легендарная казахская летчица Хиуаз Доспанова

 

Опубликовано: 7 мая 25400

Как воевала легендарная казахская

летчица Хиуаз Доспанова

В рядах легендарного женского полка ночных бомбардировщиков воевала летчица из Казахстана Хиуаз ДОСПАНОВА, совершившая более 300 боевых вылетов.

Фашисты прозвали их “ночными ведьмами” – за дерзость, внезапные ночные бомбежки. В кромешной тьме самолеты По-2 сбрасывали бомбы на вражескую технику, железнодорожные составы. Маленькая и хрупкая Катя – так звали Хиуаз боевые подруги – рвалась в небо, даже когда с трудом могла ходить из-за полученных тяжелейших травм… Между подругами была договоренность – живыми в плен не сдаваться!

Летать – без сомнений

– Мама родилась в 1922 году в Гурьевской области, в селе Ганюшкино, ее отец был партийным работником, и семья переехала в Уральск, где она окончила школу, – рассказывал сын легендарной летчицы, алматинец Ерболат АМИРОВ. – Уже в восьмом классе решила, что будет летать. На нее, как и на тысячи других девчонок, мальчишек, произвели большое впечатление подвиг летчиков-героев СССР, спасших челюскинцев, беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток Гризодубовой, Осипенко, Расковой. Родители были не против, и она пошла в аэроклуб. Летала на учебных самолетах По-2. На них девушки потом совершали боевые действия. Машины – легкие, маневренные, из фанеры и металла, с обшивкой из перкаля – плотного полотняного материала. Его использовали при изготовлении палаток. В таком самолете два места – для пилота и штурмана. Летали со скоростью 120–130 километров в час, на небольшой высоте, и только ночью. Так как днем были легкой мишенью для противника.

Мечтой девушки было встретиться с Мариной Расковой – знаменитой летчицей. И она поехала поступать в Москву, в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Но ей вежливо отказали, и после долгих раздумий Хиуаз Доспанова выбрала профессию врача.

Звезды и память служили ориентиром

Когда началась война, второкурсница Московского мединститута решила идти на фронт. Но райком комсомола направил студентов на строительство линии Московского метрополитена. Это было очень тяжелое время: работали в две-три смены, по дороге в общежитие засыпали в трамвае. К осени, когда над Москвой нависла угроза захвата, студентов направили рыть оборонительные сооружения:

– Когда мама узнала, что формируется женский авиационный полк, да еще под командованием Марины Расковой, она подала заявление, – говорит Ерболат Шакуович. – И вскоре вместе с другими девушками отправилась в училище под Саратовом. С близкой подругой Раей Ароновой попала на штурманское отделение. Успех выполнения боевого задания во многом зависел от штурмана, точности его расчетов. Маршрут прокладывался на земле, но в небе могло произойти что угодно, поэтому карту района зубрили наизусть – каждую горку, озеро, шоссейную дорогу, станцию. Учились ориентироваться по звездам. В мае 1942 года единственный в истории СССР женский авиационный полк легких бомбардировщиков перешел под командование старшего лейтенанта Евдокии Бершанской. В шутку прозвали его “дунькин” полк.

Задания под обстрелом

Первым пунктом дислокации летчиц был Краснодон. Расположились в лесу. Самолеты маскировали деревьями, строили землянки. Свой первый боевой вылет Хиуаз запомнила хорошо. Так она писала в своей книге “Под командованием Расковой”: “До чего же тесно в маленькой штурманской кабине! Все казалось громадным и неуклюжим и мешало: и парашют за спиной, и противогаз на боку, и пулемет, и осветительная авиационная бомба, которую штурман в нужный момент выбрасывает за борт, чтобы осветить объект, и планшет, и ракетница с ракетами, чтобы подсветить на случай вынужденной посадки, да еще штурвал управления (на По-2 управление двойное) и переговорная трубка. Я уже не говорю об одежде – о меховом комбинезоне и унтах (позже кабина пополнилась еще термитными авиабомбами).

В первый же вылет “стрекоза” Кати Пискаревой и Хиуаз Доспановой попала под обстрелы зениток. Но задание выполнили. Летали, бывало, каждую ночь, по нескольку раз. Немцы наступали, и полк почти каждый день менял аэродром. Как-то часть расположилась в колхозных сараях Тамани, где раньше хранили зерно.

“Мыши не только не давали спать, но и забирались в летную форму. Как неприятно бывало в полете вдруг ощутить, что где-то за пазухой ворочается и пищит мышь”, – вспоминала летчица.

“Не могу лишить эту девочку ног”

После первого ранения штурман Доспанова больше месяца пролежала в госпитале. Врачи запрещали ей вставать, а она брала палочку и ковыляла на аэродром. Страшный случай произошел весной 1943 года. Ночью экипаж Пашкова – Доспанова при заходе на посадку на аэродром столкнулся с другим экипажем: Макогон – Свистунова.

Летчица Раиса Аронова в своей книге “Ночные ведьмы” пишет, что очнулась Катя (Хиуаз) на земле, под обломками самолета: “Юле Пашковой, тоже полуживой, истекающей кровью, удалось несколько раз выстрелить. К ним помчалась санитарная машина. Макогон и Свистунова были мертвы. Доспанову и Пашкову доставили в полевой госпиталь. Юля умерла на операционном столе. У Кати тоже не было никаких признаков жизни, ее положили в мертвецкую рядом с подругой. Потом случайно заметили, что она не покрывается бледностью. Срочно приняли все меры к спасению этой маленькой девушки, почти девочки, и – о чудо! – ее ресницы дрогнули, она приоткрыла глаза. Несколько ночей и дней врачи боролись за ее жизнь. У Кати начиналась как будто гангрена, встал вопрос об ампутации ног. Но главный хирург госпиталя сказал: “Нет, не могу я лишить ног эту девочку! Они так пригодятся ей, если она сумеет выжить!”. И она сумела. Буквально воскресла из мертвых. Ее привезли всю закованную в гипс”.

Через некоторое время рентген показал, что сращение идет неправильно. Ломали гипс, правили кости…

– Мама не любила рассказывать об этом, возможно, спасло ее то, что летала она непристегнутой – боялась, что при падении самолета или пожаре не сможет выбраться, – говорит Ерболат Амиров. – После госпиталя она снова летала. Ей помогали подниматься в самолет и выходить из него. Потом маму назначили начальником связи при штабе.

Как “ведьмы” немцев разоружили

В своих воспоминаниях “ночные ведьмы” описывают и такой случай. Дело было у границ Германии. В окружении советских войск оказались десятки немецких частей. Девушки узнали, что поблизости в лесу находится немецкая часть. Полку поступило задание задержать немцев, пока подойдут наземные войска. Собрав командиров эскадрилий и звеньев, Евдокия Бершанская советовалась, как выполнить задание. Решили сбросить с самолетов немцам листовки, в которых предлагалось сдаться в плен. Спустя час Бершанская направила два звена бомбить лес. Но никто не выстрелил в ответ. Немцы вышли из леса с листовками в руках и с белым флагом. Оружие они складывали на окраине села. Все это время самолеты девичьего полка кружили над лесом. Как описывают участники этих событий, фашисты были поражены, когда узнали, что сдались в плен девчонкам. К вечеру подоспели бойцы из наземной части, которым передали пленных…

Никогда не падала духом!

Нередко летчицам приходилось действовать, можно сказать, даже за гранью риска. Один из таких эпизодов произошел летом 1943-го в небе над Моздоком. В пасмурную погоду Хиуаз и Полина Белкина охотились за колонной немецких автомашин у станции Прохладная. Густые облака долго не позволяли навести цель. Снижаться ниже расчетной высоты для метания бомб было опасно – их разрывы могли повредить самолет. Когда горючее было на исходе, девушки все же рискнули и пролетели над головами фашистов, сбросив на них бомбы. Взрывной волной самолет тряхнуло, но они уже успели набрать высоту. А когда вышли из опасной зоны, обнаружили: горючего может не хватить, чтобы перелететь линию фронта. Но им повезло – до аэродрома они дотянули. Только сели – и винт мотора остановился.

За храбрость и отвагу Хиуаз Доспанова награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями “За оборону Кавказа”, “За освобождение Варшавы”, “За победу над Германией”… В 2004 году указом Президента Казахстана Хиуаз Доспанова получила высшую награду нашей республики – Золотую Звезду “Халық Қаһарманы”.

– После войны маму отправили в Алма-Ату на партийные курсы, где она познакомилась с моим отцом Шаку Амировым, – продолжает Ерболат Шакуович. – Он был по образованию педагогом, окончил Тюменское пехотное училище. В 1948-м они поженились. Мама работала по партийной линии. Из-за контузии она досрочно вышла на пенсию… И целиком посвятила себя семье.

…Отважная летчица ушла из жизни в 2008 году. В честь Хиуаз Доспановой названа улица в Алматы, ледовый дворец в Атырау, самолет казахстанской авиакомпании. Снят документальный фильм “Хиуаз Доспанова. Успеть сказать спасибо”. А нам хочется низко поклониться ей за стремление к мечте и характер, за героизм и стойкость, за верность делу и боевым подругам. Таких людей мы просто не имеем права забывать.

Автор: Елена КОЭМЕЦ