Современная тележурналистика в КазНУ им.аль-Фараби

С.Х.Барлыбаева-д.и.н., профессор

факультета журналистики

КАзНУ им.аль-Фараби

 

Современная тележурналистика

в КазНУ им.аль-Фараби

 

В статье вы ознакомитесь с новыми технологиями в вещательной среде. Цифровая эпоха принципиально меняет вещательную среду, стирая грани между видами СМИ. На факультете журналистики КазНУ им.аль-Фараби, в Телерадиокомплексе им.М.К.Барманкулова используются новые цифровые информационные технологии, применяемые в настоящее время в работе телевидения и радиовещания. Новая модель конвергентной цифровой журналистики начала работать  в вузовской системе образования.

 

Глобальный  информационный процесс сильно повлиял на развитие национальных средств массовой коммуникации (СМК). Во всем мире происходит либерализация и глобализация информационных рынков. Одновременно с этими процессами происходит слияние компьютерных, телекоммуникационных и вещательных технологий, т.е. конвергенция. Подобная интеграция приводит к тому, что информационная индустрия расширяется, стирает жесткие границы между секторами традиционных систем массовой коммуникации и информации, создавая новые медиа-системы.

Телевидение – самое мощное средство коммуникации, когда–либо  изобретенное человеком, на пороге глубоких преобразований. В расширяющемся медиа пространстве печать, аналоговое радио и телевидение воспринимаются как «старые», традиционные СМИ, новые каналы доставки информации и сама информация, основанные на дигитализации, определяются как «новые медиа». Другое, предлагаемое в Интернете определение, описывает новые медиа как каналы цифровой коммуникации, в которых текст, графические и движущиеся изображения, звук представлены в едином «пакете» и которые имеют различные формы производства, распространения, приема и хранения конечного продукта.

Особенностью  новых СМИ стало изменение характера коммуникации. В них трудно различить массовую и личностную форму коммуникаций, массовые и немассовые средства информации. Потребление новых медиа имеет и будет иметь более индивидуальный характер. Новые медиа увеличивают возможности коммуникации, предлагают разное интерактивное взаимодействие пользователя и производителя, а также распространителя содержания.

В настоящее время бурно развиваются: Интернет-вещание,  кабельно-спутниковое, цифровое, интерактивное вещание, мобильное Интернет-вещание и др. Но не все решает техника. Все более возрастающую роль играет интеллектуальная  творческая личность, в чьих руках техника становится – фантастикой.

Работа мультимедийного журналиста требует профессиональных навыков, которые вырабатываются путем постоянной  тренировки, накопления практического опыта, помимо широкого кругозора, помимо мировоззренческой позиции, природных данных, образовательного уровня. Освоение телевизионной профессии возможно только в результате изучения всего курса теоретических дисциплин в сочетании с повседневной творческой практикой. Часто студенты факультетов и отделений журналистики судят о профессии тележурналиста лишь по тому, что видят на телеэкране, но это лишь видимая часть работы специалистов ТВ.

Главная часть работы остается по другую сторону экрана и эфира, а это огромный, кропотливый, тяжелый  труд со своими творческими, технологическими, нравственными особенностями. Это работа, требующая от журналиста крепких  нервов, физической выносливости, терпения, трудолюбия, умения работать в коллективе, коммуникабельности, чувства юмора, т.к.  работа на ТВ – коллективная, где задействованы: продюсер, режиссер, редактор, ТВ ведущий-модератор, художник, осветитель, операторы, звукооператоры и многие другие  специалисты своего дела. От профессионализма каждого члена творческого коллектива зависит успех передачи, программы, сюжета в целом.

Тележурналист – посредник между временем, воплощенном в творчестве, и телезрителями. Говоря о проблемах культуры выступления, необходимо учитывать законы эфирного общения, дистанции телевизионного общения, виды самого  общения, «дугу комфортной беседы», о пространственном взаимодействии, контакте глаз, личной дистанции общения, учитываем ли мы влияние собственного присутствия.

ТВ больше действует на наши эмоции, чем на разум. В 1980-е годы появилась «харизматическая концепция личности коммуникатора», применительно к исследованию ведущих на ТВ. Автор этой концепции Дж. Голдхабер, он утверждал, что успех информационных новостей больше зависит от «харизмы» личности, чем от содержания информационных программ. Аудитория стремится внутренне оценить любого коммуникатора, ведущего в кадре, как бы достроить для себя его образ. Эти процессы протекают неосознанно, но они влияют на восприятие телевизионной информации.

При общении с телевизионной аудиторией перед журналистом стоят следующие задачи:

  1. Привлечь внимание, заинтересовать аудиторию.
  2. Сохранить ритм передачи, чувствовать ее зрелищность.
  3. Управлять состоянием аудитории.
  4. Акцентировать психологическое единство участников и зрителей.
  5. Подчеркивать результативность совместных действий.

На вопрос – «Какими личными и профессиональными качествами должен обладать телеведущий?»,- журналисты ответили так, на первом месте преобладали личностные качества и, прежде всего, такие:

— независимость взглядов и мышления,

— умение отстаивать свою точку зрения,

— смелость, честность и порядочность,

— принципиальность и ответственность.

Только на этой основе могут формироваться профессиональные качества, такие, как:

— компетентность, эрудиция, образованность,

— умение выступать публично,

— обладать хорошей дикцией, искусством импровизации,

— естественность поведения и др.

Природа коммуникации требует от аудиовизуальных журналистов говорить с аудиторией на современном языке. К диалогу может привлечь: энергия мысли, энергия позиции, энергия ритма и паузы, максимум информации в единицу времени, энергия импровизации и др. Личный фактор играет большую роль на ТВ. Если в театр и кинотеатр идут на актера, на режиссера, то на телевидении, ТВ программу включают – на коммуникатора, ведущего-модератора, тележурналиста.

Телевидение – не только средства массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел.

Телевизионную лабораторию  и  кафедру телевизионной и радиожурналистики  на факультете журналистики КазНУ им.Аль-Фараби в 1966 году основал профессор, доктор филологических наук Марат Карибаевич Барманкулов – основатель теле-радио-журналистики в республике. Но в то время телестудия располагала лишь одной любительской видеокамерой. В середине 1990-х годов представительство ЮНЕСКО в Казахстане оборудовало телестудию и радиостудию новейшей в то время телевизионной  и радиоаппаратурой. С получением в 2009 году нового цифрового теле- и радиооборудования  теле-радио-лаборатория факультета журналистики приобрела более высокий статус-Телерадиокомплекса им.М.К.Барманкулова.

В настоящее время Телерадиокомплекс КазНУ — это учебно-производственная телестудия и радиостудия с новейшим цифровым оборудованием и всеми техническими условиями для  создания  телевизионных и радиопрограмм. Факультет журналистики КазНУ имени аль-Фараби располагает новейшим цифровым телерадиокомплексом, благодаря которому возможно  обучение студентов теле-радио мастерству на уровне ведущих телерадиокомпаний страны.

ТРК КазНУ, в первую очередь, – это учебная телестудия и радиостудия. Ежедневно здесь ведутся учебные занятия по радиожурналистике и тележурналистике, где ведут теоретические и практические классы преподаватели  факультета журналистики, а также ведущие телевизионные и радиожурналисты Казахстана.   Еженедельно в телестудии проходят встречи студентов с ведущими журналистами страны. Свои мастер-классы провели  тележурналисты  ТРК «Казахстан», «Хабара», «31 канала», ТРК «Астана», «КТК», «Алматы»  и другие.

Вся жизнь  и деятельность университета (научная, учебная, общественная, культурная, спортивная), всех его  14 факультетов освещается Телерадиокомплексом. Программы ТРК КазНУ факультета журналистики имеют большую социальную значимость для сохранения и приумножения научных, культурных ценностей, распространения знаний и традиций лучших образцов отечественной науки и образования.

В задачи  Телерадиокомплекса КазНУ им.М.К.Барманкулова входят:

— получение необходимых знаний о вещательных технологиях, о работе телевизионного и радиожурналиста,  редактора, режиссера и оператора,

— знакомство с технологией создания теле-радиопередач – как необходимым условием профессиональной подготовки радио и тележурналистов,

— овладение  методикой ТВ и радио интервьюирования, репортажа,

— знакомство со съемочным процессом, с техникой видео и радиомонтажа.

Работа Телестудии КазНУ им.М.К.Барманкулова — предназначена для   информационного, научно-образовательного, культурно-просветительного вещания по телевизорам-мониторам, которые расположены  по всему университетскому городку.

За это время работы ТРК подготовлено много тематических, авторских студенческих программ, документальных фильмов о ведущих ученых страны, социальных роликов и, конечно же, ежедневных событиях КазНУ, которые отражаются в новостных выпусках ТРК на казахском и русском языках.

Cреди наиболее значительных передач:

—  «Нанотехнологии в КазНУ»,

— о физиках-ядерщиках,

— о музее  биологии,

— социальные ролики: о вреде курения, об этическом поведении студентов,

— об Олимпиаде «Аль-Фараби»,

— видеофильмы о всех факультетах  университета,

— «Наурыз»,  «Студенческая весна», «Мисс КазНУ»,

— «Интернет журналистика», «Мир науки», «Мир Аль-Фараби»,

— «Студенческий Альянс Казахстана», «Теледебаты»,

и многие другие, которые вы можете увидеть, зайдя на главный сайт Казахского Национального университета им.аль-Фараби: www.kaznu.kz.

Телерадиокомплекс призван создать университетское телевидение для студентов факультета журналистики как учебную и практическую базу, позволяющую приобретать опыт работы в реальной журналистике.

Телестудия и радиостудия способствуют:

— формированию творческой среды для молодежи;

— повышению информированности преподавателей и студентов о жизни в КазНУ;

— популяризации научных, образовательных, культурных ценностей;

— применению полученных знаний в области ТВ и радио на практике;

— представлению в телевизионном и радиоэфире взглядов современной молодежи,

— пропаганде здорового образа жизни и др.

Телестудия и радиостудия предназначены для проведения учебных занятий и подготовки  программ в различных радио и телевизионных жанрах, а также по выполнению монтажа видео и звука на компьютерных станциях нелинейного (цифрового) монтажа.В Теле-радиокомплексе студенты факультета   приобретают практический  вещательный опыт работы в реальной телевизионной журналистике, что способствует скорейшей адаптации бакалавров и магистрантов к профессиональным требованиям, учитывая новые условия работы мультимедийного журналиста.

Цифровая эпоха принципиально меняет вещательную среду, стирая грани между видами СМИ. На факультете журналистики используются новые цифровые информационные технологии, применяемые в настоящее время в работе телевидения и радиовещания. Вещательная среда заставляет  создавать новую, соотносящуюся с целями и задачами, конвергентную журналистику.

Современный мир выдвинул на первый план  электронные средства массовой коммуникации. Интегрирующим элементом направления развития новых технологий являются сетевые цифровые технологии, электронные медиа. Создание различных медийных  информационных контекстов  требует особого умения, профессионального мастерства.

Новая модель конвергентной цифровой журналистики  начала работать  в вузовской системе образования, что позволяет готовить факультету журналистики КазНУ им.аль-Фараби мультимедийных, универсальных специалистов для современного медиарынка.