Лаврентьевская летопись: тайна листа 167

Авторский блог Александр Семерня

15:25 15 января 2018

Лаврентьевская летопись: тайна листа 167

Попытка выяснить причины

замены листов

в Лаврентьевской летописи

0 Оценить статью: 1 1

Лаврентьевская летопись: тайна листа 167

Как отмечалось в предыдущей статье, в Лаврентьевской летописи были заменены 3 листа. Сам Лаврентий к данной замене не имел никакого отношения – листы 157, 161 и 167 выполены почерками, отличными от его почерка, причём тексты на листах 157 и 167 выполнены одной рукой , а на листе 161 – другой. Следовательно, замена 157 и 167 листов производилась в одно время, а листа 161 – в другое.

На листе 157 изложены события «лета 6738» (1230 г.), когда резко обострились отношения Михаила Черниговского с Ярославом Всеволодовичем. Для улаживания конфликта во Владимир прибыла делегация в составе: митрополит всея Руси Кирилл, епископ черниговский Порфирий, игумен киевского монастыря святого Спаса Пётр Акерович. «Послуша убо Ярославъ брата своего старейшаго Гюрья и отца своего митрополита и епископа Порфирья и взя миръ с Михаиломъ», – примирение состоялось. На листе 167 изложены события последних лет жизни Александра Ярославича. Что могло связывать одновременно и Александра, и Михаила? Только одно – Макариевский собор 1547 года, на котором они оба были канонизированы! Между прочим, Михаил Черниговский почитается ещё и в Украинской Греко-Католической Церкви.

На листе 161 описаны события, связанные с нашествием Батыя на Владимирское княжество, т. е. с Юрием Всеволодовичем, который был канонизирован вместе со своими сыновьями патриархом Иосифом в 1645 году. Отметим, что Ярослав Всеволодович был причислен к лику святых только в 1981 году.

Учитывая изложенное, вновь обратимся к Лаврентьевской летописи и рассмотрим события с 1253 по 1263 годы, включая те, которые описаны на вставленном листе 167.

«В лето 6760» (1252 г.) Андрей Ярославич, разругавшись со старшим братом Александром, бежал в Ригу. Примирение братьев состоялось в 1256 году после того как Андрей, вернувшись из «эмиграции», помог галичанам отобрать власть в Великом княжестве Литовском у Александра Ярославича. В знак благодарности за услугу галичане, усадив на великокняжеский престол в Новогрудке Романа Даниловича, определили Андрея в Городец (Полоцкий), т. е. элементарно «кинули» его – пришлось ему идти с извинениями к старшему брату.

О том, что в 1256 году Василий (старший сын Александра Ярославича), изгнанный галичанами из Новогородка (Новогрудка), отправился княжить в Новгород Великий, а Андрей Ярославич – в Городец (Полоцкий), в Лаврентьевской летописи сообщается в последних строчках листа 166: «В лето 6764 (1256). Поехаша князи на Городець, да в Новъгородъ. Князь же Борисъ поеха в Татары, а Олександръ князь послалъ дары. Борисъ же, бывъ Улавчия, дары давъ, и приеха в свою отчину с честью. Тое же зимы по-еха князь Олександръ на емь с суждалци и с ноугородци и емь победи, и много полона приведе, и приеха с честью въ свою отчину». (Подчёркиванием выделен текст, находящийся на вставленном листе 167)

Улавчий – это младший сын Бату, Улагчи, который упоминается в летописи ещё дважды (в 1257 и 1258 годах) на том же вставленном листе 167. «Рашид-ад-дин» указывает, что Бату скончался в 650 г. х. [14 марта 1253—2 марта 1254 г. н. э.], что почти точно соответствует лету 6761. В свою очередь, Рубрук при возвращении прибыл к Бату и разговаривал с ним 16 сентября 1254 года, следовательно, Бату умер не ранее осени 651 г. х. После смерти Бату его сыновья, Сартак и Улагчи, назначенные ему в преемники, скончались один за другим в 652 г. х. [21 февраля 1255—9 февраля 1256 г. н. э.], что соответствует лету 6763. Не сомневаюсь, что их быстрому уходу «поспособствовал» младший брат Бату, Берке, которого изгнал из Персии Хулагу именно в 652 г. х. Убив законных наследников Бату, Берке стал главным правителем в Дешт-и-Кипчаке (степях половецких). Таким образом, в 1256 году (тем более в 1257-м и 1258-м) ни Улагчи, ни Сартаха уже не было в живых – ещё одно свидетельство того, что Бату никакого отношения к Батыю не имел, а его вместе с семейством просто «втянули» в историю Руси уже в конце XIII – начале XIV веков для оправдания княжеских междоусобиц. Кстати, в Лаврентьевской летописи о Берке не сказано ни слова!

Слова «Князь же Борисъ поеха в Татары» означают, что сын Василько Константиновича, внук (по матери) Михаила Черниговского, князь ростовский Борис Василькович стал ещё и хозяином в Переяславле Русском, рядом с которым находилась столица «татар» – город Канович. Теперь находят объяснение частые визиты Бориса к «татарам» и смерть его у «татар» – это его вотчина. По-видимому, именно Борис Василькович помог Василию Александровичу (Войшелку) устранить Андрея Ярославича (убийцу Александра Ярославича) в 1264 году.

Далее: «В лето 6765 (1257) приехаша численици и сщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники, и идоша в Ворду. Толико не чтоша игуменовъ, черньцовъ, поповъ, крилошанъ, кто зрить на святую Богородицю и на Владыку». Десятники, сотники, тысячники и темники – это войсковые начальники, поэтому здесь речь идёт о комплектовании войска, а не о сборе налогов. Следовательно, Александр Ярославич начал собирать войско для изгнания галичан из Литвы. В результате: «В лето 6766 (1258) …поидоша князи в Татары – Олександръ, Андрей, Борисъ, Яраславъ тферьский, чтивше Улавчия, и вся воеводы, и отпущени быша въ свою отчину». Т. е. в 1258 году сыновья и внучатый племянник Ярослава Всеволодовича, забыв былые распри и укомплектовав войско, собрались в Кановиче (столице «татар»), откуда направились в Новогородок (столицу Великого княжества Литовского), чтобы изгнать оттуда галичан. «…Тое же зимы и приехаша численици в Володимерь. И поидоша численици и князи к Новугороду Великому – Александръ, Андрей, Борисъ, и щтоша, и поехаша опять в Володимерь. Александра же удержаша ноугородци и чтиша и много. Олександръ же, давъ имъ рядъ, и поеха с честью въ свою отчину», – галичане изгнаны из Новогрудка, но воинская обязанность распространилась и на Великий Новгород – предстоят более серьёзные сражения.

«В лето 6767 (1259) приеха из Новагорода Олександръ к святей Богородице в Ростовъ…», – Александр Ярославич приехал из Новогрудка в Ростов проконтролировать процесс комплектования войска для битвы при Дурбе, которая состоялась летом 1260 года. Все события этого года описаны в летописи двумя словами и одним числом: «В лето 6768», – и всё! Далее описываются события лета 6769. Вот и нашлась причина замены листа 167 – убрать из летописи упоминание об участии Александра Невского (на тот момент Миндовга) в битве при Дурбе, заметим, в битве более масштабной, чем Ледовое побоище. Наличие таких сведений могло бы отрицательно повлиять на процесс канонизации Александра в 1547 году.

В австрийских анналах битва при Дурбе упомянута как битва Тевтонского ордена с татарами (Tartari), которые вторглись в Пруссию: «1260. Hoc anno Tartari multa mala fecerunt in Pruzia. Contra quos congregati sunt fratres de domo Teutonicorum, in die sancte Margarete simul pugnantibus occisi sunt fratres de domo Teutonicorum…». («1260. В этот год татары напали на Пруссию. Против них ополчились братья Тевтонского ордена, сошлись в битве в день святой Маргариты, и были разбиты братья Тевтонского ордена…»)

Таким образом, «дети Тарха и Тары» (тартаре) надолго отбили у братьев Тевтонского ордена охоту воевать с Русью.

В битве также участвовал «Тройнат» в составе:

  • Андрей Ярославич (Товтивил) – брат Александра;

  • Василий Александрович (Войшелк, Тройден) – старший сын Александра;

  • Тимофей Александрович (Довмонт) – второй сын Александра.

После битвы Александр Ярославич отказался от католичества и вернулся в православие. Надобность в большом войске и его обеспечении отпала и в Великом княжестве Владимирском упразднили должности сборщиков налогов, о чём с пафосом и сообщается в летописи: «В лето 6770 (1262) …выгнаша из городовъ: из Ростова, изъ Володимеря, ис Суждаля, изъ Ярославля». В Ярославле сборщика налогов, монаха Зосиму, даже убили, но исключительно по причине его морального разложения: «…бе бо пьяница и студословець, празнословець и кощюньникъ». Этот факт описан в самом начале сохранившегося листа 168.

Далее на сохранившихся листах 168 и 169 даётся жизнеописание Александра Ярославича, которое начинается фразой: «В лето 6771 (1263) …преставися великый князь Олександръ, сынъ Ярославль».

На листе 169 подробно описана битва, за которую впоследствии Александр Ярославич получил прозвище Невский: «И бысть сеча велика надъ римляны. И изби множество бесчислено ихъ, и самому королеви взложи печать на лице острым своимъ копьем». Но она состоялась «в лето 6740», т. е. в 1232 году, когда Александру было всего 12 лет, а не в 1240-м(!), как принято в исторической науке. На 170 листе уже описываются события 1283 и 1284 годов, т. е. из летописи удалили все листы с описаниями событий 1264 – 1282 годов.

Итак, выдающийся государственный деятель XIII века (не только Руси!) Александр Ярославич, как и его отец Ярослав Всеволодович, стал жертвой отступления от принципа: «Кесарю кесарево, а Божие Богу». Для защиты своих подданных, в подавляющем числе ещё язычников (тартар), от радикалов от христианства (крестоносцев) он стал Миндовгом – отступником от православия, что повлекло последующее сокрытие и искажение его деятельности на протяжении 17 лет из всей его 43-летней жизни и дало простор для инсинуаций «настоящих историков».

Вот как характеризует деятельность Александра Ярославича профессиональный историк, профессор Андрей Буровский (в скобках даю свои комментарии):  

  • современники вовсе не так уж высоко оценивали его деяния. (Какие современники? Кто конкретно?)

– Да, в 1240 году, в возрасте 16 лет, он разгромил войско скандинавского ярла Биргера. В 1241 году он лихо воевал с крестоносцами из Тевтонского ордена и 5 апреля 1242 года разбил их на берегу Чудского озера. (Целый ворох нелепиц: битва со шведами состоялась в 1232 году, когда Александру было 12 лет; Биргер получил титул ярла в 1248 году; в 1241 году Александр ещё не воевал с крестоносцами.)

– Ратные подвиги Александра Невского в Новгороде ценили, но не чрезмерно. А вот захватчивым, жадным, самовластным и неуживчивым называли, и трижды вече распахивало ворота перед Александром Ярославовичем, говоря, что «перед князем путь чист», и никакие его ратные заслуги нисколько не мешали в этом. По крайней мере, национальным героем никто его в Новгороде не считал. (Что, в 1263 году профессор проводил социологический опрос в Новгороде?)

– Александр Невский тоже сделал выбор: вместе с ордынским, собственно татарским войском он активнейшим образом подавлял восстание во всех городах Северо-Восточной Руси. Подавлял с невероятной, просто пугающей жестокостью; дружинники Александра Ярославовича Невского, точно так же, как татары, отрезали пальцы, уши и носы, секли кнутом пленных, жгли дома и города. (В какой летописи об этом сказано? Какие конкретно города сжёг Александр?)

– Именно тогда кончился на Северо-Восточной Руси вечевой строй. И удавил самоуправление и демократию на этой части Руси не кто иной, как великий князь Владимирский Александр Ярославович Невский. (Александр Ярославич был великим князем Владимирским (1252 – 1263), великим князем Киевским (1246), великим князем Литовским (1247 – 1263). Неприлично профессору не знать элементарных вещей.)

– Московия, начало которой положил Александр Невский, станет сильнее других русских государств и сумеет задавить «конкурентов» (почему — особый разговор). И понесет всей Руси традиции холопства, азиатчины. А очень многие стороны нашей же собственной истории от нас же начнут скрывать. И потому истории о том, как национальный герой Руси-России Александр Невский разорял Русь вместе с монголами, вы не найдете ни в одном учебнике по истории, ни в одном официальном справочнике советского времени. (Монголы были на Руси только в воспалённом воображении профессора. Как можно разорять Русь вместе с фантомом?)

Примечательно ещё то, что Лаврентий писал летопись для Дмитрия Константиновича – князя Суздальского с 1356 года, великого князя Суздальско-Нижегородского с 1365 года, великого князя Владимирского в 1360 -1363 годах, правнука Андрея Ярославича (того самого Товтивила, младшего брата и убийцы Александра Невского) – князя Полоцкого и Городецкого, потомкам которого после убийства Александра Ярославича, с «разрешения хана» досталось Суздальское княжество.

 

Теги события:

Русь XIII век Русь средневековая Монголо-татарское нашествие История