти три клана (нақиб, ‘азлар/‘азизан/‘азизлар, шайх ал-ислам) в период правления Царской Россиии признавались потомками Шайха Ахмада Карачуки, внука Ахмада Йасави по линии его дочери Гаухар- Хуштадж (вариант: Гаухар-Шахназ).1 По нашему мнения, эти

исторические копии сняты с 77 документов из трех коллекций, составленных на персидском и тюркско-чагатайском языках.

Ахмад Йасави был одной из популярных фигур в истории и культуре Центральной Азии. Его мавзолей в Туркестане занимал важное место в социальной и духовной жизни народов региона. В своей деятельности А.Л. Кун руководствовался интересами российской администраиции. Хотя у А.Л. Куна были личные исследовательские приоритеты, например, его интересовали знаковые личности. Он коллекционировал много исторических документов, относившихся к святым местам, медресе и мечетям, а также происходивших из канцелярий ханов и фондов чиновников. Исследователь по возможности преследовал цель брать оригиналы, однако когда этого не получалось, то он снимал с них копии при содействии сотрудников местной царской администрации. Поскольку заполучить от современных ему потомков Ахмада Йасави оригиналы хранившихся у них документов, касающихся мавзолея, не удалось, А.Л. Кун попросил уездного начальника Туркестана майора А.Г. Реймерса оказать ему содействие в обретении достоверных копий. Можно предположить, что А.Л. Кун преследовал две цели. Первая – обогатить свою коллекцию документов, собранную им для отправки в Петербург. Вторая – явный личный интерес к изучению проблем вакфов в Туркестане, ч то, в с вою о чередь, позволяло ему лучше разбираться в практических вопросах, воз-никавших в его текущей административной деятельности в этом крае.

1 Во время полевых исследований, проведенных в г. Туркестане в 1991-1993 гг., нами были зафиксированы три клана (топ) туркестанских ходжей: нақиб, азлар и шайх ал-ислам. Их также называли узбекскими қожа (информация жителя города Туркестан Фахриддина Акимқожаева).

В его личном архиве нет никаких набросков статей или рабочего материала, касающихся истории и состояния мавзолея Ахмада Йасави.

Возможно, после своего назначения в 1874 г. на пост старшего чиновника особых поручений по учебной части Туркестана А.Л. Кун уделял больше внимания административной деятельности и практически отошел от серьезной научной жизни. После окончания своей деятельности в Туркестане А.Л. Кун увез эти копии документов с собой в Россию в 1 882 г . П осле с мерти А .Л. К уна о ни в месте с д ругими его рабочими документами вошли в состав личного архива востоковеда и были забыты. Почему-то эти копии документов и их оригиналы остались за пределами широкомасштабных исследований по изучению вакфного дела, проводившихся во второй половине XIX–XX вв. Даже в 1974 г. и после, когда была обнаружена новая коллекция документов из город Туркестана и села Атабай (Алматинская коллекция) и появились первые публикации на основе ее материалов, никто не вспомнал об исторических копиях документов из архива А.Л. Куна. Такая ситуация продолжала сохраняться до 2013 года.

1 Подписание документов происходило в дни проведения международной

конференции «Языки советского ислама: идеологии, сети и практики» (г. Санкт-

Петербург, Российская Федерация, 20-21 апреля 2016 г.). Пользуясь случаем,

выражаем благодарность профессору А.К. Бустанову за его приглашение

приехать в г. Санкт-Петербург.

АЛМАТИНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Работа во время археографической командировки

Алматинская коллекция была обследована во время археографической командировки, совершенной в город Алматы 10-19 июля 2015 г. в целях ознакомления, первичного изучения документов из нее.

Участники проекта академик Национальной Академии наук РК Б.Е. Кумеков и магистр А.А. Айбасов проделали работу по первичному изучению, инвентаризации, фиксации письменных документов.

Были нанесены визиты в частные собрания, где хранились необходимые для выполнения задач данной монографии документы. В ходе выполнения этих задач было:

– совершено предварительное описание документов по заранее подготовленному вопроснику;

– записаны мемуары владетелей собраний об истории коллекции документов.

Система шифровки архивных документов в этой коллекции была разработана В.К. Шуховцовым. В ней указываются следующие данные:

1) Место находки (Т – город Туркестан, А – село Атабай и т. п.);

2) Порядковый инвентарный номер документа в составе этой

коллекции;

3) Язык документа (п – персидский, т – тюркский, р – русский);

4) Составность документа (наличие в одной инвентарной единице двух или нескольких самостоятельных актов: аб – для двух текстов, ав – для трех и т. д.).

В ходе наших исследований в «Алматинской коллекции» было установлено, что со стороны владетеля коллекции были пронумерованы более 750 документов. По языковому признаку из них 342 единицы были отмечены как составленные на персидском, 345 – на тюрки, и 61 – на арабском языке. Также при осмотре были зафиксированы отдельные непронумерованные экземпляры.

После ознакомления с содержанием документов было установлено, что большая часть материала из этой коллекции не имеют непосредственного отношения к мавзолею. Особенно это заключение касается массы документов, обнаруженных в селе Атабай/Карнак Южно-Казахстанской области. Думается, что в 1937-1938-годах в эпоху репрессий жители Туркестана и близлежащих населенных пунктов избавлялись от своих документов частного характера, написанных и оформленных на арабской графике, пряча их в комнатах мавзолея Ахмада Йасави или на кладбище села Атабай. Эти люди боялись уничтожения этих документов в виду их сакрального характера, в первую очередь, воспринимаемых со стороны их хозяев как святотатство. Вместе с самими документами мавзолея Йасави эти попутные материалы были подобраны участниками экспедиции 1974-1975 гг. и попали в состав «Алматинской коллекции». Наши исследования показали, что эта часть документов не имеет непосредственного отношения к вакфному хозяйству мавзолея Ахмада Йасави.

История открытия документов

В ходе служебных археографических командировок, предпринятых научными сотрудниками Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова (ныне Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки МОН РК) в 1974–1975 гг., удалось выявить в двух точках – в городе Туркестане и селе Атабай (ныне Қарнақ, находящееся в 24 км. от этого районного центра в северо-восточную сторону) Туркестанского района Южно-Казахстанской области (тогда Шымкентской области) комплекс оригинальных письменных документов на персидском, арабском и тюркском языках, написанных на арабской графике. К моменту обнаружения документы находились в заброшенном состоянии и крайне плохой сохранности, были хаотически перемешаны (вероятно, со стороны  рабочих-реставраторов мавзолея) с массой разрозненных листов и обрывков рукописных и печатных книг религиозного содержания и литографических изданий стихотворных произведений центральноазиатских и других мусульманских поэтов XVI–XVIII веков.

После тщательного разбора из мусора было отобрано свыше 1000 экземпляров целых и фрагментированных бумаг документального содержания. Это актовые документы, иски, прошения, фетвы и судебные решения, распоряжения городских властей, указы кокандских ханов и т. д.

Тексты документов изобилуют именами и титулами, названиями улиц, кварталов, оросительных каналов и другими топонимами, хозяйственными и бытовыми терминами. Большинство документов датировано и относится к концу XVIII – началу XX века.

Все отобранные экземпляры распределены по языковой принадлежности и типовым признакам, проведены их первичная инвентаризация и общая опись. Несколько десятков документов восстановлены из обрывков (полностью или в более крупные фрагменты).

Составлен подробный каталог печатей, оттиснутых на документах, включающий 360 номеров описания (663 оттиска).

Было установлено, что большинство документов, написанных поперсидски, относятся к периоду подчинения Туркестана властям независимого Ташкента и Кокандского ханства (начало XIX в. – 1860-е годы). Тюркоязычные документы в основном датируются более поздним временем.

Согласно первой публикации о находке, она представляет собой собрание свыше 1000 документов, относящихся к концу XVIII – началу XX века.1 В последующем, В.К. Шуховцов опубликовал фотографии и перевод на русский язык 10 (десяти) документов (эти 10 инвентарных единиц содержат 12 самостоятельных актов) из этого собрания, которые относятся к XIX веку.2

Большую практическую помощь в обнаружении комплекса документов оказал житель г. Туркестана Орынбай Дастанов (1924-2003).

Впервые о документах, находившихся в здании мавзолея Ахмада Йасави, в столицу республики сообщил Орынбай Дастанов. Для этого  Кумеков Б.Е., Настич В.Н., Шуховцов В.К. Письменные документы из Южного Казахстана. Предварительное сообщение // Вестник АН КазССР, № 8, 1977, сс. 70-73.

2 Шуховцов В.К. Письменные документы из города Туркестана // Казахстан в эпоху феодализма. – Алматы: Наука, 1980, сс. 165- 191 (две инвентраные единицы из 10 содержали по два акта).

3 Творческая биография Орынбая Назарұлы Дастанова составлена на основе данных, любезно предоставленных нам со стороны его дочери Дастановой Раушан Орынбаевны и его многолетного коллеги Зикирия Заманхановича Жандарбекова. В ее подготовке приняла участие докторант Гүлназ Қалабай, за что благодарим ее.

он специально приехал в г. Алматы для встречи с исследователями из Академии наук Казахстана.

Орынбай Назарұлы Дастанов родился 1924 г. в городе Туркестан. Он одновременно был поэтом, драматургом, бывшим комсомольским, партийным функционером и работником музея.

Трудовую деятельность начал в 1940 г. секретарем в районном потребительском союзе. В 1943-1947 гг. был первым секретарем районных комсомольских комитетов (райком комсомола) Шаульдер (Шауылдыр) и Туркестан (Түркістан). В 1947-1958 гг. работал в Чаянском (Шаян) районе директором потребительского союза и руководителем торговой организации комбината «Ачполиметалл».

Орынбай Дастанов с 1956 по 1980 гг. работал главным хранителем в музее «Әзірет-Сұлтан». В эти годы он прилагал усилия для восстановления первоначального вида мавзолея, призывая вышестоящие инстанции провести реставрационные работы. За его деятельность при мавзолее в 1980 г. ему было присвоено звание «Заслуженного деятеля культуры Казахстана». О. Дастанов стал инициатором открытия республиканского музея при мавзолее – музея-заповедника «Әзірет-

Сұлтан». В 1980-1984 гг. он работал директором вновь открывшегося музея.

Он вел самостоятельные творческие поиски по биографии и творчеству Ахмада Йасави. Конечно, они были в присущем для советского времени духе осуждения практики паломничества (зийарат) к святым местам. Однако они в дальнейшем претерпели некоторые существенные изменения под влиянием конъюнктуры. Дастанов является автором шести книг («Торговля здравомыслящего»

[«Сау басты саудалап»], 1964 г.; «Правда о святых местах» [«Әулиелі» жерлер туралы шындық], 1967 г.;1 «Наследники» [«Мұрагерлер»], 1970 г.; «Приключения хаджа», 1972 г.; «Әзірет Сұлтан», 1993 г.; «Әзірет Түркістан», 2000 г.), более десяти драматургических произведений («Девушка, победившая хитрость», «Девушка Жанат», «Пробудившаяся совесть», «Арыстан-баб», «Коркыт-ата» и д р.), д вух к ино1 Дастанов О. «Əулиелі» жерлер туралы шындық. Алматы: Қазақстан баспасы, 1967. сценариев («Гүлсім», «История Хаджа»), а также двух сборников стихов.

Орынбай Дастанов, чья судьба во второй части его жизни и деятельности была непосредственно связана с мавзолеем Ахмада Йасави, и лично видевший процесс реального уничтожения письмен-

ных памятников, решил обратиться к авторитетным столичным ученым. В этих целях он приехал в Институт истории и этнологии АН РК и встретился с профессором, заведующим отделом древней и средневековой истории Казахстана Булатом Ешмухамедовичем Кумековым.